Маркетинговая логистика – планирование, внедрение и контроль над физическими потоками материалов и готовой продукции, начиная с пунктов происхождения и заканчивая пунктами назначения, в целях наиболее эффективного удовлетворения запросов покупателей.
Ф. Котлер, ссылаясь на Венделла Стюарта, представляет основные виды деятельности в маркетинговой логистике. (рис 42)
Рис.42. Основные виды деятельности в маркетинговой логистике
Миссия логистики – доставка требуемого продукта в надлежащем состоянии в нужное время и нужное место при минимальных расходах.
Критерии уровня (качества) логистической деятельности:
- скорость обработки и выполнения сбытовых заказов;
- своевременность по срокам доставки и качеству доставленных товаров;
- возможность выбора клиентом точного времени доставки и типа транспортных средств;
- наличие запасных частей и возможность монтажа и ремонта;
- сервисные сборы: сочетание платного и бесплатного обслуживания;
- готовность в кратчайшие сроки удовлетворить повышенный спрос;
- готовность принять и заменить некондиционный товар;
- готовность держать товарные запасы в интересах клиентов.
Одна из центральных проблем логистики – складирование продукции. Японская система «Кан бан» («точно – вовремя») сократила производственные запасы на судостроительных предприятиях с месяца до 3 дней, уменьшив нагрузку на склады.
|
|
При выборе пунктов размещения складов можно использовать следующую формулу
ПЗ = К×ЕН + ИС + ИТ ®min,
где ПЗ – суммарные приведенные затраты по каждому предлагаемому варианту размещения складов;
К – капитальные вложения на сооружение, приобретение или аренду объектов хранения продукции;
ЕН – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (ЕН =0,15);
ИС, ИТ – годовые издержки, связанные с содержанием складов и доставкой материалов со складов в адрес потребителя.
Вторая важная проблема связана с оптимизацией партии поставки (рис. 43).
Рис. 43. Оптимизация размера партии поставки (объема заказа)
Третья проблема логистики – организация транспортировки продукции (рис. 44).
Рис. 44. Выбор вида транспорта
В таблице 8 представлена сравнительная характеристика грузооборота США и России.
Таблица 8
Доля грузооборота по видам транспорта (%)*
№ | Вид транспорта | Доля в грузообороте, % | Основные перевозимые товары | |
США | Россия | |||
Железнодорожный | Песок, удобрения, сырье, мебель, мука, сахар, автомобили | |||
Водный | Уголь, соль, зерно, лес, руда | |||
Автомобильный | Одежда, сигареты, книги, картофель, аппаратура | |||
Трубопроводный | Нефть, газ, химикаты, уголь | |||
Воздушный | 0,2 | 0,02 | Приборы, медикаменты, цветы, скоропортящиеся продукты |
* При пересчете грузооборота в т-км доля железнодорожных перевозок возрастет до 40%, трубопроводных – до 45%, водных – до 10%, автомобильные – снизятся до 5%.
|
|