Модель покупательского поведения Коттлера:
Побудительные факторы маркетинга (4 Р) + прочие раздражители (основные события повседневного окружения потребителя) à Черный ящик (сознание покупателя): характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них (культурологический подход) + процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат (экспериментальная экономика) à Ответная реакция покупателя.
Факторы, влияющие на потребителя:
Коттлер:
1. Факторы культурного порядка (культура, субкультура, социальное положение)
2. Социальные (Референтные группы, семья, роли и статусы)
3. Личностные факторы (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности, представление о самом себе)
4. Психологические факторы (мотивация, восприятие, усвоение, убеждение, отношение)
На различные типы покупательского поведения воздействует разный набор факторов.
|
|
Денисова (русский автор):
1. Внутренние:
1. Обработка информации
2. Мотивация
3. Личность
4. Эмоции
5. Персональные ценности
6. Жизненный стиль
7. Собственные ресурсы человека
2. Внешние:
1. Культура
2. Субкультура (религиозные группы)
3. Социальное положение
4. Референтные группы
5. Семья
6. Роли и социальные статусы
7. Мода (подсистема референтных групп)
Алешина:
1. Внешние
1. Культура,
2. Ценности
3. Демография
4. Социально-референтные группы
5. Домохозяйства
2. Внутренние
1. Восприятие и обработка информации
2. Мотивация, личность и эмоции
3. Жизненный стиль
4. Обучение потребитяля
5. Знание и отношение потребителя к конкретной продуктовой сфере
Виды покупательского поведения:
1. Циклически повторяющиеся действия и поступки личности (ситуация повседневной покупки)
2. Маргинальные акты потребительского поведения (при переходе покупателя от одного статуса к другому)
3. Акты потребительского поведения как результаты влияния потребительских схем и стереотипов, которые формируются вследствие социокультурных образцов элементов субкультуры.
4. Спонтанные потребительские акты и реакции под влиянием тех или иных обстоятельств или спровоцированные эмоциональным состоянием.
5. Уникальные действия и поступки, которые являются результатом индивидуального опыта личности (коллекционеры)