Особенности обновления продукции в условиях рынка

Специалисты в области инноваций выделяют инновации продукты и инновации-процессы (инновационный процесс).

Основное отличие между ними в этапах жизненного цикла. Этапы жизненного цикла инновационного процесса:

  • зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшеств);
  • освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производных изменений);
  • диффузия (распространение нововведения, тиражирование, многократное повторение на других объектах);
  • рутинизация (нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов).

Создание инновации-продукта сопровождается частичным или полным обновлением технологических процессов. При переходе от базовой технологии к новой происходит технологический разрыв (рис. 27). Например, в IBM выработана четкая программа реагирования на достижение технологического предела; корпорация проводит два альтернативных проекта:

  • выяснение естественных пределов совершенствования действующей базовой технологии;
  • поиск радикальной альтернативной технологии.

При создании технически сложной продукции необходимо учитывать технологические сдвиги при формировании жизненных циклов новой продукции.

Инновации, нововведения нельзя рассматривать, не учитывая новизну.

Новизна – совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта и дающих ему право называться новым.

Факторы новизны:

  • оригинальность идеи;
  • величина ассигнований на НИОКР;
  • коэффициент обновления основных фондов;
  • расходы на маркетинг;
  • объем продаж.

Рыночная новизна связана с расширением круга потенциальных потребителей, изменением потребностей покупателей, увеличением числа выполняемых функций изделием и т.д.

По американской методике процесс обновления характеризуется следующими показателями:

  • коэффициентом освоения выпуска изделий;
  • коэффициентом снятия изделий с производства;
  • коэффициентом обновления (сменяемости) производства продукции.

Коэффициент освоения (КОС)

отн. ед.;

Коэффициент снятия (КСН)

отн. ед.;

Коэффициент обновления (КОБН)

отн. ед.,

где ПОС – количество освоенных изделий;

ПСН – количество снятых изделий.

Мотивация обновления производства характеризуется следующими общими факторами:

  • переход выпускаемого изделия на потребительском рынке из фазы насыщения в фазу спада;
  • наличие конкурентоспособного нового изделия в стадии инновационного процесса;
  • высокий уровень эффективности нового оборудования или технологии;
  • низкий уровень удельной цены качества нового оборудования относительно удельной цены нового оборудования;
  • низкий процент банковских кредитов на инвестирование технического перевооружения.

Для товаров производственного назначения к числу факторов мотивации можно отнести:

  • уровень НТП в отрасли и на предприятиях, выпускающих аналогичную продукцию;
  • изменение экологических требований по эксплуатации продукции (например, производство холодильников в России);
  • государственная политика поддержки предпринимательства в производственной сфере.

Для потребительских товаров к факторам мотивации можно отнести:

  • изменение моды и стиля жизни (одежда, обувь и т.д.);
  • повышение внимания к здоровому образу жизни (пищевые добавки);
  • переоценка ценностей (изменение приоритетов) и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: