Существуют два основных способа реализации продукции:
- работа на заказ;
- работа на свободном рынке.
Работа на заказ предполагает, что предприятие работает на заранее известный рынок.
Работа на свободный рынок осуществляется через оптовую и розничную торговлю. Разновидностью розничной торговли является прямой маркетинг. Он представлен магазинной и внемагазинной розничной торговлей.
Магазинные формы прямого маркетинга:
- магазины – демонстрационные залы;
- магазины, торгующие по каталогам.
Внемагазинные типы прямого маркетинга:
- заказ по почте или телефону;
- торговое обслуживание школ, больниц, учреждений;
- продажа через автоматы;
- телемаркетинг;
- личные продажи.
Личные (персональные) продажи – устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями.
Преимущества персональных продаж:
- непосредственный характер отношений «продавец–покупатель»;
- наличие двусторонней связи;
- возможность установления долговременных личных отношений между продавцом и покупателем;
- получение определенной реакции со стороны покупателя.
Организационные формы персональных продаж:
|
|
- продажа «одни на один»;
- продажа «один многим»;
- многоуровневый (сетевой) маркетинг.
Многоуровневый (сетевой) маркетинг представляет собой «пирамидальный» вариант персональной продажи, при котором компания нанимает независимых работников, которые становятся дистрибьюторами ее продукции; они нанимают других людей и продают им товар, эти люди нанимают распространителей и т.д. Конечная продажа осуществляется чаще всего на дому у покупателей. Дистрибьютор получает определенный процент от продаж всей ниже стоящей торговой группы, а также из заработка от собственной продажи товаров конечным потребителям («Цептер», «Гербалайф» и т.д.).