Социальная политика государства: сущность, цели и приоритеты. Основные принципы и модели социального государства

Сущность социальной политики государства. Социальная политика государства:

1) как часть политики (внешней и внутренней): совокупность взаимоотношений социальных групп (классов, слоев, общностей) по отстаиванию своих интересов и улучшению своего социального положения; связана с другими видами, направлениями политик; не должна быть асоциальной;

2) деятельность субъектов политики:

- по развитию социальной сферы, улучшению социального положения различных групп;

Социальное положение – ключевое понятие социальной политики.

В целом социальная политика представляет собой деятельность, направленную на социальное развитие общества, совершенствование его социальной сферы, удовлетворение и гармонизацию социальных потребностей личности и социальных групп населения. Она проявляется через регулирование деятельности соответствующих социальных институтов, среди которых наиболее значимую роль играют семья, собственность, система образования, здравоохранение, культура, средства массовой информации, общественные объединения.

Три этапа формирования системы социального управления в России (по степени внимания государства к социальным проблемам и характеру решаемых задач):

I этап – начало 1990-х гг.: социальное управление направлено на последствия экономических преобразований и трансформацию институтов социальной сферы; реакция на экономические реформы, на изменение принципов финансирования социальной сферы;

II этап – с середины 1990-х гг. до 2004 г: изменилось отношение к социальному управлению и социальной политике: 1996-1997 гг.: начало обсуждения и подготовка ряда преобразований в социальной сфере; начало 2000-х: реализация замыслов – крупнейшие социальные институциональные реформы. Но социальные реформы не стали приоритетными в деятельности государства, место и роль социальных проблем в политической повестке государства принципиально не изменились.

III этап – 2005-2008 гг. по н/в: поворотный для социального управления и социальной политики – перемещение социальных проблем в эпицентр политики: 2005 г.: начало реформы социальных льгот (Федеральный закон № 122); задача сокращения бедности; сент. 2005 г.: начало реализации 4-х приоритетных национальных проектов; май 2006 г.: крупномасштабная программа по преодолению демографического кризиса, меры по стимулированию рождаемости.

IV этап – 2009 г. по н/в: адаптация к глобальному экономическому кризису, стремление сохранить достигнутые позиции, внедрение инновационных механизмов в развитие социальной сферы.

Цели социальной политики государства. Современные цели социальной политики учитывают комплекс сложившихся условий развития общества, различаются по характеру и форме в различных регионах, государствах.

Основная задача сегодня: создание государством и другими субъектами политики и управления условий для реализации населением (отдельными группами, личностью) собственных возможностей в обеспечении достойных условий своего существования.

Процесс разработки и реализации целей социальной политики сопряжен с проблемой выбора социальных приоритетов, т.е. социальных задач, которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения.

Базовыми задачами социальной политики являются: повышение качества жизни и достижение благосостояния человека с учетом удовлетворения необходимых потребностей; обеспечение равновесия, стабильности и динамизма политической системы, создание условий достижения социальной безопасности в обществе, на основе использования имеющихся материальных и духовных ресурсов.

Основной задачей социальной политики является обеспечение социальной безопасности общества, социальной защиты его членов и создание условий для реализации равенства социальных шансов у всех категорий граждан. Социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение потребностей индивидов и их коллективов на общественно установленном уровне, независимо от трудоспособности, устранять или минимизировать основополагающие формы неравенства, связанные с оплатой по результатам труда.

Приоритеты социальной политики государства. Выбор приоритетов социальной политики связан с нахождением баланса между противоречивыми процессами и тенденциями в жизни регионов, городов и муниципальных образований. Речь идет в первую очередь о противоположных интересах и нахождении баланса интересов. Важное значение имеет также достижение баланса текущих и перспективных интересов. Это проявляется, в частности, в разрешении противоречия между необходимостью наполнения доходной части бюджета, с одной стороны, и в тоже время необходимостью не задавить производителя налогами, с другой стороны.

Современные государственные социальные приоритеты национального масштаба зафиксированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. (КДР), долгосрочных социальных программах и др. В КДР в качестве целевых ориентиров выделены высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие. Развитие человеческого потенциала России – первое направление перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития: путем преодоления негативных демографических тенденций; формирования условий для устойчивого повышения заработной платы, создания эффективных механизмов регулирования рынка труда; повышения размера пенсий до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров; обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, перехода к непрерывному индивидуализированному образованию для всех; создания эффективной адресной системы поддержки бедных и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей; значительного снижения социальной поляризации (доля среднего класса составит более половины населения, бедных – 6%), регионального неравенства и др.

В «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года» определена главная цель – достижение высокого уровня и качества жизни населения, основанного на опережающих темпах инновационного экономического роста, усилении стратегических позиций региона в аграрном, промышленном и туристическом комплексах России («Комплексное развитие Алтайского Приобья», «Бирюзовая Катунь», «Сибирская монета» и др.). Одной из основных задач является развитие человеческого потенциала и повышение качества человеческого капитала Алтайского края на основе совершенствования системы среднего, среднего профессионального и высшего образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, последовательной модернизации системы здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, кардинального улучшения социального обустройства малых городов и сельских поселений края, повышения социальной мобильности населения и создания новых объектов инновационной инфраструктуры мирового уровня

Принципы социального государства. Принципы социального управления: 1) общеуправленческие (комплексность, системность, приоритетность, дифференцированный подход к решению проблем, субсидиарность и др.) и 2) специфические, относящиеся преимущественно к социальному управлению (социальная справедливость как основной принцип, социальная солидарность, социальная ответственность, социальная стандартизация, социальное страхование, адресность социальной поддержки и др.).Центральное место среди них занимает принцип социальной справедливости. Современным содержанием данного принципа является создание условий для реализации потенциала человека, социальных групп, общества.

Изменение принципов социального управления в годы реформ проявилось в: 1) более системном подходе к управлению социальными процессами, большей приоритетности в решении социальных вопросов; 2) усилении дифференцированного подхода к регулированию социальной сферы, формировании адресной социальной защиты; 3) приоритете экономических инициатив по сравнению с социальной поддержкой; 4) смещении акцентов от административных к экономическим методам управления; социальной стандартизации (определение перечня социальных гарантий, социальных услуг с указанием источников их финансирования); 5) переходе от преимущественно социальной поддержки к развитию страховых принципов социального управления; 6) формировании многоканального финансирования социальной сферы, развитии благотворительности и спонсорства; 7) новой идеологии социального управления (установление паритета всех видов доходов, полученных социально допустимыми способами, снятие ограничений на рост доходов и др.).

Модели социального государства. Социальное государство — это государство с политической системой значительного перераспредения материальных благ в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня и качества жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Признаки социального государства: высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников; социально ориентированная структура экономики; формирование гражданского общества; разработка государством разнообразных социальных программ; развитое социальное законодательство; утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности; социальная ответственность перед гражданами. Функции социального государства: поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); охрана труда и здоровья людей; поддержка семьи, материнства, детства; устранение социального неравенства путем перераспределения доходов; финансовая поддержка образовательных и культурных программ; Борьба с безработицей.

Социальное государство в России: с 1993 года Россия официально провозглашена социальным государством (Конституция Российской Федерации, глава 1, статья 7).Задача социального государства — обеспечить своим гражданам следующие условия: каждый гражданин должен иметь достойный человека прожиточный минимум; каждый трудоспособный человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание всей семьи; нетрудоспособные или граждане, не имеющие по каким-либо причинам возможности трудиться (дети, больные, инвалиды, пенсионеры, безработные, беженцы и переселенцы), должны иметь возможность поддерживать обычный жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных субъектами, участвующими в экономической жизни страны.

Основные целевые, политико-идеологические модели (формы) социального управления и социальной политики (по Г. Эспринг-Андерсену): 1) (нео)либерализм (США, Великобритания, Канада): минимальное вмешательство государства; создание для всех классов, групп, слоев номинально равных стартовых условий; опора на собственные силы, самоорганизация своей жизни; социальная база – адаптированные средне- и высокодоходные слои общества; 2) (нео)консерватизм (Германия, большинство стран Европы): акцент на социальное страхование; ориентация на адаптирующиеся слои и группы, социальную динамику; сохранение значимых для населения ценностей, социальных институтов в отличие от сохранения отмирающих институтов, не поддерживаемых реальной жизнью; 3) социально-демократическая модель (Швеция, Норвегия и др. – скандинавские страны): всеобщая социальная поддержка; борьба с бедностью и политика полной занятости; высокий уровень перераспределения доходов (через налоговую систему).В настоящее время в РФ используются элементы всех трех моделей в социальном управлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: