Артистизм речевого действия

Важнейшей из спектра культурных функций риторики является эстетически-экспрессивная функция. Действенно-выразительное сло­во способно возбуждать особого рода эмоциональные реакции специ­фически культурного свойства. Переживания красоты, изящества, гармонии звучащего слова являются эстетическими эмоциями.

Выразительные возможности живого слова направлены на то, чтобы. доставить духовное удовольствие воспринимающим речь. Артистизм при произнесении речи сам по себе может доставлять наслаждение и тем самым делать речь убедительной.

Согласно античной теории искусства в основе всякого искусства заложено явление мимесиса, подражания. Подражая образцам, и сам сможешь достигнуть высот в любом виде деятельности, т.е. мастерства.

Вспомним, что одной из отличительных черт древних греков является неудержимое стремление к любым состязаниям во всех сферах общественной жизни. Среди гимнастических, мусических и прочих агонов произнесение речей также становится предметом соревнования, победа в котором могла прославить человека на всю Элладу. Театрализация постепенно внедряется в обыденную жизнь в виде праздничных действ или похоронных тризн в честь истори­ческих событий или дней рождений именитых особ. Все большее место занимают цирковые и сценические представления. Лучшие актеры отличались многими талантами, синтетической техникой; они были музыкантами, певцами, декламаторами, танцовщиками, ведь «музы ходят хороводом». Эти актеры считались гордостью своего времени и города, в котором родились.

По мнению Лукиана, задачей актеров было овладеть своеобраз­ной наукой подражания, изображения, выражения мыслей, умение сделать ясным даже сокровенное. Требование ясности, столь важ­ное в античной риторической традиции, распространилось и на теат­ральное искусство. Все изображаемое актером, должно было быть предельно ясным и понятным и не нуждаться в толкователе. Тогда задача изобразить и выразить сокровенное могла быть выполнена.

Интересными представляются взгляды русского режиссера и теоретика театра Н. Н. Евреинова, который считает, что человеку при­сущ «инстинкт преображения, инстинкт противопоставления образам, принимаемым извне <...> инстинкт трансформации видимостей Природы, достаточно ясно раскрывающий свою сущность в понятии «театральность» [7: 381]. В истории культуры театральность, по его мнению, является некоего рода пред-искусством. В чувстве театральности, а не в утилитаризме первобытного человека надо видеть начало всякого искусства.

Учение о реалистических основах театра, нацеленное на выяв­ление «живой, подлинной жизни», основано на лучших традициях русской художественной культуры. Принципиальное значение для искусства и науки речевого поведения имеет рождение нового творческого метода воспитания актера К. С. Станиславского. Этот метод помогает познать свою природу, сберечь творческие возмож­ности, указывая пути, по которым следует направлять талант с наи­меньшей затратой сил и с большим успехом для дела. Настоящая, единственная цель системы Станиславского - «дать актеру в руки самого себя», научить понять свои слабости и достоинства, помочь поверить в себя. Не случайно все последователи системы ответст­венно и бережно относились к идее самоусовершенствования - не только в актерском, но и в человеческом плане. Перед театральной педагогикой система ставит две основные задачи: формирование творческой личности ученика и раскрытие этой личности. Система Станиславского может быть полезной риторическому искусству как практическое учение о природных органических законах творчества.

Важное требование творческого метода Станиславского состоит в подчинении игры актера естественным, органическим законам природы человека. Для актера необходимо известное равновесие между жизнью и игрой. Если актер нарушает его, то игра перестает быть искусством. Не слияние, не отождествление актера с образом является законом актерского искусства, а их диалектическое единст­во, взаимодействие и взаимопроникновение. Первым и главным принципом системы Станиславского является принцип жизненной правды - особое «чувство правды». Ничего приблизительного, наро­читого, механического, ложно-театрального. Природа искусства тре­бует и такой важной способности от актера, которую можно назвать «чувством формы». Это особое чувство дает возможность свободно распоряжаться всеми выразительными средствами. Критериями выразительности являются, прежде всего, простота, ясность, чисто­та, четкость, художественная законченность, экономия выразитель­ных средств.

Ритору, так же как и актеру, необходимы и чувство правды и чувство формы. Он должен привести в надлежащее состояние свой инструмент, сделать его податливым творческому импульсу. Готов­ность в любой момент осуществить нужное действие предполагает отлаженную работу внутренней (психологической) техники и внеш­ней (физиологической). Внутренняя техника-это способность вы­зывать в себе правильное самочувствие, именно оно обеспечивает готовность и желание действовать. Элементами внутренней техники являются активная сосредоточенность (внимание), свободное от напряжений тело (сценическая свобода), воображение и фантазия, правильная оценка предлагаемых обстоятельств. Фундаментом актерской техники является действие. В действии наиболее полно осуществляется единство физического и психического, причем одно рождает другое. В действии человек проявляет себя целиком и без остатка художественные замыслы и намерения, творческое вооду­шевление, фантазии и чувства, знания, опыт и жизненные наблюде­ния, вкус, темперамент, юмор, обаяние, выразительность.

Если не упражнять своих способностей, то можно перестать заме­чать, что мы ими обладаем. Одним из основных элементов творче­ского состояния является внимание Непроизвольное внимание-это только первая стадия внимания Оно может носить активный волевой характер. Любой человек из личного опыта знает, как много для выпол­нения любого вида деятельности значит сосредоточенность на ней сознания. Необходимо учиться быть господином своего внимания. Оно позволит видеть ясно и отчетливо собственную мысль, свою цель Внимание - это готовность психики воспринимать, это готов­ность души к познанию. Если внимание художника рассеяно, творче­ская задача не будет выполнена В зависимости от характера объекта внимание бывает внешним и внутренним. Первое реагирует на реак­цию аудитории, слышит, как зал живет, дышит, воспринимает, оно позволяет согласовывать речевой поступок с поведением собеседни­ков Мобилизация внутреннего внимания регулирует наши внутренние ощущения: образы, намерения, желания, размышления, чувства.. Внимание - проводник чувств, учит Станиславский Поддерживает и стимулирует внимание интерес и увлеченность. Они, можно сказать, нераздельны и вместе способны победить зажим и обеспечить необ­ходимые условия для творческого самочувствия.

Мучительные страдания неопытного оратора проявляются в пси­хофизическом зажиме, напрягаются мышцы, тело, кажется, дереве­неет, учащается дыхание, сохнет во рту т.д. Это состояние и при­стальное собственное внимание к нему может принять форму доми­нанты, т.е. такой реакции организма, которая поглощает все силы, всю духовную и физическую энергию. Болезнь «ораторской лихо­радки» проявляется в напряженности, неловкости, смущении, стра­хе, вследствие этого утрачивается способность последовательно мыслить, владеть своим голосом и телом Чем больше человек ста­рается скрыть от других свое состояние, тем заметнее для окружа­ющих его бедственное положение, тем более беспомощным выгля­дит он со стороны. Притвориться и обмануть не удастся! Внешняя свобода - результат свободы внутренней Абсолютная внутренняя убежденность-залог свободы Понимание дела (последователь­ности своих действий) обеспечит уверенность в своих силах. Бла­годаря действию чрезмерное мускульное напряжение исчезает. Взаи­мосвязь между мускульной свободой и вниманием такова, чем сосре­доточеннее человек внутренне, тем меньше напряжены его мышцы, и наоборот, чем больше у человека напряжены мышцы, тем слабее активность его внимания Станиславский писал о том, что труд артиста, когда он действительно является творческим, сопряжен с очень незначительным использованием физической энергии. Он требует затраты не столько телесных сил, сколько душевной энергии; огром­ного внутреннего напряжения при физической свободе. Физическая свобода - это такое состояние организма, при котором на каждое движение, на каждое положение тела в пространстве затрачивается столько мускульной энергии, сколько это движение или положение тела требуют - не больше и не меньше

Еще один важный элемент достижения свободы и настоящего творческого самочувствия - фантазия. Всякое произведение искус­ства есть в известной степени продукт фантазии художника. Фанта­зия может проявляться с большей или меньшей смелостью, само­стоятельностью, яркостью. Фантазия - это свободное соединение и сочетание различных образов. Материалом для фантазии служит мате­риал из жизненного опыта. Сама же способность фантазии сводится к комбинированию этого материала Разве в момент инвенции (изобре­тения мыслей) мы не пользуемся этим источником, черпая из него известные нам идеи, не стремимся отыскать новые? Никто не станет отрицать, что дети более склонны к фантазии. Что может сравниться с фантазией, проявляющейся в их играх? Не знание законов жизни питает фантазию, а чувство и воображение! Ребенок наивен, доверчив, поэтому фантазии его свободны и богаты Вера и наивность необхо­димы и художнику.

Эмоциональная память- это та кладовая, из которой человек извлекает материал для своих фантазий. Основной источник обра­зов - зрительное восприятие Образ как бы сдваивает реальное и идеальное, и его можно увидеть только внутренним взором. Образ нельзя понять, он противоположен логосу. Он не связан с волей -основным «контролирующим» началом человека. Он формируется воображением, впечатлениями, ассоциациями, памятью и пости­гается чувством, интуицией. Оценка образа формируется по прин­ципу: «нравится» - «не нравится». Восприятие речи обусловлено сферами психики воспринимающего: желаниями, волнениями, эмо­циями, настроениями, симпатией, эмпатией. В книге «Работа актера над собой» Станиславский подчеркивает, что непосредственное обще­ние - это всегда процесс обмена душевными токами. Внимание к «таинственному дыханию зала» отличает и оратора. Для него обрат­ная связь, отклик, эмоциональный контакт, чувство связи с аудито­рией, с со-беседником, с со-участником, с со-творцом в огромной степени стимулирует процесс его творчества.

В искусстве красноречия решающее значение имеют интонация и жест (музыка и пластика). Устойчивое дыхание, ясность и вырази­тельность звукового потока, физический тонус, точность движений, осанка - все это средства раскрытия внутреннего состояния чело­века.

Четкое движение звуков - дикция, гибкое движение голоса - интонация, оптимальное движение тела - параязык- будут следу­ющими отдельными разделами в нашем разговоре об артистизме речевого действия, важнейшими выразительными средствами кото­рого, на наш взгляд, они являются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: