Сущность социальной политики государства. Социальная политика государства:
1) как часть политики (внешней и внутренней): совокупность взаимоотношений социальных групп (классов, слоев, общностей) по отстаиванию своих интересов и улучшению своего социального положения; связана с другими видами, направлениями политик; не должна быть асоциальной;
2) деятельность субъектов политики:
- по развитию социальной сферы, улучшению социального положения различных групп;
Социальное положение – ключевое понятие социальной политики.
В целом социальная политика представляет собой деятельность, направленную на социальное развитие общества, совершенствование его социальной сферы, удовлетворение и гармонизацию социальных потребностей личности и социальных групп населения. Она проявляется через регулирование деятельности соответствующих социальных институтов, среди которых наиболее значимую роль играют семья, собственность, система образования, здравоохранение, культура, средства массовой информации, общественные объединения.
|
|
Три этапа формирования системы социального управления в России (по степени внимания государства к социальным проблемам и характеру решаемых задач):
I этап – начало 1990-х гг.: социальное управление направлено на последствия экономических преобразований и трансформацию институтов социальной сферы; реакция на экономические реформы, на изменение принципов финансирования социальной сферы;
II этап – с середины 1990-х гг. до 2004 г: изменилось отношение к социальному управлению и социальной политике: 1996-1997 гг.: начало обсуждения и подготовка ряда преобразований в социальной сфере; начало 2000-х: реализация замыслов – крупнейшие социальные институциональные реформы. Но социальные реформы не стали приоритетными в деятельности государства, место и роль социальных проблем в политической повестке государства принципиально не изменились.
III этап – 2005-2008 гг. по н/в: поворотный для социального управления и социальной политики – перемещение социальных проблем в эпицентр политики: 2005 г.: начало реформы социальных льгот (Федеральный закон № 122); задача сокращения бедности; сент. 2005 г.: начало реализации 4-х приоритетных национальных проектов; май 2006 г.: крупномасштабная программа по преодолению демографического кризиса, меры по стимулированию рождаемости.
IV этап – 2009 г. по н/в: адаптация к глобальному экономическому кризису, стремление сохранить достигнутые позиции, внедрение инновационных механизмов в развитие социальной сферы.
Цели социальной политики государства. Современные цели социальной политики учитывают комплекс сложившихся условий развития общества, различаются по характеру и форме в различных регионах, государствах.
|
|
Основная задача сегодня: создание государством и другими субъектами политики и управления условий для реализации населением (отдельными группами, личностью) собственных возможностей в обеспечении достойных условий своего существования.
Процесс разработки и реализации целей социальной политики сопряжен с проблемой выбора социальных приоритетов, т.е. социальных задач, которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения.
Базовыми задачами социальной политики являются: повышение качества жизни и достижение благосостояния человека с учетом удовлетворения необходимых потребностей; обеспечение равновесия, стабильности и динамизма политической системы, создание условий достижения социальной безопасности в обществе, на основе использования имеющихся материальных и духовных ресурсов.
Основной задачей социальной политики является обеспечение социальной безопасности общества, социальной защиты его членов и создание условий для реализации равенства социальных шансов у всех категорий граждан. Социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение потребностей индивидов и их коллективов на общественно установленном уровне, независимо от трудоспособности, устранять или минимизировать основополагающие формы неравенства, связанные с оплатой по результатам труда.
Приоритеты социальной политики государства. Выбор приоритетов социальной политики связан с нахождением баланса между противоречивыми процессами и тенденциями в жизни регионов, городов и муниципальных образований. Речь идет в первую очередь о противоположных интересах и нахождении баланса интересов. Важное значение имеет также достижение баланса текущих и перспективных интересов. Это проявляется, в частности, в разрешении противоречия между необходимостью наполнения доходной части бюджета, с одной стороны, и в тоже время необходимостью не задавить производителя налогами, с другой стороны.
Современные государственные социальные приоритеты национального масштаба зафиксированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. (КДР), долгосрочных социальных программах и др. В КДР в качестве целевых ориентиров выделены высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие. Развитие человеческого потенциала России – первое направление перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития: путем преодоления негативных демографических тенденций; формирования условий для устойчивого повышения заработной платы, создания эффективных механизмов регулирования рынка труда; повышения размера пенсий до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров; обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, перехода к непрерывному индивидуализированному образованию для всех; создания эффективной адресной системы поддержки бедных и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей; значительного снижения социальной поляризации (доля среднего класса составит более половины населения, бедных – 6%), регионального неравенства и др.
В «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года» определена главная цель – достижение высокого уровня и качества жизни населения, основанного на опережающих темпах инновационного экономического роста, усилении стратегических позиций региона в аграрном, промышленном и туристическом комплексах России («Комплексное развитие Алтайского Приобья», «Бирюзовая Катунь», «Сибирская монета» и др.). Одной из основных задач является развитие человеческого потенциала и повышение качества человеческого капитала Алтайского края на основе совершенствования системы среднего, среднего профессионального и высшего образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, последовательной модернизации системы здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, кардинального улучшения социального обустройства малых городов и сельских поселений края, повышения социальной мобильности населения и создания новых объектов инновационной инфраструктуры мирового уровня
|
|
Принципы социального государства. Принципы социального управления: 1) общеуправленческие (комплексность, системность, приоритетность, дифференцированный подход к решению проблем, субсидиарность и др.) и 2) специфические, относящиеся преимущественно к социальному управлению (социальная справедливость как основной принцип, социальная солидарность, социальная ответственность, социальная стандартизация, социальное страхование, адресность социальной поддержки и др.).Центральное место среди них занимает принцип социальной справедливости. Современным содержанием данного принципа является создание условий для реализации потенциала человека, социальных групп, общества.
Изменение принципов социального управления в годы реформ проявилось в: 1) более системном подходе к управлению социальными процессами, большей приоритетности в решении социальных вопросов; 2) усилении дифференцированного подхода к регулированию социальной сферы, формировании адресной социальной защиты; 3) приоритете экономических инициатив по сравнению с социальной поддержкой; 4) смещении акцентов от административных к экономическим методам управления; социальной стандартизации (определение перечня социальных гарантий, социальных услуг с указанием источников их финансирования); 5) переходе от преимущественно социальной поддержки к развитию страховых принципов социального управления; 6) формировании многоканального финансирования социальной сферы, развитии благотворительности и спонсорства; 7) новой идеологии социального управления (установление паритета всех видов доходов, полученных социально допустимыми способами, снятие ограничений на рост доходов и др.).
|
|
Модели социального государства. Социальное государство — это государство с политической системой значительного перераспредения материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня и качества жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Признаки социального государства: высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников; социально ориентированная структура экономики; формирование гражданского общества; разработка государством разнообразных социальных программ; развитое социальное законодательство; утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности; социальная ответственность перед гражданами. Функции социального государства: поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, детства; устранение социального неравенства путем перераспределения доходов; финансовая поддержка образовательных и культурных программ; Борьба с безработицей.
Социальное государство в России: с 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7).Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия: каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум; каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи; нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.
Основные целевые, политико-идеологические модели (формы) социального управления и социальной политики (по Г. Эспринг-Андерсену): 1) (нео)либерализм (США, Великобритания, Канада): минимальное вмешательство государства; создание для всех классов, групп, слоев номинально равных стартовых условий; опора на собственные силы, самоорганизация своей жизни; социальная база – адаптированные средне- и высокодоходные слои общества; 2) (нео)консерватизм (Германия, большинство стран Европы): акцент на социальное страхование; ориентация на адаптирующиеся слои и группы, социальную динамику; сохранение значимых для населения ценностей, социальных институтов в отличие от сохранения отмирающих институтов, не поддерживаемых реальной жизнью; 3) социально-демократическая модель (Швеция, Норвегия и др. – скандинавские страны): всеобщая социальная поддержка; борьба с бедностью и политика полной занятости; высокий уровень перераспределения доходов (через налоговую систему).В настоящее время в РФ используются элементы всех трех моделей в социальном управлении.