Вопрос Фрэзер: учение о возникновении института священных царей из института колдунов и знахарей

Обратим внимание на концепцию Фрэзера о возникновение института священных царей из института колдунов или знахарей. Он полагает, что общественный прогресс состоит в последовательной дифференциации функций, иначе говоря, в разделении труда. Труд в примитивных обществах постепенно распределялся между различными классами работающих и выполнялся все более производительным образом. Материальными и иными плодами специализированного труда пользуется все общество в целом. Колдуны или знахари образуют, по-видимому, самый древний класс профессионалов в истории общества. По мере развития процесса дифференциации класс знахарей претерпевает внутреннее разделение труда, появляются знахари – врачеватели, знахари – делатели дождя и т.д.

Исторически институт священных царей берет свое начало в прослойке колдунов или знахарей, находящихся на общественной службе. Самые могущественные представители этой прослойки выдвигаются на должности вождей и постепенно превращаются в священных царей. Их магические функции все более и более отходят на задний план и по мере того, как магия вытесняется религией, заменяются жреческими обязанностями. Еще позже происходит разделение светского и религиозного пластов царской власти: светская власть отходит в ведение одного человека, а религиозная – другого.

По васильевой Занятие профессиональной магией привлекает наиболее способных и честолюбивых членов племени. Их цель – извлечь корысть, «одурманивая» людей. Колдун может искренне верить в наличие у себя магических способностей. Но способнейшие маги, все-таки, являются в той или иной степени сознательными обманщиками. Именно они добиваются наибольшего почета и наивысшей власти. Положительные моменты образования социального слоя магов: 1) колдуны - прямые предшественники современных исследователей и первооткрывателей во всех отраслях естественных наук, 2) колдуны – носители знаний традиционного общества (народная медицина, праоснова опытно-экспериментальной науки, праоснова психотерапии, отработка приемов управления коллективами людей). Магия существовала в различных направлениях человеческой деятельности (сельскохозяйственная, военная, любовная, запреты/разрешения в процессе воспитания детей и во время их эмбрионального развития). Многие элементы магии сохранились до наших дней.

11 вопрос Фрэзер: сравнение магии и науки, магии и религии. Причины перехода от магии к религии

Фрэзер проводит аналогию между магией и наукой, между магическим и научным мировоззрением: в основе как магии, так и науки лежит твердая вера в порядок и единообразие природных явлений, вера в то, что последовательность событий, совершенно определенная и повторяемая, подчиняется действию неизменных законов. У мага нет сомнения в том, что одни и те же причины всегда будут порождать одни и те же следствия, что совершение нужного обряда, сопровождаемое определенными заклинаниями, неизбежно приведет к желаемому результату. Два фундаментальных закона мышления – ассоциации идей по сходству и ассоциации идей по смежности в пространстве и во времени – безупречны и абсолютно необходимы для функционирования человеческого интеллекта. Их правильное применение дает науку; их неправильное применение дает их «незаконно рожденную сестру науки» – магию. Следовательно, магия – «близкая родственница науке». Интеллектуальный прогресс, выражающийся в развитии науки и искусства и в распространении более свободных взглядов, Фрэзер связывает с промышленным и экономическим прогрессом.

Проведя сравнение магии и науки, Фрэзер далее выясняет соотношение магии и религии. Он дает следующее определение понятия религии: «...под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни. Религия в таком понимании состоит из теоретического и практического элементов, а именно из веры в существование высших сил и из стремления умилостивить их и угодить им. На первом месте, конечно, стоит вера... Но если религия не ведет к религиозному образу действий, то это уже не религия, а просто теология... в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестественных существ, во-вторых, стремление снискать их благосклонность...». Если человек действует из любви к Богу или из страха перед Ним, он религиозен, если же он действует из любви или страха перед человеком, он является человеком моральным или аморальным в зависимости от того, согласуется его поведение с общим благом или находится в противоречии с ним. Верование и действие равно важны для религии, которая не может существовать без того и другого. Но не обязательно и не всегда религиозное действие принимает форму ритуала (произнесение молитв, совершение жертвоприношений и других внешних обрядовых действий), цель которого угодить божеству. Если божество, по мнению его приверженцев, находит удовольствие в милосердии, прощении и чистоте, то угодить ему лучше всего можно, не простираясь перед ним ниц, не воспевая хвалы и не наполняя храмы дорогими приношениями, а исполнившись чистотой, милосердием и состраданием к людям. Такова этическая сторона религии.

Религия радикально, «фундаментально» противоположна магии и науке. Для последних ход природных процессов определяется не страстями или причудами личных сверхъестественных существ, а действием неизменных механических законов. Природные процессы жестки и неизменны. Если в магии это допущение содержится имплицитно, то наука его эксплицирует. Стремясь к умиротворению сверхъестественных сил, религия подразумевает, что управляющие миром силы, умиротворяемое существо являются сознательными и личными. С другой стороны, стремление снискать благосклонность предполагает, что ход природных процессов в какой-томере эластичен и изменчив. Магия часто имеет дело с духами, те – с личными агентами, что роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как с неодушевленными силами; к тому же вместо того чтобы, подобно религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет. Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам.

Фрэзер выдвинул гипотезу о причине перехода от магии к религии. По его мнению, такой причиной явилось осознание недейственности магических процедур, обнаружение того, что магические обряды и заклинания не приносят желаемых результатов. И тогда «примитивный философ» пришел к новой системе веры и действия: огромный мир управляется невидимыми, могущественными существами. Природные стихии одна за другой выпадали из-под влияния человека, он все более проникался чувством собственной беспомощности и сознанием могущества невидимых существ, которые его окружали. Примитивным народностям сверхъестественные силы не представляются чем-то неизмеримо высшим по отношению к человеку. На этой стадии развития мышления мир рисуется одной великой демократией, в рамках которой естественные и сверхъестественные существа стоят приблизительно на одной ступени. Представление о богах как о существах сверхчеловеческих, наделенных способностями, не сравнимыми с человеческими, возникает в ходе исторического развития, а «зачаточное понятие» представляет собой росток, из которого постепенно развивались представления цивилизованных народов о божестве.

По васильевой

Дж. Д. Фрэзер: краткая справка об антропологе. Магический взгляд на мир отличен от религиозного. Он предполагает активный поиск средств воздействия на внешний мир и отбор наиболее успешных из них. «В основе, как магии, так и науки лежит твёрдая вера в порядок и единообразие природных явлений». Здесь – противоречие Фрэзера здесь самому себе (вспомним его квалификацию магии как ложной практики), но формальное сходство, действительно, есть. И в магии, и в науке предполагается, что определённые процессы приводят к определённым последствиям, и эти последствия можно предвидеть, так как они носят повторяющийся характер. Обе стремятся исключить случайность; ориентированы на поиск новых, более успешных приёмов трансформации действительности и располагают потенциально безграничной возможностью воздействия на природу и человека.

Магия и религия часто существуют одновременно и даже переплетаются друг с другом в конкретной исторической действительности. Если магии свойственна активная позиция, то религии - пассивно-просительное отношение к высшим силам. В магии человек непосредственно взаимодействует с природными, безличными силами, в религии - опосредованно через высшие божества-личности. В этом смысле религия - фундаментальная противоположность магии.

Причину перехода от магии к религии в истории развития человеческой культуры Фрэзер связывает с тем, что магия была признана на определенном этапе ложной и бесплодной, что побудило мыслящих людей создать более истинную «теорию» природных явлений и более плодотворный метод использования природных ресурсов. «Примитивные философы» пришли к идее человекоподобных, но более могущественных и невидимых бессмертных существ, направляющих течение природы и порождающих разнообразные явления. С этими существами можно вступать в отношения и вымаливать у них лучшей жизни. Под религией Фрэзер понимает «умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: