Право на интеллектуальную собственность как подотрасли российского гражданского права, ее источники и составные части. Проблемы кодификации четвертой части ГК РФ

Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Право интеллектуальной собственности не регулирует процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства. Данная подотрасль гражданского права охраняет результаты интеллектуальной деятельности, которые представляют собой нематериальные блага.

Традиционно интеллектуальную собственность делят на две составляющие:

промышленную собственность;

авторское право.

Промышленная собственность характеризуется такими ее составляющими, как промышленные образцы, изобретения, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования. Авторское право относится к произведениям искусства, литературным и музыкальным произведениям, творениям кинематографии, а также к научным произведениям.

Систему российского права интеллектуальной собственности составляют следующие институты:

а) авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства;

б) права, смежные с авторским, – права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания;

в) патентное право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;

г) право интеллектуальной собственности на товарный знак (знак обслуживания);

д) право интеллектуальной собственности на фирменное наименование

Правовое регулирование интеллектуальной собственности характеризуется развитой системой источников, представленных как внутренними нормативными правовыми актами, так и международными договорами.

Международные источники правового регулирования интеллектуальной собственности, число которых весьма значительно, отличаются высокой степенью унификации, уступая в этом отношении только институтам международной купли-продажи и международного коммерческого арбитража.

К международным источникам можно отнести:

1) Всемирная Конвенция об авторском праве

2) Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений

3) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм

4) Договор о законах по товарным знакам (Женева, 27 октября 1994 г.);

В части, не урегулированной международными договорами, действуют источники внутреннего российского законодательства. В соответствии со ст. 1256 части четвертой ГК РФ исключительное право распространяется на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками), а также за гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Конституция РФ определяет место норм об интеллектуальной собственности в российском законодательстве: они относятся к исключительному ведению РФ. Это означает, что акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, регулирующие отношения интеллектуальной собственности, не подлежат применению с момента принятия Конституции РФ.

Содержание юридического института интеллектуальной собственности составляют правовые нормы различной отраслевой принадлежности. Ведущее место среди них принадлежит нормам гражданского права.

Гражданско-правовые нормы определяют понятие и содержание интеллектуальной собственности, регулируют реализацию исключительных прав, а также договорные отношения по предоставлению прав на результаты интеллектуальной деятельности. На интеллектуальную собственность распространяются общие принципы наследования, устанавливаемые гражданским законодательством.

Административно-правовые нормы характеризуют систему управления интеллектуальными правами и контроля за их осуществлением, финансовые — определяют порядок финансирования государством и муниципальными органами государственного (муниципального) заказа в сфере создания и использования объектов интеллектуальной собственности.

Большое значение в структуре интеллектуальных правоотношений принадлежит информационным, а также правовым отношениям по поводу использования памятников культуры и других культурных ценностей.

Трудовые нормы характеризуют отношения создателя творческого результата с администрацией предприятий, учреждений, организаций по поводу служебных результатов.

Процессуальные нормы направлены на осуществление в установленной законом форме защиты прав и законных интересов авторов и других правообладателей.

Проблема кодификации 4 части заключается в том, что существовали и существуют споры доктринального характера по поводу регулирования таких отношений. Поэтому данные отношения были заключены лишь в четвёртую часть ГК

84. Теоретическая концепция современной российской кодификации права на интеллектуальную собственность. Иные концепции: теория проприетарной собственности, доктрины литературной и промышленной собственности, теория исключительных прав на объекты (результаты) интеллектуальной деятельности и др.

Поиски иных подходов к охране результатов интеллектуальной деятельности привели к возникновению проприетарных концепций, то есть рассмотрения таких результатов с позиций категории собственности (слово "proprietas" означает собственность, откуда и название концепции). Проприетарный подход основан на отождествлении права создателя на достигнутый им результат с правом собственности лица, создавшего материальный объект. Глубинными причинами, породившими использование именно данной категории, явились не только формальное членство в международных соглашениях, содержащих данные понятия и оперирующих ими, но и стремление создателей интеллектуальных достижений иметь право на плоды своего труда, сходные с правами собственников имущества, вещей, стремление использовать фундаментальные основы ключевого института гражданского права - права собственности - в сфере творческой и иной интеллектуальной деятельности, желании подчеркнуть абсолютный, сходный с таким "вечным" институтом, как право собственности, характер прав, "стремлением втиснуть сравнительно новый институт в освященные традицией схемы"

Проприетарная концепция подвергается активной критике прежде всего за попытки "отождествлять правовой режим материальных вещей и нематериальных объектов", а также за невозможность с ее помощью объяснить ряд явлений в сфере правового регулирования отношений по поводу результатов интеллектуальной деятельности

К 18 веку относится зарождение доктрины «промышленной собственности». Ее родоначальником можно считать Д. Боуфлера, который писал, что «дерево, выросшее в поле, менее, несомненно, принадлежит своему собственнику, чем идея – автору

Положения теории промышленной собственности нашли свое отражение во вводной части первого французского патентного закона, провозгласившей, что «всякое изобретение или открытие есть собственность его автора»ъ

Несмотря на то, что термин литературная и художественная собственность закрепился в действовавшем в 19 веке российском законодательстве и законодательстве ряда зарубежных стран, в юридической науке он просуществовал до 80-х годов 19-ого века, когда наряду с ним начал употребляться термин «авторское право»

Поэтому в законодательстве того времени термин «литературная собственность» понемногу начинает приобретать следующее значение. Сторонники литературной собственности рассматривали его как вещную собственность, и в сущность термина «литературная собственность» уже закладывается понятие не вещных прав, а прав исключительных.

В настоящее время в науке наибольшее распространение получила теория исключительных прав (распространено так же другое название — теория интеллектуальных прав).

Ее положения легли в основу многих современных законодательств, термин «исключительные права» является легальным. Сторонники теории исключительных прав особое значение придают негативной стороне (запретительной функции) исключительного права, которая позволяет правообладателю устранять или «исключать» всех третьих лиц от использования объекта. В рамках теории исключительных прав выделяются два направления

Первое направление заключается в полном отрицании наличия у субъекта исключительного права каких-либо позитивных правомочий на использование объекта («отрицательная» конструкция исключительного права). А.А. Пиленко одним из первых российских цивилистов сформулировал и обосновал основные положения данной концепции, предлагая рассматривать исключительное право как «право запрещения, обращенное ко всем третьим лицам». Такой подход, на наш взгляд, является неубедительным по следующим причинам. Субъективное право есть «не само дозволенное поведение, а его «вид и мера». Следовательно, поведение субъекта исключительного права «не безразлично» для правового регулирования.

Представители теории исключительных прав, говорят об особой природе прав на результаты интеллектуальной деятельности, о качественно ином правовом явлении, нежели право собственности. Современные представления об исключительных правах и их отличии от прав вещных базируются на постулате: нематериальность объекта исключительного права в отличие от материальных объектов вещных прав определяет специфику их правового режима. Нематериальный объект не ограничен в пространстве какими-либо

85. Интеллектуальная собственность: понятие, общие признаки охраноспособности, перечень видов и их примерная систематизация.

Интеллектуальная собственность — в широком понимании термин означает закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определённые формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

Для того чтобы стать охраноспособной, она должна быть выражена неким различимым способом. Все четыре типа интеллектуальной собственности охраняются на национальной основе. Таким образом, объем охраны и потребности в ее получении меняются от страны к стране. Однако между национальными правовыми системами есть сходные черты. Более того, в настоящее время наблюдается общемировая тенденция к гармонизации национальных законодательств.

Интеллектуальной собственностью - а именно, результатами интеллектуальной деятельности - являются (ст. 1225 ГК РФ):

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

Систематизация:

Первые 3 – объекты авторских прав

4-6 объекты смешанных прав

7-9 патентоность прав

9-12 приравненная к патентному праву

86. Объекты авторских прав: признаки охраноспособности.

Объекты, охраняемые авторским правом, относятся к таким областям человеческой деятельности, как наука, литература и искусство.

Наше законодательство закрепляет 2 критерия охраноспособности объектов авторского права:

1. Авторское право должно распространяться на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся, результатом творческой деятельности. Критерий творчества с полным основанием сводится к установлению факта самостоятельного создания результата интеллектуальной деятельности. Важным показателем творческого характера произведения является его новизна. Новизнаможет выражаться в новом содержании, в новой форме произведения.

2. Произведениядолжны существовать в объективной форме.Для того чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме: письменный (рукопись); устный (публичное произнесение речи); звуко- или видеозапись (магнитной, механической, цифровой); изображения (рисунок, эскиз, картина); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение).

Для признания произведения, выраженного в объективной форме, не имеет значения способ его выражения. Для авторского права такой способ выражения творческих произведений не играет никакой роли, он все равно будет охраняться авторским правом.

Объекты авторского права охраняются независимо от их назначения, способа выражения и достоинств.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, если они существуют в объективной форме.

Обнародование - это осуществление с согласия автора действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения, т.е. опубликование, публичный показ и другие способы.

Таким образом, в России, установлено, что авторское право охраняет только форму произведения, а не его содержание. Содержание охраняется только в той форме, в которой оно выражено в произведении. Поэтому ГК гласит, что авторское правоне распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, принципы, открытия и факты, языки программирования.

В нашем законодательстве предусмотрена охрана не только самого произведения, но и его частей (включая название). Под частью произведения понимаются любые отдельные части, выделенные из произведения, как механические (отрывок кинофильма, фрагмент картины), так и части, созданные с помощью творчества другого лица (глава книги). На основе указанной нормы охраняется и название произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: