Оптовая торговля. Оптовая торговля – это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами

Оптовая торговля – это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно (А.А. Романов).

Оптовая торговля – это все виды деятельности, связанные с поставкой товаров и услуг рыночным посредникам, розничной торговле или корпоративным клиентам. К оптовой торговле не относится сбытовая деятельность производителей и розничных торговцев (Ф. Котлер).

Различия между оптовой и розничной торговлей:

  • меньшее внимание оптовиков продвижению и атмосфере помещений компании (фирмы);
  • больший объем и меньшее количество оптовых сделок;
  • разная степень государственного регулирования оптовой и розничной торговли.

Функции оптовой торговли:

  • продажа и продвижение;
  • закупки и формирование ассортимента;
  • складирование и транспортировки;
  • финансирование (кредитование) клиентов;
  • принятие риска;
  • предоставление маркетинговой информации;
  • услуги по управлению и консультационные услуги.

Исходное направление в маркетинге торговли – учет торговых особенностей различных категорий товаров. С этой точки зрения выделяют следующие категории товаров:

  • штабельные товары, они закупаются у одних поставщиков в течение длительного времени, это – электротовары, инструменты, предметы домашнего обихода, некоторая часть текстильных товаров (пряжа, постельное белье);
  • модные товары, для которых характерно постоянное влияние моды – одежда, нательное белье, трикотаж, аксессуары;
  • продукты питания;
  • крупногабаритные товары – мебель, громоздкие электротовары, велосипеды;
  • особые ассортиментные группы – товары с подготовкой, взаимодополняющие товары.

Ф. Котлер выделяет четыре типа оптовых торговцев:

  • оптовики с полным циклом обслуживания (торговцы оптом, дистрибьюторы товаров промышленного назначения);
  • оптовики с ограниченным циклом обслуживания (компании «cash and carry»); оптовики-коммивояжеры; оптовики-брокеры; оптовики-консигнанты; производственные кооперативы; оптовики, торгующие по каталогам;
  • брокеры и агенты;
  • отделения и конторы производителей и розничных торговцев.

В России организационные формы оптовой торговли определяются тенденциями, сложившимися до 90ых годов. Следует выделить наличие прямых хозяйственных связей, функционирование оптовых ярмарок. В то же время на территории России действуют в качестве оптовых посредников и представленные Ф. Котлером типы оптовиков. Компании «cash and carry» («плати и уноси») в отечественной практике работают как мелкооптовые рынки, продающие товары не только розничным магазинам, но и потребителям.

Последствия нарушения союзного рынка оказались едва ли не наиболее масштабными именно для перспектив маркетинга закупок и сбыта. В общем виде они представлены на рис. 45.

Рис. 45. Последствия разрушения союзного рынка
для закупок, логистики, сбыта

Зарубежные специалисты в этой связи видят серьезные проблемы на пути применения классических построений теории сбыта и маркетинга в России (табл. 9).


Таблица 9

Западная теория сбыта и российская реальность

Западная теория ·Компании должны использовать наиболее эффективные структуры каналов сбыта ·Посредники в системе сбыта играют важную роль: разбивка крупных партий товара, продажа продуктов «в наборе» и т.д. ·Конфликты в рамках канала сбыта управляемы
Российская действительность ·Сбыт находится в состоянии постоянного изменения ·Система сбыта во многом криминальна и контролируется организованной преступностью ·Каналы сбыта получают краткосрочную выгоду из неэффективности рынка
Следствие ·Необходимо использовать различные модели каналов сбыта ·Система сбыта удаляет производителя от потребителя, а бартер еще более усугубляет ситуацию ·Высокие затраты на построение канала сбыта и низкий контроль над системой ценообразования в рамках канала удорожают цену продажи

Маркетинговые решения оптовиков:

  1. Выбор целевого рынка
  2. Формирование товарного ассортимента и комплекса услуг.
  3. Ценообразование.
  4. Стимулирование сбыта.
  5. Выбор места размещения предприятия.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: