Конституция Украины закрепляет право граждан на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по не зависящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом. Одним из элементов социальной защиты граждан является социальное обеспечение.
Социальное обеспечение — это предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных граждан.
Виды, социального обеспечения:
1) пенсии;
2) социальные пособия и помощь. К их числу относится,
например, государственная помощь семьям с детьми;
3) льготы. Например, предоставление права бесплатно
го проезда в общественном транспорте отдельным катего
риям граждан;
4) содержание нетрудоспособных граждан в домах для
престарелых и инвалидов.
Социальное обеспечение осуществляется за счет специальных фондов или Государственного бюджета.
Социальное страхование — одна из основных гарантий социального обеспечения. Суть социального страхования состоит в том, что граждане и иные юридические лица всех форм собственности в обязательном порядке вносят плате-
|
|
жи в специальные фонды, за счет которых осуществляется социальное обеспечение.
15.2. Виды пенсий в соответствии с законодательством Украины
Пенсия является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан.
Пенсия — ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам.
Порядок назначения и выплаты пенсий регулируется Законом Украины «О пенсионном обеспечении» (5 ноября 1991 г.) и рядом других законов.
Виды пенсий:
1) трудовые пенсии. Основаниями для назначения трудовой пенсии являются достижение определенного возраста (его называют пенсионным) и наличие определенного стажа работы. Разновидности трудовых пенсий:
— пенсия по возрасту. По общему правилу, право на
пенсию по возрасту имеют мужчины, достигшие 60
лет, и женщины, достигшие 55 лет. Второе условие
для назначения пенсии по возрасту — наличие об
щего трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет
для женщин. Ряд категорий работников имеет право
на пенсию по возрасту на льготных условиях: в таких
случаях пенсионный возраст и трудовой стаж снижа
ются;
— пенсия за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет назна
чается, как правило, независимо от достижения
определенного возраста. Главное условие — наличие
специального трудового стажа. Право на пенсию
по выслуге лет имеют военнослужащие и работники
органов внутренних дел, государственные служащие,
некоторые другие категории работников;
|
|
— пенсия по инвалидности. Основное условие для назна
чения данного вида пенсии — стойкое нарушение
функций организма, которое вынуждает больного
прекратить профессиональный труд или существенно
изменить его условия. Существует две разновидности
пенсий по инвалидности. Пенсия по инвалидности
вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания назначается независимо от стажа ра-
боты. Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания зависит от наличия стажа работы, однако он существенно ниже, чем стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту; — пенсия по случаю потери кормильца. Право на этот вид пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, находившиеся на его содержании (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные супруг, родители, иные члены семьи); 2) социальные пенсии. Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию. Например, социальная пенсия назначается гражданам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим необходимого стажа работы или никогда не работавшим.
15.3. Виды государственной помощи семьям с детьми
Правовое регулирование данного вида социального обеспечения осуществляется на основании Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» (новая редакция от 22 марта 2001 г.). Закон определяет виды государственной помощи семьям с детьми и круг лиц, которые вправе претендовать на получение этой помощи.
Виды государственной помощи семьям с детьми:
1) пособие в связи с беременностью и родами. Этот вид
пособия выплачивается женщинам за весь период отпуска
по беременности и родам в размере 100 % среднемесячного
дохода (стипендии, денежного обеспечения, пособия по
безработице), но не менее 25 % прожиточного минимума
для трудоспособного лица в месяц;
2) единовременное пособие по случаю рождения ребен
ка назначается в размере прожиточного минимума для
детей в возрасте до 6 лет и выплачивается одному из роди
телей (усыновителю или опекуну);
3) пособие по уходу за ребенком до достижения им трех
летнего возраста назначается в размере прожиточного ми
нимума для детей в возрасте до 6 лет и ежемесячно выпла
чивается лицу, которое фактически осуществляет уход за
ребенком (один из родителей, усыновитель, опекун, бабка,
дед или иной родственник);
4) пособие на детей, которые находятся под опекой или
попечительством. Этот вид пособия назначается опекуну
или попечителю ребенка. Размер пособия равняется разнице между прожиточным минимумом для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным размером получаемых на ребенка алиментов и пенсий за предыдущие шесть месяцев;
5) пособие малообеспеченным семьям с детьми. Пособие назначается семье с детьми в возрасте до 16 лет (учащихся — до 18 лет), если среднемесячный совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума для семьи. Размер пособия определяется как разница между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом за предыдущие шесть месяцев.
Все виды государственной помощи семьям с детьми, кроме пособия по беременности и родам, назначают и выплачивают органы социальной защиты населения по месту проживания родителей (усыновителей, опекуна, попечителя). Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы (службы).
15.4. Юридические гарантии права на охрану здоровья
Конституция Украины гарантирует каждому человеку право на охрану здоровья, медицинскую помощь, медицинское страхование.
Охрана здоровья — это система мероприятий, направленных на сохранение и развитие физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека.
|
|
«Основы законодательства Украины об охране здоровья» (19 ноября 1992 г.) включают в понятие «охрана здоровья» несколько компонентов, поскольку здоровье человека зависит от многих факторов:
— жизненный уровень, необходимый для поддержания
здоровья человека;
— безопасную для жизни и здоровья окружающую при
родную среду;
— санитарно-эпидемиологическое благополучие терри
тории проживания; А
— безопасные и здоровые условия труда, обучения, быта
и отдыха;
— квалифицированную медико-санитарную помощь;
— достоверную и своевременную информацию о состоя
нии своего здоровья и здоровья населения;
— участие в формировании государственной политики
в области здравоохранения и управлении здравоох
ранением;
— возмещение причиненного здоровью вреда и некото
рые другие положения.
Конституция Украины содержит ряд важных юридических гарантий охраны здоровья населения:
1) государственное финансирование программ, связан
ных с охраной здоровья;
2) бесплатная медицинская помощь в государственных
и коммунальных учреждениях здравоохранения;
3) недопустимость сокращения существующей сети
государственных и коммунальных медицинских учрежде
ний;
4) содействие со стороны государства развитию лечеб
ных учреждений всех форм собственности;
5) развитие физической культуры и спорта;
6) обеспечение санитарно-эпидемиологического благо
получия.
Нормативные источники
Основы законодательства Украины об охране здоровья: Закон Украины от 19 ноября 1992 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1993. — № 4Л— Ст.19.
О пенсионном обеспечении: Закон Украины от 5 ноября 1991 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 1992. — №3. — Ст.10.
О внесении изменений в Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми»: Закон Украины от 22 марта 2001 г. // Вздомоста Верховно! Ради Украши. — 2001. — №20.— Ст. 102.
Глава 16 ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
16.1. Финансовое право и финансовая система Украины
Финансовое право — это отрасль права, регулирующая ' общественные отношения в области мобилизации, распределения и использования государственных финансовых средств.
|
|
Финансовое право регулирует исключительно отношения, возникающие в финансовой деятельности государства: составление, утверждение, исполнение бюджета, сбор платежей и налогов, государственное финансирование и кредитование, регулирование денежной и валютной систем и др. Денежные отношения между физическими и юридй^" ческими лицами, например, отношения в сфере банковской деятельности, регулируются другими отраслями права.
Финансовое законодательство Украины — это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы финансового права. К их числу относятся Бюджетный ко^ деке Украины (22 июня 2001 г.), Закон Украины «О системе налогообложения» (18 февраля 1997 г.), Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменениями), Декрет Кабинета Министров Украины «Об акцизном сборе» (1993 г.). и другие нормативно-правовые акты.
Финансовая система Украины включает:
1) общегосударственный централизованный фонд
(Государственный бюджет Украины);
2) централизованные фонды для отдельных терри
торий (местные бюджеты);
3) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд со
циального страхования, Фонд для осуществления мер по
ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения и другие фонды);
4) децентрализованные фонды (финансы отраслей на
родного хозяйства, предприятий разных форм собственнос
ти, учреждений и организаций);
5) разные формы кредита (банковского и государствен
ного). Государственный внутренний кредит представляет
собой привлечение государством свободных средств насе
ления (путем выпуска облигаций и других ценных бумаг)
с последующим возвратом этих средств. Государственный
внешний кредит представляет собой заимствование средств
других государств и международных организаций. Обслу
живание внешнего кредита осуществляется в первую оче
редь. Банковский кредит предоставляется из свободных
средств Национальным банком Украины коммерческим
банкам;
6) страхование (например, государственное социальное
страхование от несчастных случаев на производстве и про
фессиональных заболеваний, которые повлекли утрату
трудоспособности).
16.2. Финансовые правоотношения
Урегулированные финансово-правовыми нормами общественные отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, принято называть финансовыми правоотношениями.
Субъектами финансовых правоотношений являются: государство; административно-территориальные образования; юридические лица — предприятия и организации всех форм собственности, учреждения, общественные организации (коллективные субъекты); физические лица (индивидуальные субъекты).
Например, государство выступает как самостоятельный субъект в межгосударственных финансовых, кредитных и валютных отношениях или в лице органов государственной власти и через уполномоченные финансовые и кредитные органы, которые представляют внутригосударственные интересы в бюджетных и кредитных правоотношениях.
Административно-территориальные единицы являются субъектами финансового права, поскольку наделяются правом на бюджет, который предопределяет их право на
получение доходов и финансирование расходов, выпуск местных ссуд и тому подобное.
К коллективным субъектам финансового права Украины принадлежат;
— органы законодательной, исполнительной и конт
рольной власти — Верховная Рада, Счетная палата,
Кабинет Министров, Министерство финансов, Госу
дарственное казначейство, которые согласно Консти
туции принимают участие в финансовых правоотно
шениях;
— органы местного самоуправления и их исполнитель
ные органы, которые собирают налоги, финансируют
расходы, наполняют и тратят внебюджетные фонды
и др.;
— юридические лица —• предприятия разных форм соб
ственности, которые платят налоги, получают финансо
вую поддержку из бюджета, являются пользователями
банковских займов, участниками торгов на биржах;
— некоммерческие учреждения, которые получают из
бюджета ассигнования для своей деятельности и всту
пают в другие виды финансовых правоотношений.
Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства). В частности, согласно ст. 67 Конституции все граждане обязаны платить налоги и сборы, ежегодно подавать декларации о своем имущественном положении и доходах за прошлый год.
Следовательно, субъекты финансового права —- это юридические и физические лица, которые наделены финансовой правосубъектностью, включающей финансовую правоспособность и финансовую дееспособность этих лиц. Но субъектами финансовых правоотношений отмеченные лица становятся только в результате наступления определенного юридического факта, который порождает фактические правоотношения, а следовательно, конкретные субъективные права и юридические обязанности этих лиц.
16.3. Бюджетная система Украины
Важной составной частью финансовой системы Украины является бюджетная система. Бюджет — это роспись доходов и расходов государства или иного собственника бюджета
на определенный период (по общему правилу — на 1 календарный год). Бюджетная система Украины состоит из Государственного бюджета и местных бюджетов, к которым относятся:
1) бюджет Автономной Республики Крым;
2) областные, районные бюджеты, бюджеты районов в
городах;
3) бюджеты местного самоуправления (бюджеты терри
ториальных громад сел, поселков, городов и их объедине
ний).
Государственный и местные бюджеты могут состоять из общего и специального фондов.
Общий фонд бюджета включает:
1) все доходы бюджета, кроме предназначенных для
зачисления в специальный фонд. К доходам бюджета отно
сят налоговые поступления, доходы от собственности и
предпринимательской деятельности, административные
сборы и платежи, поступления от штрафов и финансовых
санкций и др.;
2) все расходы бюджета за счет поступлений в общий
фонд бюджета. Бюджетные средства расходуются на вы
полнение функций государства, задач местного самоуправ
ления;
3) финансирование общего фонда бюджета. Данный
раздел общего фонда бюджета определяет источники по
крытия дефицита бюджета, а также расходование финан
сов, образовавшихся в результате превышения доходов
бюджета над его расходами.
Специальный фонд бюджета включает:
1) бюджетные назначения на расходы за счет конкретно
определенных источников поступлений;
2) гранты или подарки, полученные распорядителями
бюджетных средств для конкретной цели;
3) разницу между доходами и расходами специального
фонда бюджета.
Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины или путем принятия решения соответствующего совета.
16.4. Бюджетный процесс и его стадии
Бюджетный процесс — это деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета и утверждению отчета о его исполнении.
В соответствии с Бюджетным кодексом Украины бюджетный процесс включает следующие стадии:
1) составление проектов бюджетов. Проект Государ
ственного бюджета Украины составляет Кабинет Мини
стров Украины. После принятия Верховной Радой Украины
закона о Государственном бюджете во втором чтении Совет
министров Автономной Республики Крым, местные госу
дарственные администрации и исполнительные органы
сельских, поселковых, городских советов готовят проекты
решений о соответствующих местных бюджетах;
2) рассмотрение и принятие закона о Государственном
бюджете Украины, решений о местных бюджетах. Закон о
Государственном бюджете Украины рассматривается Вер
ховной Радой Украины и принимается не позднее 1 декабря
года, предшествующего плановому. Бюджет Автономной
Республики Крым, областные и районные бюджеты, город
ские (городов Киева и Севастополя, городов АРК и городов
областного значения) рассматриваются и утверждаются
соответствующим советом не позднее чем в двухнедельный
срок после официального опубликования закона о Государ
ственном бюджете Украины. Городские (городов районного
значения) бюджеты, районные в городах (если такие со
зданы), поселковые и сельские бюджеты утверждаются
соответствующими советами не позднее, чем в двухнедель
ный срок после утверждения районного или городского
(городов Киева и Севастополя, города АРК либо города об
ластного значения) бюджета;
3) исполнение бюджета. Исполнение Государственно
го бюджета Украины обеспечивает Кабинет Министров
Украины. Исполнение местных бюджетов обеспечивают
местные государственные администрации, исполнитель
ные органы местных советов или городские, поселковые
либо сельские головы (если исполнительные органы в
местном совете не созданы). В случае необходимости на
этой стадии вносятся изменения в нормативно-правовые
акты о бюджетах;
4) подготовка ш рассмотрение отчета об исполнении
бюджета и принятие решения по нему. Кабинет Министров представляет в Верховную Раду отчет об исполнении Государственного бюджета Украины, а Верховная Рада принимает решение сто отчету. Регулярные отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета должны быть обнародованы. Местньые исполнительные органы отчитываются об исполнении меостных бюджетов перед соответствующими советами.
16.S. Государственный бюджет Украины
Государственный бюджет Украины — это централизованный фонд фидаансовых ресурсов государства, необходимый для материа. льного воплощения функций Украинского государства.
Он утверждаеется Верховной Радой Украины в форме закона на один каалендарный год.
Проект Законна о Государственном бюджете Украины разрабатывает Кабинет Министров Украины. Он должен быть представледа Верховной Раде Украины не позднее 15 сентября года, предшествующего плановому.
Верховная Радаа Украины рассматривает проект Закона в трех чтениях и: принимает Закон о Государственном бюджете до 1 декабрхя года, предшествующего плановому.
Если до началаа нового бюджетного периода не вступил в силу Закон о Государственном бюджете, Кабинет Министров Украины шмеет право осуществлять расходы и взимать обязательнее платежи в бюджет в соответствии с законом о Государственном бюджете на предшествующий бюджетный перииод.
Кабинет Министров Украины обеспечивает исполнение Государственного бюджета Украины. Обслуживание бюджетных операщнй осуществляется Государственным казначейством Украаины.
Контроль за исполнением Государственного бюджета возложен на Верхховную Раду Украины. В частности, Счетная палата от имеэни Верховной Рады Украины осуществляет контроль за использованием средств Государственного бюджета Украинцы. В случаях, определенных Бюджетным кодексом (например, изменение структуры расходов), Вер-
ховная Рада вправе внести изменения в закон о Государственном бюджете. Верховная Рада Украины принимает решение по отчету об исполнении Государственного бюджета Украины.
16.6. Понятие налога и его виды
Для осуществления функций государства и содержания государственного аппарата необходимы финансовые средства. Доходы государства в значительной мере складываются из налоговых поступлений в бюджет.
Налог —■ это установленный государством обязательный платеж, который вносится в бюджет государства в размерах и в сроки, определенные законом.
Плательщиками налогов являются физические и юридические лица. Уплата налогов, установленных законом, является конституционной обязанностью каждого человека.
Виды налогов в Украине и порядок их внесения в бюджет определяются Законом Украины «О системе налогообложения» (18 февраля 1997 г.) и другими нормативно-правовыми актами. В настоящее время Верховная Рада Украины работает над принятием Налогового кодекса Украины.
В Украине существуют следующие виды налогов:
1) по действию в пространстве различают общегосудар
ственные и местные налоги. Общегосударственные на
логи устанавливаются Верховной Радой Украины, платель
щик вносит их в Государственный бюджет (например, налог
на добавленную стоимость, подоходный налог с физических
лиц, налог на прибыль предприятий, акцизный сбор). Мест
ные налоги устанавливаются местными советами, эти на
логи направляются в местный бюджет (например, налог на
рекламу, коммунальный налог, гостиничный сбор, рыноч
ный сбор);
2) по методу взыскания налоговых средств различают
прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взыскивают
ся непосредственно с доходов или имущества физических
или юридических лиц (например, подоходный налог с фи
зических лиц). Косвенные налоги вносят в бюджет произ
водители товаров и услуг, включая сумму налога в цену
товара или услуги (например, налог на добавленную стои
мость);
3) по субъекту уплаты налога различают налоги, упла
чиваемые физическими лицами (например, подоходный
налог); налоги, уплачиваемые юридическими лицами (на
пример, налог на прибыль); налоги, уплачиваемые и физи
ческими, и юридическими лицами (например, налог с
владельцев транспортных средств);
4) по объекту налогообложения различают налоги на
имущество (например, налог на землю) и налоги на дохо
ды (например, налог на прибыль);
5) по ставке налогообложения — прогрессивные (рас
считываются по принципу: чем выше доходы, тем выше
ставка) и пропорциональные (имеют одинаковую ставку
для всех налогоплательщиков независимо от размеров об
лагаемого имущества или доходов). Примером прогрессив
ного налога является подоходный налог с граждан, а про
порционального — налог на владельцев транспортных
средств.
16.7. Подоходный налог с физических лиц
Уплата налогов и ежегодное представление в налоговую инспекцию декларации о своем имущественном положении и доходах — конституционная обязанность гражданина Украины. Важнейший из налогов с физических лиц — подоходный налог. Порядок взыскания данного налога установлен Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» (26 декабря 1992 г., с последующими изменениями).
Плательщиками данного налога выступают граждане Украины, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине или не имеющие постоянного места проживания в Украине.
Объектом налогообложения являются доходы, полученные в денежной или натуральной форме, за исключением: всех видов социальной помощи и пенсий; алиментов; средств, полученных от реализации имущества по нотариально удостоверенному договору; выигрышей; дивидендов и некоторых других доходов.
Кроме того, подоходный налог взыскивается из сумм авторского вознаграждения, из сумм доходов, полученных
гражданами не по месту основной работы, из сумм, полученных от занятия предпринимательской деятельностью.
Лица, постоянно проживающие в Украине, уплачивают подоходный налог из совокупного дохода, полученного из разных источников в Украине и за ее пределами за календарный год.
Лица, не имеющие постоянного места жительства в Украине, уплачивают подоходный налог с дохода, полученного из источников только в Украине за календарный год.
Совокупный облагаемый доход уменьшается на сумму минимума месячной заработной платы (необлагаемый минимум в настоящее время равен 17 гривнам). Дополнительно совокупный облагаемый доход уменьшается на сумму необлагаемого минимума одному из родителей (опекуну, попечителю) на каждого ребенка в возрасте до 16 лет. Кроме того, совокупный облагаемый доход уменьшается отдельным категориям граждан, указанным в законе (инвалиды и участники войны, иных боевых операций, лица, пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС, и др.).
16.8. Ответственность за нарушение финансового законодательства
Основанием ответственности за нарушение финансового законодательства является финансовое правонарушение, а именно — невыполнение требований относительно ведения бухгалтерского учета и отчетности, несоблюдение порядка ведения налогового учета, уклонение от уплаты налогов, нецелевое использование бюджетных средств и т. д.
Ответственность за нарушение финансового законодательства установлена Бюджетным кодексом, Кодексом Украины об административных правонарушениях, Уголовным кодексом.
В частности, Бюджетный кодекс закрепляет перечень мер, которые применяют к распорядителям и получателям бюджетных средств за совершенные ими бюджетные правонарушения:
1) применение административных взысканий к лицам,
виновным в бюджетных правонарушениях, в соответствии
с законом;
2) остановка операций с бюджетными средствами.
Административная ответственность предусмотрена за нарушение правил о валютных операциях и правил об эмиссии ценных бумаг, укрывательство доходов субъектом хозяйствования, отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, несвоевременную сдачу выручки, нецелевое использование бюджетных средств и др.
Уголовный кодекс устанавливает ответственность за подделку денежных знаков, государственных ценных бумаг и билетов государственной лотереи, за незаконные операции по платежным карточкам, за легализацию денег, которые получены преступным путем, за уклонение от уплаты налогов и т. д.
Особенностью юридической ответственности за финансовые правонарушения является не только ее карательный, но и восстановительный характер. В частности, к правонарушителю применяются такие финансовые санкции как штраф и пеня.
16.9. Понятие и виды банков
Экономическая деятельность в условиях рынка является невозможной без финансово-кредитных учреждений — банков. В развитых странах банки являются инструментом влияния на экономические процессы как во внутренней, так и во внешней политике государства.
В своей деятельности банки Украины руководствуются положениями Хозяйственного кодекса Украины и Законом Украины «О банках и банковской деятельности» (7 декабря 2000 г.).
Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины и других банков (государственных и негосударственных), которые созданы и действуют на территории Украины в соответствии с законом. Банки явля' ются юридическими лицами. В своей деятельности они не зависят от органов государственной власти. Банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, кроме случаев, предусмотренных законом.
Центральным банком Украины является Национальный банк. Основная его функция — обеспечение стабильности денежной единицы Украины — гривны.
По способу создания и формам собственности различают государственные и негосударственные банки. Государственным является банк, созданный по решению Кабинета Министров Украины на основе государственной собственности.
Банки в Украине могут функционировать как универсальные и как специализированные. По специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми).
Организационно -правовые формы банков:
1) акционерное общество;
2) общество с ограниченной ответственностью;
3) кооперативный банк. Это банк, созданный субъек
тами хозяйствования, а также другими лицами по призна
ку территориальности на принципах добровольного член
ства и объединения паевых взносов для совместной денеж
но-кредитной деятельности. Каждый участник кооператив
ного банка независимо от его участия (пая) в уставном
фонде банка имеет право одного голоса.
Участниками банков могут быть юридические и физические лица, а также государство в лице Кабинета Министров Украины или уполномоченных им органов. Запрещается участие в банках юридических лиц, в деятельности которых банк принимает существенное участие, объединений граждан, религиозных и благотворительных организаций.
Необходимым условием деятельности банка является получение банковской лицензии, которую предоставляет Национальный банк Украины.
16.10. Банковские операции
Финансовое посредничество осуществляется банками в форме банковских операций. Основные виды банковских операций:
1) депозитные операции. Они заключаются в привлечении средств во вклады и размещении сберегательных (депозитных) сертификатов. Депозиты образуются за счет средств в наличной или в безналичной форме, в гривнах или в иностранной валюте, размещенных юридическими лицами или гражданами (клиентами) на их счетах в банке на договорных принципах на определенный срок хранения
или без указания такого срока и подлежат выплате вкладчику;
2)расчетные операции. Их назначение — обеспечение взаимных расчетов между участниками хозяйственных отношений;
3) кредитные операции. Они заключаются в размеще
нии банками от своего имени, на собственных условиях и
на собственный риск привлеченных средств физических и
юридических лиц (заемщиков). Кредиты предоставляются
банком под процент, ставка которого, как правило, не мо
жет быть ниже процентной ставки по кредитам, которые
берет сам банк, и процентной ставки, которая выплачива
ется им по депозитам;
4) факторинговые операции. По договору факторинга
банк берет на себя обязательство передать за плату средства
в распоряжение клиента, а клиент берет на себя обязатель
ство уступить банку денежное требование к третьему лицу,
которое вытекает из отношений клиента с этим третьим
лицом;
5) лизинговые операции. Банки имеют право приобре
тать средства производства для передачи их в лизинг.
16.11. Национальный банк Украины
Центральным звеном банковской системы Украины, особенным центральным органом государственного управления является Национальный банк Украины, основной функцией которого в соответствии с Конституцией является обеспечение стабильности денежной единицы. В отличие от других банков для Национального банка получение прибыли не является основной целью деятельности.
Особенностью правового статуса Национального банка является то, что он функционирует как экономически самостоятельное государственное учреждение, в связи с чем наделен властными полномочиями. Нормативные акты, которые он издает, являются обязательными к выполнению для всех органов государства и местного самоуправления.
Руководящими органами Национального банка Украины являются Совет и Правление. В состав Совета входят 14 членов, которые в одинаковом количестве назначаются Президентом и Верховной Радой. Срок их полномочий — семь лет. Председатель Национального банка назначается
на должность (сроком на пять лет) и освобождается от должности Верховной Радой по представлению Президента. Он входит в состав Совета банка по должности.
Нормативные источники
О подоходном налоге с граждан: Декрет Кабинета Министров в редакции от 26 декабря 1992 г.// Вадомоста Верховно! Ради Украши. — 1993. — № 10. — Ст. 77.
О системе налогообложения: Закон Украины от 18 февраля 1997 г.// BiflOMocTi Верховно! Ради Украши. — 1997. — №16. — Ст.119.
Бюджетный кодекс Украины: Закон Украины от 21 июня 2001 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — №37-38.—Ст. 189.
Глава 17
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УКРАИНЫ