Специалисты в области инноваций выделяют инновации продукты и инновации-процессы (инновационный процесс).
Основное отличие между ними в этапах жизненного цикла. Этапы жизненного цикла инновационного процесса:
- зарождение (осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшеств);
- освоение (внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производных изменений);
- диффузия (распространение нововведения, тиражирование, многократное повторение на других объектах);
- рутинизация (нововведение реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов).
Создание инновации-продукта сопровождается частичным или полным обновлением технологических процессов. При переходе от базовой технологии к новой происходит технологический разрыв (рис. 27). Например, в IBM выработана четкая программа реагирования на достижение технологического предела; корпорация проводит два альтернативных проекта:
- выяснение естественных пределов совершенствования действующей базовой технологии;
- поиск радикальной альтернативной технологии.
|
|
При создании технически сложной продукции необходимо учитывать технологические сдвиги при формировании жизненных циклов новой продукции.
Инновации, нововведения нельзя рассматривать, не учитывая новизну.
Новизна – совокупность свойств, характеризующих радикальность изменений объекта и дающих ему право называться новым.
Факторы новизны:
- оригинальность идеи;
- величина ассигнований на НИОКР;
- коэффициент обновления основных фондов;
- расходы на маркетинг;
- объем продаж.
Рыночная новизна связана с расширением круга потенциальных потребителей, изменением потребностей покупателей, увеличением числа выполняемых функций изделием и т.д.
По американской методике процесс обновления характеризуется следующими показателями:
- коэффициентом освоения выпуска изделий;
- коэффициентом снятия изделий с производства;
- коэффициентом обновления (сменяемости) производства продукции.
Коэффициент освоения (КОС)
отн. ед.;
Коэффициент снятия (КСН)
отн. ед.;
Коэффициент обновления (КОБН)
отн. ед.,
где ПОС – количество освоенных изделий;
ПСН – количество снятых изделий.
Мотивация обновления производства характеризуется следующими общими факторами:
- переход выпускаемого изделия на потребительском рынке из фазы насыщения в фазу спада;
- наличие конкурентоспособного нового изделия в стадии инновационного процесса;
- высокий уровень эффективности нового оборудования или технологии;
- низкий уровень удельной цены качества нового оборудования относительно удельной цены нового оборудования;
- низкий процент банковских кредитов на инвестирование технического перевооружения.
Для товаров производственного назначения к числу факторов мотивации можно отнести:
|
|
- уровень НТП в отрасли и на предприятиях, выпускающих аналогичную продукцию;
- изменение экологических требований по эксплуатации продукции (например, производство холодильников в России);
- государственная политика поддержки предпринимательства в производственной сфере.
Для потребительских товаров к факторам мотивации можно отнести:
- изменение моды и стиля жизни (одежда, обувь и т.д.);
- повышение внимания к здоровому образу жизни (пищевые добавки);
- переоценка ценностей (изменение приоритетов) и т.д.