Компания (фирма) решает вопрос о выборе вида распределения. Существует три вида распределения:
- эксклюзивное;
- селективное;
- интенсивное.
Эксклюзивное распределение характеризуется жестко ограниченным числом посредников, работающим по эксклюзивным дилерским соглашениям.
Селективное распределение увеличивает число посредников, но не до максимального числа.
Интенсивное распределение – максимальное число посредников.
Классификация зависимых и независимых посредников представлена на рисунках 39, 40.
Рис. 40. Классификация зависимых посредников
Дистрибьюторы регулярного типа имеют или арендуют складские площади и осуществляют в полном объеме коммерческую и производственную деятельность, входящую в компетенцию посредника. Торговые маклеры не имеют (не арендуют) складских площадей, у них более узкий профиль деятельности, они имеют дело с транспортировкой и доставкой крупногабаритной продукции.
Аспект различий между посредниками нарастает от брокера к дистрибьютору.
|
|
Типы посредников | Аспект различий |
Брокер Агент Коммивояжер Комиссионер Консигнатор Дилер Джоббер Дистрибьютор | 1. Право собственности на товар. 2. Физический контакт с товаром. 3. Тип контакта с покупателем. 4. Размеры партии товара. 5. Наличие помещения, оборудования. 6. Наличие складской сети. 7. Полномочия по сделкам. 8. Ареал действий. 9. Формы стимулирования. |
Агенты, брокеры, коммивояжеры, комиссионеры и консигнаторы не претендуют на право собственности на товары, работают за комиссионное вознаграждение или платежи за услуги.
Промышленные агенты заменяют сбытовой аппарат крупных предприятий, сбытовые агенты – небольших предприятий.
Закупочные конторы – самостоятельные коммерческие предприятия, оплата их услуг производится из расчета определенного процента от годовых продаж.
Аукционы – вид деятельности сбытовых организаций, осуществляемый на рынках бывшего в употреблении оборудования.
Джоббер не имеет складской сети и работает либо с мелкими партиями товара, с крупными, «с колес», обеспечивая немедленную перегрузку без промежуточного складирования.
Наиболее многозначен в практическом использовании термин «дилер». В расширенном понимании этого слова это любой посредник, в наиболее конкретном – посредник, работающий от своего лица и за свой страх и риск. В российской деловой практике термин «дилер» используется по-разному и чаще всего обозначает постоянство связи посредника с той или иной фирмой-производителем, при самом различном функциональном и правовом содержании этой связи.
В отечественной практике джоббер, как посредник утвердился в книжной торговле. Он скупает у издателя весь тираж или значительную его часть, затем на книжной ярмарке продает мелким оптовикам – трейдерам, трейдеры привозят товар на мелкооптовый рынок, продают розничным торговцам. В нашем городе есть несколько мелкооптовых ярмарок (ДК им. В. Чкалова, на метро Гагаринской).