Государственные и муниципальные органы власти как основные субъекты управления социальной сферой: структура и функции

Государственные и муниципальные органы власти являются основными субъектами управления социальной сферой, т.е. теми, кто его формирует и реализует. Именно от них в значительной степени зависит качество социального управления, его конечный эффект. Но современная система социального управления отличается многосубъектностью.К субъектам социальной политики и социального управления относятся также: а) государственные и негосударственные учреждения, организации и предприятия социальной сферы; б) бизнес-структуры, работодатели – социальные группы, занимающие командные места в хозяйственном управлении предприятиями, создающие рабочие места и проводящие социальную политику по отношению к своим работникам и к территории, где расположено предприятие; в) третий сектор, социальные институты гражданского общества – профессиональные организации (профсоюзы) и другие объединения наемных работников, политические партии и движения и другие общественные организации (общество по защите прав потребителей, женские, молодежные, благотворительные организации и др.); г) международные правительственные и общественные организации и фонды (ООН, МОТ, МВФ и др.) и др. Таким образом, в широком смысле к субъектам социальной политики и социального управления относятся все социальные группы и их организации, активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы общества, отдельных социальных групп, индивидов в рассматриваемой сфере, а также формируемые на этой основе социальные институты.

Госоргструктуры социального управления на федеральном уровне: 1) при Президенте РФ: Управления Администрации (по работе с обращениями граждан и организаций, по научно-образовательной политике, по общественным связям и коммуникациям и др.), Госсовет, Советы (по развитию гражданского общества и правам человека, по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, по развитию науки и образования, по культуре и искусству, по жилищной политике и повышению доступности жилья, по развитию физкультуры и спорта и др.), комиссии (по делам ветеранов, инвалидов и др.); 2) законодательная власть: в ГД РФ Комитеты по труду, социальной политике и делам ветеранов, по охране здоровья, по образованию, по физкультуре, спорту и делам молодежи, по вопросам семьи, женщин и детей, и др.; Комитеты Совета Федерации (по социальной политике и др.), комиссии; 3) исполнительная власть: Министерство труда и социальной защиты, Минздравоохранения, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство спорта, Министерство связи и массовых коммуникаций и др., их структурные подразделения. Оргструктуры социального управления на региональном уровне: 1) законодательная власть: в АКЗС Комитеты по социальной политике, по здравоохранению и науке; 2) исполнительная власть: при Администрации Алтайского края ГлавАлтайсоцзащиты, Управления по образованию и делам молодежи, по труду и занятости, по физкультуре и спорту, развитием туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, по культуре и архивному делу и др.

В территориальном разрезе общепринятым является выделение: 1) федерального уровня (уровня центра); 2) регионального (уровня субъекта Федерации, федерального округа); 3) уровня местного самоуправления. Кроме того, в социальной политике необходимо также учитывать и наднациональный, межгосударственный уровень (политика Европейского Союза, ШОС, БРИКС, АТЭС и др.), а также глобальный уровень, уровень всего человечества (политика ООН), что важно при анализе процессов глобализации, регулирования устойчивого развития международного сообщества.

Особенности изменения значимости субъектов политики и уровней реализации социального управления в России: 1) сохранение ведущей роли государства в процессах развития социальной сферы; 2) повышение значимости международного уровня социального управления (глобализация) и общества в целом (российского социума); 3) регионализация в социальном управлении в России в 1990-х гг. и повышение роли Центра с конца 1990-х; 4) муниципализация социального управления (закон №131-ФЗ); 5) рост значимости работодателей (бизнес-структур) как самостоятельного субъекта социального управления (в сфере формирования условий и оплаты труда, политике занятости); 6) укрепление социальной политики в отношении отдельного человека и семьи.

Функции. Функции социального управления: 1) по воспроизводству социальной сферы: защитная (в т.ч. компенсационная), интеграционная, распределительная; социализирующая; 2) по развитию, преобразованию социальной сферы: инновационная, стабилизационная, стимулирующая. Современные особенности реализации функций социального управления: больше внимания защитной, стабилизационной и инновационной функциям.

Источники финансирования. Основным источником финансирования социальной сферы является государственный бюджет. Предварительно (по плану): в 2014 г. доходная часть бюджета составила 13 570,5 млрд. рублей (18,5 процентов ВВП), расходы бюджета – 13 960,1 млрд. рублей.

Кроме средств государственного бюджета и средств государственных внебюджетных фондов социальная политика финансируется за счет средств населения, а также средств предприятий и учреждений. К последним относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, добровольные взносы, направляемые на социальную поддержку работников предприятий и членов их семей, средства благотворительности и спонсорства на оказание помощи отдельным неблагополучным социальным группам и учреждениям, а также средства на благоустройство территории.

В годы реформ значительно изменилось соотношение финансовых средств социального управления при сохранении главной роли государственного бюджета; сформированы новые источники финансирования социальной сферы: государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФОМС, ФОСС и др.), Фонд национального благосостояния (часть Стабилизационного фонда с 2008 г.), благотворительные и спонсорские средства предприятий, российских общественных и международных организаций и населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: