Основные функции менеджмента

Основные функции менед­жмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальнос­тью использования в разных сферах деятельности. Главная их осо­бенность в том, что каждая основная функция менеджмента пред­ставляет собой отдельный процесс управления по выработке средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения об­щих результатов социально-экономической системы.

Каждый из шести блоков функций, показанных на схеме, представляет собой обособленный этап процесса управления объектом, проектом, организацией. В каждом блоке — два вида функций, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. При одном и том же назначении функции одного блока отражают особенности, характерные для менеджмента разных сфер управляемой деятельности, разных уровней уп­равления и объектов.

Каждая из основных функций выступает критерием выде­ления функционального менеджмента как самостоятельного про­цесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стра­тегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций дает системное пред­ставление о процессах управления любой социальной и социаль­но-экономической системой.

В рамках каждой основной функции можно определить приоритетные средства воздействия, которые наиболее часто используются менеджерами в процессах управления. Состав при­оритетных средств воздействия выбирается менеджером в зави­симости от конкретной ситуации, поэтому в таблице приводится лишь основной их состав.

Целеполагание как основная функция менеджмента ориен­тирует социально-экономическую систему во времени и в про­странстве. Ее основное назначение заключается в постановке, определении и формулировании целей управления в соответ­ствии с потребностью народного хозяйства и общества в произ­водимой организацией продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом (персонала, технологии, организации, информации). Цели производственно-хозяйственной организации должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия ее достижения.

Стратегополагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему на при­оритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей.

Основная задача менеджеров — добиваться реальных ко­нечных результатов деятельности организации в данной конк­ретной ситуации. Поэтому уяснение целей организации, ее пер­сонала, а также своих целей и дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны организации и эффективно их исполь­зовать. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на дру­гой. В процессе управления осуществляется постоянный про­цесс их согласования, определения их соответствия.

Планирование как основная функция менеджмента пред­ставляет виды деятельности по формированию средств воздей­ствия, обеспечивающих единое направление усилий всех чле­нов организации к достижению общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое понятие имеет свое назначение в системе планирования. Так, концепция — это идея, теоретические и методологические ос­новы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая управленческая проблема для ее воплощения в практику проходит стадию концепции. Прогноз — научное предвидение возможного состояния экономики, общества, конкретной орга­низации в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются, как правило, на достаточно долгий период времени. Программа — законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объеди­ненных единой целью и конкретным конечным результатом. В современных условиях формирование целевых комплексных про­грамм в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления. Их преимущество связано с более четкой ориентацией на конечный результат, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельнос­ти персонала, с сокращением бюрократических процедур и по­вышением оперативности управления, с более четкой системой ответственности, координации и регулирования деятельности.

Регулирование — вид деятельности по поддержанию режи­мов функционирования организации в сфере действия объек­тивных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации по взаимодействию государственных и рыночных регуляторов. Данная основная функция выполняет роль адаптации менедж­мента к устанавливаемым государством параметрам, таким как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и реаги­рования на изменение макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта (ВВП).

Организация как основная функция менеджмента представ­ляет собой вид деятельности по упорядочению совместной дея­тельности людей для достижения целей. При реализации дан­ной функции оперируют категориями «процесс», «система», «коммуникации», «организационно-стабилизационные методы», «организационно-распорядительные средства». Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в систе­ме управления. Поэтому организация управления — это форми­рование условий устойчивости и гибкости социально-эконо­мической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

Координация как основная функция менеджмента представ­ляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. Координация рассматривается как дополнение и расширение функции орга­низации. В процессе данной функции осуществляется коорди­нация преимущественно внешних связей руководителями выс­ших уровней отраслевого, регионального, муниципального уп­равления.

Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности че­рез формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполага­ется использование следующей последовательности взаимоза­висимых категорий: потребности людей — интересы людей — мотивы деятельности — действия людей. Мотивационный под­ход к управленческой деятельности рассматривается как цент­ральная функция менеджмента.

Стимулирование — основная функция менеджмента, свя­занная с процессом активизации деятельности людей и коллек­тивов путем использования стимулов, рычагов, методов как спо­собов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процес­сах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и орга­низаций. Так, по отношению к организации стимулами, активи­зирующими ее деятельность, могут стать льготные кредиты, снижение пошлин и акцизов, налоговые льготы, повышение штрафных санкций.

Наиболее действенными по отношению к работникам явля­ются формы материального и морального стимулирования.

Гуманизация как основная функция менеджмента отража­ет социальный характер менеджмента и роль человеческого фак­тора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента — не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы обще­ственных отношений в условиях переориентации кадров рос­сийской экономики на рыночное мышление становится важной функцией менеджмента. Гуманизация отношений касается эти­ки деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания.

Этика менеджмента проявляется в этике деятельности фирм, предприятий, организаций, а также в деятельности ме­неджеров, специалистов и всего их персонала Этика как от­расль знаний рассматривает человеческие отношения и поведе­ние людей с точки зрения их соответствия общепринятым, ра­зумным нормам.

Важное место в составе функции гуманизации занимают виды деятельности по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления.

Корпоративность как основная функция менеджмента включает виды деятельности по формированию корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обес­печивается через воспитание и убеждение, через осознание об­щности идей и интересов по формированию корпоративной куль­туры фирмы, ее социально-психологического климата. Данная функция предполагает деятельность как способ организации управления, при котором имеет место широкое участие персо­нала в творческих процессах разработки и принятия управлен­ческих решений. Результатом данного вида деятельности долж­на стать социальная, экономическая и организационная общ­ность коллектива, коллективный дух, например, предпринима­тельства, или настроенность на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойствен­ные российскому менеджменту.

Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формировани­ем информации о состоянии и функционировании объекта уп­равления (учет), с анализом информации о процессах в произ­водственно-хозяйственных системах и результатах деятельнос­ти (анализ), с работой по диагностике и оценке процессов раз­вития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управле­ния, называют функцией обратной связи менеджмента с объек­том управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: