Аудиторский риск и его оценка

Аудиторский риск – это риск выражения аудитором ошибочного мнения, в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. Это означает риск того, что серьезные ошибки были допущены в отчетности до начала проведения проверки и аудитор не обнаружит их.

Аудиторский риск возникает в первую очередь из-за тех ограничений, которые изначально сопровождают весь процесс аудита, а именно:

- в ходе аудита применяются выборочные методы и тестирование;

- любые системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются несовершенными (например, не могут гарантировать отсутствие сговора);

- преобладающая часть аудиторских доказательств лишь предоставляет доводы в подтверждение определенного вывода, а не носит исчерпывающего характера.

- работа, выполняемая аудитором для формирования своего мнения, во многом основана на его профессиональном суждении.

Свести аудиторский риск к нулю не представляется возможным, однако в каждой конкретной проверке аудитор должен установить приемлемый уровень аудиторского риска, который он готов на себя взять. При этом чем меньше будет его величина, тем к большей уверенности в достоверности отчетности будет стремиться аудитор.

Аудиторский риск считается приемлемым на уровне 5-10%. Это означает, аудитор готов признать, что с вероятностью 2-5% финансовая отчетность клиента может содержать существенные ошибки уже после проверки и выражения мнения. Аудиторская организация, позволяющая себе аудиторский риск больше 5%, считается не в состоянии провести качественную аудиторскую проверку.

Оценка аудиторского риска представляет собой важнейшую задачу, так как степень риска напрямую связана с качеством аудиторской проверки. Исходя из вышеуказанного определения аудиторского риска, он зависит от риска необнаружения и риска существенного искажения. Последний состоит из неотъемлемого риска и риска средств контроля.

Таким образом, можно вывести следующую формулу аудиторского риска:

ПАР = ВХР × РСК × РНО;

где ПАР – приемлемый аудиторский риск

ВХР – внутрихозяйственный (неотъемлемый, чистый) риск;

РСК – риск средств контроля;

РНО – риск необнаружения.

Внутрихозяйственный (неотъемлемый, чистый) риск – это вероятность наличия существенных искажений в отчетности клиента до того, как такие нарушения будут выявлены средствами внутреннего контроля.

При оценке неотъемлемого риска аудитор полагается на свое профессиональное суждение, чтобы учесть следующие факторы:

- опыт и знания руководства клиента, а также изменения в его составе за определенный период;

- необычное давление на руководство;

- характер деятельности аудируемого лица;

- факторы, влияющие в целом на отрасль, в которой работает аудируемое лицо (состояние экономики данной отрасли, конкуренция).

Как правило, аудиторы устанавливают неотъемлемый риск при самых благоприятных условиях на уровне значительно выше 50%, а если есть основания для ожидания существенных искажений – 100%.

Риск средств контроля – это вероятность того, что существующая ошибка, превышающая допустимую величину, не будет обнаружена и предотвращена в системе внутреннего контроля клиента.

Для установления уровня контрольного риска аудиторы должны оценить работу системы внутреннего контроля (пр. тесты). Чем эффективнее работает система внутреннего контроля, тем ниже уровень риска. Если аудитор не проводит тестирование средств контроля, то он обязан установить риск средств контроля не ниже 100%.

Оценка рисков существенного искажения может выражаться в количественных терминах, например в процентах, или не в количественных терминах, т.е. в привычной для отечественной практики качественной оценке по шкале «высокий», «средний» или «низкий».

Риск необнаружения – это вероятность того, что применяемые аудиторские процедуры и собранные доказательства не позволят обнаружить реально существующие ошибки, превышающие допустимую величину.

Данный вид риска позволяет оценить эффективность и качество работы аудитора и зависит прежде всего от квалификации аудитора и его знакомства с деятельностью аудируемого лица. Управление риском необнаружения – основная задача оценки рисков для аудитора.

Внутрихозяйственный риск и риск средств контроля отличаются от риска необнаружения тем, что они существуют независимо от факта проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и являются функциями предприятия и его экономической среды. В связи с тем, что аудитор никак не может снизить эти риски, задача аудитора – максимально точно их оценить на основании знания деятельности проверяемой организации. Указанная оценка осуществляется на стадии планирования аудиторской проверки.

Существует обратная связь между риском необнаружения и комбинацией неотъемлемого риска и риска средств контроля (см. табл. 3.4):

Таблица 3.4

Взаимосвязь компонентов аудиторского риска

Оценка внутрихозяйственного риска (ВХР): Оценка риска средств контроля (РСК):
Высокий Средний Низкий
тогда оценка риска необнаружения (РНО):
Высокий Самый низкий Ниже среднего Средний
Средний Ниже среднего Средний Выше среднего
Низкий Средний Выше среднего Самый высокий

Уровень риска необнаружения напрямую связан с аудиторскими процедурами проверки по существу. Аудитор должен учитывать оцененные уровни неотъемлемого риска и риска средств контроля при определении характера, временных рамок и объема процедур проверки по существу, необходимых для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.

В этой связи аудитор рассматривает:

- характер процедур проверки по существу, например проведение тестов,

- временные рамки выполнения процедур проверки по существу;

- объем процедур проверки по существу, например использование большего объема выборки.

Содержание этапа планирования в аудите

Второй этап аудиторской проверки – планирование – это один из важнейших этапов аудита, так как без разработки общей стратегии и детального подхода невозможен качественный аудит. Он регламентируется федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита».

Процесс планирования достаточно трудоемок. Он может занимать до 30% времени, затраченного на всю аудиторскую проверку. Поэтому время на планирование должно предусматриваться бюджетом работ.

При планировании аудита руководитель группы должен сделать необходимые запросы руководству аудируемого лица, чтобы:

- понять, как оно оценивает риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- получить представление о том, как организована система бухгалтерского учета и внутреннего контроля для предотвращения и выявления ошибок;

- определить, известно ли руководству аудируемого лица о недобросовестных действиях, оказавших отрицательное влияние на аудируемое лицо, или об имеющихся подозрениях в совершении недобросовестных действий, возникших в результате соответствующего служебного расследования, проведенного до начала аудита;

- определить, были ли руководством аудируемого лица в отчетном периоде обнаружены существенные ошибки.

Планирование аудита производится в два этапа:

1) разработка общего плана аудита с указанием ожидаемого объема и сроков проведения аудита;

2) составление программы аудита, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

Руководителю аудиторской группы необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

Исходя из практики, общий план аудита, как правило, включает в себя следующие три раздела:

1) вводная часть, в которой отражаются общие параметры проверки по срокам проведения, составу аудиторской группы, существенности и аудиторским рискам;

2) календарно-тематический план проверки;

3) планирование аудита по объектам и исполнителям, в котором планируемые виды работ закрепляются за конкретными исполнителями.

В плане также учитываются рекомендации предыдущего аудитора, необходимость привлечения экспертов и консультантов, проблемные направления проверки.

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

Программа аудита определяет характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, и средством контроля надлежащего выполнения работы – для руководства аудиторской организации.

Программа аудита должна быть документально оформлена. Для каждого участка бухгалтерского учета составляется отдельная программа аудита для сбора информации об оборотах и остатках на конкретных счетах. При составлении программы аудита следует выявить наиболее важные участки проверки, имеющие определяющее значение для финансово-хозяйственной деятельности организации и ее финансовых результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: