Оптовая торговля – это форма отношений между предприятиями, организациями, при которой хозяйственные связи по поставкам продукции формируются сторонами самостоятельно (А.А. Романов).
Оптовая торговля – это все виды деятельности, связанные с поставкой товаров и услуг рыночным посредникам, розничной торговле или корпоративным клиентам. К оптовой торговле не относится сбытовая деятельность производителей и розничных торговцев (Ф. Котлер).
Различия между оптовой и розничной торговлей:
- меньшее внимание оптовиков продвижению и атмосфере помещений компании (фирмы);
- больший объем и меньшее количество оптовых сделок;
- разная степень государственного регулирования оптовой и розничной торговли.
Функции оптовой торговли:
- продажа и продвижение;
- закупки и формирование ассортимента;
- складирование и транспортировки;
- финансирование (кредитование) клиентов;
- принятие риска;
- предоставление маркетинговой информации;
- услуги по управлению и консультационные услуги.
Исходное направление в маркетинге торговли – учет торговых особенностей различных категорий товаров. С этой точки зрения выделяют следующие категории товаров:
- штабельные товары, они закупаются у одних поставщиков в течение длительного времени, это – электротовары, инструменты, предметы домашнего обихода, некоторая часть текстильных товаров (пряжа, постельное белье);
- модные товары, для которых характерно постоянное влияние моды – одежда, нательное белье, трикотаж, аксессуары;
- продукты питания;
- крупногабаритные товары – мебель, громоздкие электротовары, велосипеды;
- особые ассортиментные группы – товары с подготовкой, взаимодополняющие товары.
Ф. Котлер выделяет четыре типа оптовых торговцев:
- оптовики с полным циклом обслуживания (торговцы оптом, дистрибьюторы товаров промышленного назначения);
- оптовики с ограниченным циклом обслуживания (компании «cash and carry»); оптовики-коммивояжеры; оптовики-брокеры; оптовики-консигнанты; производственные кооперативы; оптовики, торгующие по каталогам;
- брокеры и агенты;
- отделения и конторы производителей и розничных торговцев.
В России организационные формы оптовой торговли определяются тенденциями, сложившимися до 90ых годов. Следует выделить наличие прямых хозяйственных связей, функционирование оптовых ярмарок. В то же время на территории России действуют в качестве оптовых посредников и представленные Ф. Котлером типы оптовиков. Компании «cash and carry» («плати и уноси») в отечественной практике работают как мелкооптовые рынки, продающие товары не только розничным магазинам, но и потребителям.
Последствия нарушения союзного рынка оказались едва ли не наиболее масштабными именно для перспектив маркетинга закупок и сбыта. В общем виде они представлены на рис. 45.
Рис. 45. Последствия разрушения союзного рынка
для закупок, логистики, сбыта
Зарубежные специалисты в этой связи видят серьезные проблемы на пути применения классических построений теории сбыта и маркетинга в России (табл. 9).
Таблица 9
Западная теория сбыта и российская реальность
Западная теория | ·Компании должны использовать наиболее эффективные структуры каналов сбыта ·Посредники в системе сбыта играют важную роль: разбивка крупных партий товара, продажа продуктов «в наборе» и т.д. ·Конфликты в рамках канала сбыта управляемы |
Российская действительность | ·Сбыт находится в состоянии постоянного изменения ·Система сбыта во многом криминальна и контролируется организованной преступностью ·Каналы сбыта получают краткосрочную выгоду из неэффективности рынка |
Следствие | ·Необходимо использовать различные модели каналов сбыта ·Система сбыта удаляет производителя от потребителя, а бартер еще более усугубляет ситуацию ·Высокие затраты на построение канала сбыта и низкий контроль над системой ценообразования в рамках канала удорожают цену продажи |
Маркетинговые решения оптовиков:
- Выбор целевого рынка
- Формирование товарного ассортимента и комплекса услуг.
- Ценообразование.
- Стимулирование сбыта.
- Выбор места размещения предприятия.