Пороги чувствительности

Абсолютный и относительный пороги ощ. Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, пси­хологом и философом Г. Т. Фехнером, который считал, что материальное и иде­альное — это две стороны единого целого. Поэтому он задался целью выяснить, где проходит граница между материальным и идеальным. Фехнер подошел к этой проблеме как естествоиспытатель. По его мнению, процесс создания психическо­го образа может быть представлен следующей схемой: Раздражение(физика) —» Возбуждение(физиология) —» Ощущение(психология) —» Суждение (логика) По мнению Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психических процесс. Величину стимула, при которой на­чинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Верхний абсолют­ный порог иногда называют болевым порогом. Абсолютные пороги — верхний и нижний — определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. Величина абсолютного порога характе­ризует абсолютную чувствительность. Абсолютная чувствительность равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чув­ствительность обозначить буквой Е, а величину абсолютного порога Р, то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой: Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения. Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т. д.

18 методы измерения ощущения

Фехнер постулировал, что нельзя непосредственно измерить ощущение. Однако можно сказать, есть оно или нет, а также сравнить два ощущения. Таким образом, ощущения можно измерять косвенно. Фехнера интересовали не ощущения вообще, а пороги ощущений. Три метода измерения порогов Фехнера: 1) Метод минимальных изменений: какие миним. изменеия стимула вызывают различие в ощущениях 2) Метод подравнивания (средней ошибки): стимул подравнивается до тех пор, пока он не будет субъективно соответствовать эталону 3) Метод констант (сравнение пар стимулов, один из которых является постоянным для всех пар).
Типы шкал. 1) Шкалы порядка указывает порядок явлений по степени выраженности признака (легкий = 1, тяжелый = 10 и т.п.). Их минус - они ничего не говорят о расстоянии, разделяющее точки на шкале. Насколько алмаз тверже талька?) 2) Шкала интервалов (пример - градусник). Она имеет постоянный интервал. 3) Шкала отношений (общие измерения длинны, весы и т.п.).
Есть три метода шкалирования ощущений (были предложены Стивенсом, кот. не согласился с Фехрером, что нельзя непосредственно оценивать ощущения). 1) Метод оценки отношений (оценить, в каком отношении находятся стимулы в данной паре, напр., 1:3 и т.п.) 2) Метод установления отношений \ фракционирования (нужно подобрать стимул, находящийся в определенном отношении к эталонному) 3) Метод оценки величины (эталону присваивается опред. численное значение, затем нужно оценить стимул числом, исходя из эталонного значения) 4) Метод установления величины (найти такой стимул, который соответствует данному числовому значению). Т.о., мы можем точно измерять наши ощущения. Во всех случаях шкала отношений - более адекаватна. Но есть также и психометрические шкалы. Их используют в случае когда нет возможности исп. физич. континуум, на кот. м.б. расположить стимульные объекты (напр. шкала оценок).

19 Восприятие, его свойства и виды.

В. — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни­кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхн ости органов чувств Основные св-ва В. – предметность (способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов), целостность, структурность, константность (относительное постоянство некоторых свойств предметов при изме­нении условий их восприятия), осмысленность( Связь мышления и В выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом ), апперцепция (в. зависит не только от характера раздраже­ния, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный чел. Поэтому в в. всегда сказываются особенности личности чело­века. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется ап.), активность (или избирательность) -в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном нашего В, т. е. не отражаются в нашем сознании.В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в воспри­ятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кине­стетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Основой другого типа классификации типов В являются формы су­ществования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют В пространства, времени и движения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: