Цена товара представляет денежное выражение его стоимости.
Ценообразование в маркетинге основополагается на следующих целях:
- сбыт (вначале цены проникновения, затем престижные цены);
- уровень прибыли (вначале престижные цели, затем цены проникновения);
- существующее положение (средние цены).
Каждая фирма на целевом сегменте рынка в определенный момент может иметь одновременно несколько целей для разных групп товаров.
Ошибки в ценовой политике:
- излишняя ориентация цен на себестоимость;
- запаздывание (или излишнее упреждение) в реакции цен на рыночные изменения;
- недостаточный учет реальной ситуации на рынке;
- отсутствие вариации цен в зависимости от различных составных частей.
Проблемы ценообразования:
- выбор оптимального способа (метода) ценообразования;
- адаптация цены к изменениям обстоятельств и возможностей;
- восприятие цен потребителями и эластичность спроса;
- ценовая политика в условиях конкурентной борьбы.
Ценообразование включает следующие этапы; (рис. 31)
Рис. 31. Последовательность ценообразования
Задачи ценообразования:
- обеспечение выживаемости товара на рынке;
- максимизация текущей прибыли;
- завоевание лидерства по показателям доли рынка, качественным показателям товара.
Установление окончательной цены зависит от состояния спроса, уровня издержек, выбранного метода ценообразования, рыночной конкуренции.