Особенности и основные тенденции развития многопартийной системы в России

Многопартийность - это результат длительного развития политических систем. Многопартийность - необходимое состояние демократического общества. Она позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и: действия. Первоначальный процесс движения к многопартийности начался с образования неформальных (в противовес формально-официальным политическим структурам) организаций. Неформальные организации включали различные народные фронты, клубы и т. п. В них проходили острые политические дискуссии, формировались идейные платформы в противовес официальной (формальной) идеологической доктрине.В 1990 году на базе неформальных объединений начали формироваться политические партии: Демократическая партия (ДП СССР), Союз конституционных демократов (СКД), Социалистическая партия, Христианско-демократический Союз России (ХДСР), Социалистическая партия, Социал-демократическая партия Российской Федерации, конституционно-демократическая партия (Партия народной свободы), Демократический союз. В настоящее время насчитывается около 600 политических объединений и организаций и этот процесс продолжается. Конкретный анализ программных документов и деятельности политических партий России заслуживает самостоятельного анализа.

26.Политические отношения и процессы. Политическая жизнь сложна и многообразна. Политические субъекты находятся в постоянном движении, в действии и противодействии. Политические события наполняют ежедневную жизнь стран и затрагивают интересы миллионов людей. Политические элиты упрочают свое положение, одни элиты сменяются другими, формируется и набирает вес молодое поколение элит. Политические партии проводят свои съезды и конференции. Государственные властные структуры видоизменяются, перестраиваются.За всем многообразием политической жизни, кажется, невозможно выявить закономерности ее протекания, но политические действия имеют объективную причину, последовательный характер и последствия. Выяснению закономерностей политической жизни и политического процесса посвящается наша лекция. Политический процесс - это совокупность действий субъектов политики, их взаимодействие по использованию политической власти для реализации своих политических концепций, идей и интересов. Политический процесс - динамическая характеристика политической жизни, он раскрывает глубинные изменения политической системы, ее эволюцию во времени и пространстве. Другими словами, политический процесс - это совокупность отношений между субъектами политики. Политические отношения - взаимодействие субъектов политики друг с другом и с властью. Политические отношения играют в обществе такую же важную роль, как и отношения экономические, социальные, духовные. Выделяют следующие типы политических отношений: * отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);*отношения подчинения господства и эксплуатации. При таком типе отношений возможны разногласия, противоречия, конфликты и даже войны. Конфронтация обусловлена непримиримостью между субъектами политического процесса, особенно в области политической идеологии. Политические отношения бывают также горизонтальными и вертикальными. Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал "идеальными типами" отношений.Характер политического процесса зависит от преобладающего в нем характера политических отношений. Обычно выделяют следующие виды политических процессов:

1. Базовые и периферийные. Базовые это процессы политического участия и государственного управления (принятие решений, законотворчество, контроль за исполнением законов и решений и т. п.). Базовые политические процессы характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством (поддержка, требования), приемы формирования и рекрутирования элит (электоральный процесс). Периферийные политические процессы характеризуют динамику формирования партий, групп давления, политических ассоциаций, клубов, развитие местного самоуправления, деятельность объединений избирателей.2. По времени.3. Явные или скрытые.4. С различным циклом протекания.

27.Личность как субъект и объект политики. Личность как субъект политики. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого в человеке.

Достижение целей широкого политического участия людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией состыкуются социология и психология. Личность как объект политики. Разумеется, человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам и не нарываться на санкции за их отклонение.

В понимании политической социализации принято отталкиваться от общего понятия «социализация» личности, используемого в социологии и социальной психологии. Социализация, в широком смысле, означает включение индивида в общество через оснащение его опытом предыдущих поколений, закрепленных в культуре, его превращение в личность через усвоение принятой системы социальных ролей. В конечном счете, не случайно принятое в русском языке слово «личность» имеет корни в понятии «личина», а аналогичное понятие в романских культурах (например, personality в английском языке) — от греческого слова «персона», означавшего маску в древнегреческом театре. Умеет человек менять маски и играть социальные роли — признается личностью. Не умеет — значит, еще не дорос. Значит, процесс социализации личности еще не закончен.

28.Политическая культура как средство легитимации и повышения эффективности власти. Особенности политической культуры современной России. Термин "легитимность" возник в начале XIX века и выражал стремление восстановить во Франции власть короля как единственно законную, в отличие от власти узурпатора. Тогда же это слово приобрело и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международном уровне. Требование легитимности власти возникло как реакция против насильственной смены власти и перекройки государственных границ, против произвола и ох-лократии.Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны. Конечно, в обществе всегда есть граждане, нарушающие законы, не согласные с данным политическим курсом, не поддерживающие власть. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.В политологии используется также термин "легальность" власти. Легальность и легитимность - не одно то же. Легальность власти - юридическое обоснование юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В то время она может быть нелегитимна, не приниматься на-родом. В обществе может существовать и нелегальная власть, например, мафии.Легитимность - это доверие и оправдание власти, потому она тесно связана с моральной оценкой власти.Граждане одобряют власть, исходя из моральных критериев добра, справедливости, порядочности, совести. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы. Легитимная власть и политика авторитетны и эффективны.Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, научно-технического прогресса, требованиям производства, историческим задачам страны и т.д. Для оправдания насилия, репрессий часто используется деле-ние людей на друзей и врагов. Принципы легитимности (верования) могут иметь истоки в древних традициях, революционной харизме или в действующем законодательстве.Типология легитимности, пользующаяся широким признанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легаль-ность. Речь идет об идеальных типах, не существующих в "чистом виде". В конкретных политических системах эти три типа переплетаются при преобладании одного из ни х. Особенностями политической культуры современного российского общества являются: 1) отсутствие устойчивой традиции участия основной массы населения в политической жизни;2) политическая инфантильность значительной части населения, доверчивость;3) беззаконие и произвол властей в центре и на местах при проведении политических акций;4) слабость политических партий и движений;5) раскол общества на два враждебных лагеря, два типа сознания и политической культуры;6) неприятие западных традиций.Таким образом, политическая культура современного российского общества находится в состоянии своего становления, испытывая серьезное воздействие со стороны геополитических и исторических факторов и радикальных преобразований, происходящих сегод­ня в обществе. Специфика, обусловленная своеобразием исторического развития, позволяет говорить об особом генотипе российской политической культуры.

29.Политическое сознание и политическая психология. Сознание политическое — совокупность социально-психологических феноменов, связанных с отношением человека к общественным институтам, прежде всего — к институтам власти. К ним относятся как сознательные, так и не всегда осознаваемые субъектом предпочтения того или иного типа организации общественной жизни и распределения ответственности. В каждом обществе имеются носители определенного типа С. п., которые не просто подчиняются данной системе власти, но и по убеждению предпочитают ее остальным. Среди типов С. п. выделяются, в частности, такие, как тоталитарное, авторитарное, демократическое и др. Особенности С. п. выражаются в экспектациях людей по отношению к власти, в их приверженности определенным нравственным идеалам, в ценностных ориентациях, касающихся различных социальных процессов и т.д. Политическая психология [греч. politika — искусство управлять] — один из новейших разделов психологической науки. П. п. возникла на стыке ряда "поведенческих" дисциплин, среди которых особую роль сыграли психология и социология, с политологией. Правда, до последнего времени психологи и социологи не очень интересовались самой политикой как объектом изучения. Причиной такого дистанцирования от политики в нашей стране был страх перед официальной политической машиной. Ситуация в политологии складывалась несколько иначе. П. п. достаточно давно признана как перспективная область исследования. В отечественной политологии, несмотря на идеологические табу, первые разработки появились еще в годы хрущевской оттепели, хотя лишь в годы перестройки произошло официальное признание П. п. как составной части политической науки. Фундаментальные и систематические теоретические разработки по психологии политики начались в 60-е годы в США под влиянием "поведенческого движения". Тогда при Американской психиатрической ассоциации была создана группа для изучения проблем международной политики, которая в 1970 году переросла в Институт психиатрии и внешней политики. В 1968 году в Американской ассоциации политических наук возник исследовательский комитет по политической психологии, а в 1979 году на его основе было организовано Общество политических психологов, уже получившее статус международного (International Society of Political Psychology или сокращенно ISPP). Это общество сразу начало издание своего журнала "Political Psychology". В настоящее время публикации по проблематике П. п. появляются во всех престижных изданиях по политологии и психологии. В ISPP сейчас более 1000 членов практически со всех континентов. Ежегодно оно проводит свои собрания, посвященные наиболее актуальным теоретическим проблемам. Хотя П. п. получила действительно международное признание, однако большая часть исследователей живет и работает все же в США и Канаде.

30.Политическая идеология и ее роль в политике. Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.Политическая идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.С точки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).Различают следующие уровни политической идеологии:-теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;-программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;-актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм).

31.Манипулирование как способ идейно-политического воздействия. Регуляция и интеграция современного общества — важнейшие функции политической власти, выполнение которых зависит от спо­собности политических органов влиять на сознание и психологию масс для одобрения и выполнения ими политических решений. Это требует постоянного совершенствования идейно-психологического воздействия на массовое сознание, основанное на изучении, знании основных форм и уровней сознания и психологии граждан.Можно говорить о двух способах идейно-политического воздей­ствия. С одной стороны, это политико-идеологическое убеждение, предполагающее честное, прямое обращение к людям, к их созна­тельному, критическому мышлению. С другой — косвенное, скрытое, с махинациями, ложью апеллирование к иррациональному, инстинк­тивному, отсталым взглядам в человеке. В период общественных кризисов политико-управленческие круги часто отказываются от методов убеждения, прибегая к манипулированию, являющемуся способом скрытого социального управления политическим созна­нием и поведением граждан с целью принудить их действовать (или бездействовать), иногда вопреки собственным интересам. Осущест­вляясь незаметно для управляемых, манипулирование имеет преиму­щество перед силовыми способами реализации господства. Технология общегосударственного манипулирования основыва­ется на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов, иллюзий, идей, норм, ценностей, которые долж­ны восприниматься без критического осмысления, на веру. Почему это возможно? Причины — противоречивость массового сознания, развитие новой коммуникационной техники, изощренность методов воздействия.

32.Политические технологии. Политические Технологии — это одна из областей политической деятельности, которая очень тесно связана с технологиями проведения предвыборной кампании. Согласно этих технологий, отрабатываются и внедряются различные способы манипуляций общественным мнением. Политические технологии, по сути, являются действиями, которые повышают эффективность политических организаций и групп, борющихся за приход к власти в государстве. У политических технологий есть два основных метода. Первый метод почти не зависит от времени и места реализации стратегии (универсальный). А второй метод ориентируется на учёт и времени, и места (конкретно-эвристический). Политические технологии различного типа очень часто последнее время используются в постсоветском пространстве для того, чтобы не дать новым, молодым демократичным политикам прийти к власти. Прикрываясь демократией, старый тоталитарный строй старается во что бы то ни стало узурпировать и удержать в своих руках власть над народом. Технологии делят на «грязные» и «чистые». Под грязными технологиями обычно подразумевают негативную агитацию (то есть, не ЗА данного политика, а ПРОТИВ оппонента). Это самый популярный вид агитации в наше время. Ищется компромат, либо же просто придумываются утверждения, которые для народа близки к правде, с антирекламой оппонента (например, «За время Петиного правления снизились зарплаты, пенсии, стало хуже жить»). Чистые же технологии заключаются зачастую просто в белом пиаре кандидата.

33.Политический менеджмент. Итак, политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия», т.е. либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации. Управление, относящееся к сфере политики, включает всю совокупность управленческих процессов, возникающих в поле политических властеотношений. Можно выделить следующие основные виды управления в политике:а) управленческие отношения, возникающие между государственными должностными лицами и государственными органами, выступающими в роли субъекта управления, с одной стороны, и населением или отдельными его группами – с другой. Этот вид управления обычно называют государственным управлением, потому что его субъектом является государство, его учреждения и должностные лица. В нем выделяют как особый сегмент - государственно-административное управление, включающее в себя все многообразие управленческой деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти (правительством, министерствами, ведомствами и иными госучреждениями).Главной особенностью государственного управления является то, что оно опирается на право “легитимного насилия”, т.е. субъект управления обладает властными полномочиями, необходимыми статусными ресурсами для проведения в жизнь управленческих решений. В современном обществе государственное управление осуществляется преимущественно в виде создания соответствующими органами и учреждениями норм, носящих деперсонализированный характер и существующих в виде законов и иных общих нормативных актов. Государственное управление в современном обществе является многоуровневым и необычайно сложным, прежде всего в силу необычайно разросшегося числа всевозможных государственных организаций и учреждений.б) управленческие отношения, складывающиеся внутри государственных и политических организаций с целью упорядочения их деятельности, повышения эффективности работы. Его особенностью является то, что управленческие отношения ограничены рамками отдельных организаций (государственных учреждений, политических партий и т.д.), что придает этому виду управления много общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных учреждениях и политических организациях также основано на возможности субъекта управления (руководства государственного учреждения, руководящие органы партии) опереться на статусные ресурсы, на право создавать общеобязательные для членов данной организации нормы.в) управленческие отношения, где субъект (политическая организация, группа давления, государственный деятель) не может опереться на право “легитимного насилия” и на свои статусные ресурсы для достижения поставленных целей, не может принять закон или иное распоряжение, обретающее обязательный характер, а поэтому вынужден прибегать к иным формам и методам воздействия на предполагаемый объект управления. Этот вид управленческих отношений мы и будем называть политическим менеджментом или политико-технологическим управлением.

34.Политическая модернизация. (от фр. moderne - современный) - стремление государства, политической системы общества приблизить менее развитые страны к лидерам. Модернизация, как правило, проводится с использованием опыта, накопленного передовыми странами, при их технологической, политической и финансовой поддержке. Определить уровень развитости государств с различным способом культурной и политической организации, специфической экономикой и образом жизни непросто. В науке до сих пор нет единого подхода к определению различных параметров и развитости страны в целом. В том случае, если за основу принимается экономическая сфера, то вопрос достаточно прост. Если же рассматривать развитость с других позиций: удовлетворен ли человек своей жизнью? счастлив ли он? - то все становится еще сложнее. Практически развитостью в настоящее время считается уровень государств западной культуры. Ценностями этого мира считаются постиндустриальные технологии, наличие развитой демократии в форме правового государства, высокий уровень жизни населения, доступность образования, массовой культуры, медицинской помощи и т. д. В процессе модернизации в настоящее время участвует несколько групп стран восточной культуры, которые к концу XX в. добились значительных технологических сдвигов. Политические системы этих стран обладают достаточными ресурсами для развития модернизации. Это Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Китай и ряд других, претендующих на то, чтобы в следующем веке определять форму цивилизации. Страны, традиционно называемые "развивающимися", - Бразилия, Аргентина, Чили, Мексика, страны Африки, и т. д. - достигают определенных успехов, но в целом модернизация осуществляется медленно. Третья группа - страны постсоциализма, включая Россию. Здесь проблем больше, чем хотелось бы. Существует мнение ряда ученых, что для их модернизации потребуются усилия всего мира.

35.Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения. Политический конфликт - это столкновение противоположных общественных сил, обусловленное определенными взаимоисключающими политическими интересами и целями. Причинами конфликтов также являются:* Вопросы власти. Люди занимают неравное положение в системе иерархий: одни управляют, командуют, другие - подчиняются. Может сложиться ситуация, когда недовольными бывают не только подчиненные (несогласие с управлением), но и управляющие (неудовлетворительное исполнение).* Нехватка средств к существованию. Недостаточно полное или ограниченное получение средств вызывает недовольство, протесты, забастовки, митинги и т.д., что объективно нагнетает напряженность в обществе.* Следствие непродуманной политики. Принятие властными структурами поспешного, неотмоделированного решения может вызвать недовольство большинства народа и способствовать возникновению конфликта.* Несовпадение индивидуальных и общественных интересов.* Различие намерений и поступков отдельных личностей, социальных групп, партий.* Зависть.* Ненависть.* Расовая, национальная и религиозная неприязнь и др.Известны разные классификации политических конфликтов, они строятся по различным основаниям. Например: По субъектам.* межгосударственный; * межнациональный (этнический);* межклассовый;* между социальными группами и общественными организациями;* между расами (расовый) и др. По сферам отношений между конфликтующими сторонами (военный, финансовый, таможенный, правовой и др.).По масштабности:* мировой; * региональный;

* локальный. По уровню формирования: * на межличностном уровне;* на групповом уровне;* на уровне подсистем общества или государства;* на региональном и глобальном уровне. Кроме того, конфликты классифицируют: по содержанию, по времени, по форме и др. С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме:* накопление противоречий и формирование отношений сторон;* нарастание и эскалация подготовки;* собственно конфликт;* разрешение конфликта. Первая стадия характеризуется накоплением противоречий, выяснением позиций сторон, зондированием потенциальных союзников, скрытым накоплением сил. На этой стадии - в случае выявления - наибольшая вероятность недопущения конфликта.Вторая стадия является этапом дифференциации и постепенной поляризации сторон. Все более обостряются противоречия. Стороны перестают воспринимать аргументы друг друга. Идет активная эскалация силы, поиск и привлечение на свою сторону союзников, нейтрализация возможных союзников соперников.Третья стадия - самый острый, самый драматичный этап - протекание конфликта. Это собственно этап политической "развязки". На этом этапе вероятно перерастание политического конфликта в военный.Четвертая стадия - завершение конфликта.Исследование политических конфликтов неизбежно приводит к выяснению функций конфликтов. Особенностью функций конфликтов является то, что проявляются они в последствиях, по завершению конфликта.Функции-последствия политического конфликта:* политические; * экономические;* военные;* экологические;* демографические. Функции конфликта могут быть позитивными и негативными. К позитивным можно отнести:* функция разрядки напряженности между антагонистами. Конфликт играет роль "последнего клапана", "отводного канала" напряженности. Общественная жизнь освобождается от накопившихся страстей;* коммуникативно-информационная и связующая функция. В ходе столкновения стороны больше узнают друг друга, могут сближаться на какой-либо общей платформе;* стимулирующая функция. Конфликт выступает движущей силой социальных изменений;* содействие формированию социально необходимого равновесия. Своими внутренними конфликтами общество постоянно "сшивается воедино"; * функция переоценки и изменения прежних ценностей и норм общества. К негативным функциям конфликта можно отнести следующие:* угроза раскола общества;* неблагоприятные изменения во властных отношениях;* раскол в малоустойчивых социальных группах и международных организациях;* неблагоприятные демографические процессы и др. Задача управления и разрешения конфликта как раз и состоит в том, чтобы не допустить его разрастания или снизить негативные последствия. Тип конфликта, как правило, предопределяет пути его развития. Так, внутригосударственный конфликт может разрешиться одним из следующих образов:* революцией;* государственным переворотом;* урегулированием путем переговоров конфликтующих сторон;* иностранной интервенцией;* политическим согласием конфликтующих сторон перед лицом внешней угрозы;* компромиссом;* консенсусом и др. Путями разрешения межгосударственного политического конфликта могут быть:* дипломатическое урегулирование путем переговоров;* смена политических лидеров или режимов;* достижение временного компромисса;* война. Опыт показывает, что в последнее время для нормализации обстановки в зонах региональных и локальных конфликтов эффективно используется политика национального примирения. Особой формой политического конфликта является межнациональный конфликт.Причинами формирования межнационального конфликта могут быть политические, экономические, социальные, территориальные, национально-культурные, исторические, военные, религиозные, экологические проблемы.В качестве факторов возникновения межнационального конфликта можно считать:* определенный уровень национального самосознания, достаточный для того, чтобы народ мог осознать ненормальность своего положения;* скопление в обществе опасной критической массы реальных проблем и деформаций, влияющих на все стороны национального бытия;* наличие конкретных политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора. Противоборствующие силы межнационального конфликта ставят перед собой в качестве основной цели - обретение политической власти, государственности, реализацию права на самоопределение. Вместе с реализацией основной цели решаются также социально-экономические, культурно-языковые, территориальные, идеологические, социально-психологические и другие проблемы.Межнациональные конфликты, как правило, заканчиваются:* победой одной стороны над другой (решение с позиций силы);* взаимным поражением (компромисс);* взаимным выигрышем (консенсус). Межнациональные конфликты, как типы политических конфликтов, классифицируются по следующим основаниям:По сферам проявления:* социально-экономические;* культурно-языковые;* территориально-статусные; * сепаратистские. По целям:* реалистические;* нереалистические. По объему использования военной силы: * мирные;* с минимальным (одноактным) использованием военной силы;* военные. По вертикали: * между центром и республикой (штатом, кантоном и т.п.);* между региональными и местными органами власти. По горизонтали:* между группами коренной и некоренной национальности;* микроконфликты на личностном уровне. В национальных отношениях важно не допускать дело до конфликта или, если он начался, разрешать его мирным путем.Основными методами предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов являются:* "Избегание ", что означает:o игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны; уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера;o эмиграция из государства (республики, штата) представителей отдельных этнических групп. * "Откладывание " - своего рода уход от противоборства с надеждой, что изменятся обстоятельства и будут созданы более благоприятные условия для разрешения конфликта.* Переговоры - стороны сами избирают наиболее предпочтительную процедуру. Число участников не обязательно зависит от числа втянутых в конфликт сторон.* Третейское разбирательство (арбитраж) - добровольная передача спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является обязательным для конфликтующих сторон.* Примирение - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника или примирительную комиссию. В этом случае создаются:o следственные комиссии, которыеустанавливают и обследуют факты, вызвавшие конфликт;o согласительные комиссии, которые вырабатывают конкретные рекомендации сторонам по преодолению возникающих противоречий.

36.Этнополитические конфликты. Роль этнонационального фактора в мировой политике. КОНФЛИКТ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ- конфликт, характеризующийся определённым уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности. Роль этнонационального фактор а в мировой политике в последние десятилетия продолжает расти. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается, как минимум, свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других отношений. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая Этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как «этнос», «нация», «национальное государство».

37.Система и структура международных отношений. Субъекты и объекты мировой политики. Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Системы международных отношений: В теории международных отношений выделяются несколько систем:- Вестфальская система международных отношений (после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г.). Ей присуща идея баланса сил;- Венская система международных отношений (после окончания Наполеоновских войн в 1814 г.). Ей присуща идея европейского концерта;- Версальско-Вашингтонская система международных отношений (по результатам первой мировой войны);- Ялтинско-Потсдамская система международных отношений (по результатам второй мировой войны); легла в основу биполярного мира по линии противостояния Восток (блок социалистических государств)- Запад (капиталистический мир)Исследователи в основном согласны считать Ялтинско-Потсдамскую систему завершившейся в 1991 г. с распадом СССР и прекращением биполярного противостояния, однако, нет единства в определении наименования системы МО на нынешнем этапе. Определённая их часть считает приемлемым название беловежская эпоха, остальные придерживаются названия Post Cold-War era. Субъекты и объекты мировой политики. Основными «действующими лицами» политики являются ее субъекты, которые выступают в качестве источника политической активности. Понятия «субъект» и «объект» (лат. subjectum – подлежащее, objectum – предмет) – важные категории гуманитарного знания. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта. Субъект политики – носитель предметно-практической политической деятельности» направленной на объект политики. К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или политические лидеры); социальные группы – коллективы, этнические группы, конфессиональные Общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; политические институты (государство, политические партии, общественно-политические движения). Политика предполагает определенное желание (намерение) со стороны одного субъекта воздействовать, влиять на другой субъект (который выступает в качестве объекта) и воспринимает определенное воздействие или предлагаемые ему (им) нормы поведения. Субъекты политики являются социальными или институциональными носителями целенаправленной политической деятельности, ее проводниками и движителями. Необходимо иметь в виду, что каждый субъект политики, оказывая воздействие на социальные группы, общество, сам в то же время может выступать объектом воздействия со стороны других субъектов. Основными совокупными субъектами политики являются большие социальные общности – классы и слои, гражданское общество, народы, нации, цивилизации; существенными – средние и малые группы, объединяющие людей по демографическому, этническому, половому, территориальному, образовательному, производственному, профессиональному или корпоративному признаку (бюрократия, мафия, элита); их политические организации – государства, партии, общественно-политические движения, политические организации международного характера. Любая общность становится совокупным субъектом политики, когда, самоорганизуясь и осознавая свои интересы, она не только оказывается в противостоянии с другими социальными группами или же в позитивном взаимодействии с некоторыми из них, но и вступает в конфликт или сотрудничество с существующей политической властью. Политические институты (государство, политические партии и политизированные общественные движения) представляют собой учреждения, организующие и обслуживающие процесс осуществления политической власти, а также передачу политической информации и обмен деятельностью между властью и другими сферами политической жизни. Они стабилизируют отношения, регулируют поведение индивидов и групп, обеспечивая согласованность, интегрированность их действий. Аппарату политических институтов свойственны разделение функций, а Также определенный нормативно фиксированный статус. Каждый институт как субъект политики реализует политическую активность через деятельность своих лидеров, функционеров различных уровней и рядовых членов, взаимодействуя с общественной средой в целях удовлетворения индивидуальных и групповых социально-политических интересов. Первичным субъектом политики, ее «атомом», является индивид, личность, гражданин. С развитием демократических тенденций в обществе проблема личности и гражданина выходит в политике на первый план. Всякий индивид является потенциальным субъектом политики, но не каждый становится таковым реально. Чтобы им стать, человек должен приобрести политические знания и опыт, выработать свою позицию и определить свое деятельное отношение к миру политики. С другой стороны, принципиально важны юридические основы и гарантии свободной политической деятельности. Человек становится субъектом политики в процессе своего развития именно как члена соответствующего сообщества и в силу своих личных качеств. Можно выделить: • активное, сознательное участие людей в политике, утверждении ими своих осмысленных интересов и ценностей; • пассивное участие «подданнического» типа, т.е. понимание смысла политических ролей при безусловном подчинении им как чему-то изначально заданному, неоспоримому; • стихийное или неосознанное участие; • проявления политической апатии, неучастие в политике. По мере становления и развития гражданского общества действует тенденция к «сужению» традиционных границ «политического» однако возрастают требования к качеству политики как в государственной, так и в общественной сферах.

38.Современный мировой политический процесс. Современный мировой политический процесс характеризуется переходом от биполярного к многополюсному миру при сохранении доминирующих позиций США, в нем участвует двести суверенных государств. Для него характерны процессы демократизации многих обществ и государств. В мировую политику включены сотни миллионов людей. Происходит сложный двуединый процесс глобализации политических и экономических взаимосвязей и отношений. Он проявляется в том, что “при наличии в мире огромного разнообразия народнохозяйственных и национально-государственных структур (от самых архаичных до сверхсовременных) наблюдается определенная медианность развития, приобретают все большее значение общие черты общественного прогресса, судьбоносные интересы мировой цивилизации”4. Значительно повысилась управляемость мировой политикой. Доминантой современного международного политического процесса является проблема укрепления международной безопасности, устранения феномена войны из жизни человечества, проявились тенденции к демократизации основных сфер международной и национальной жизнедеятельности, к повышению в мире роли различных представительных сил и движений, человека в мировой политике в целом. Современный мировой политический процесс развивается в новых исторических условиях, когда мирополитические отношения и связи становятся одной из главных доминант грядущих перемен и перспектив в развитии цивилизации. Характерные черты мирового политического процесса:• наличие центра, в качестве которого выступает Организация Объединенных Наций; взаимодействия стран “восьмерки”; деятельность ведущих международных институтов и организаций: НАТО, МВФ и др.;• выдвижение на первый план глобальных проблем развития человеческой цивилизации;• нарастание тенденций к сотрудничеству, взаимодействию и растущее разнообразие политического развития;• противоречивое взаимодействие постоянно расширяющегося и обновляющегося числа субъектов мирового политического процесса, повышение роли человека, его прав, свобод и жизненных интересов в мировой политике; • сложная совокупность базовых (центральных) и периферийных, транснациональных, региональных, национальных и локальных, цивилизационных и этнополитических политических процессов: противоречивое действие тенденций к “многополюсному” и “однополюсному” (США) миру; коллизионное взаимодействие между основными международными центрами силы (США, Западная Европа, Россия, Китай, Япония, “новые индустриальные страны” и др.); противоречия между цивилизациями (Западной, Восточной, Исламской, Россией и др.);• многообразие социально-политических сил, средств, форм и методов реализации политики;• противоречивые тенденции: преемственность и новизна, направленность и слабая предсказуемость, стабильность и изменчивость, переплетение революционных и эволюционных начал, сознательности и стихийности;• относительная самостоятельность при детерминации финансовыми и экономическими факторами.

39.Предмет, структура и функции геополитики.Сила и влияние государств в значительной мере зависят от географического положения страны, численности населения и ее природных богатств. Поэтому геополитика рассматривает земное пространство как наиболее важный ресурс. геополитика - это наука, изучающая особенности протекания политических процессов в больших социальных системах через призму географических ландшафтов. К основным функциям геополитики относятся:- познавательная функция - помогает получить необходимую информацию для анализа;- прогностическая функция - изучает перспективы тех или иных процессов, выявленных в ходе анализа;-интеграционная функция - показывает необходимость соединения достижений естественных и общественных наук. Находясь на стыке политической географии и политологии, геополитика тесно связана с такими науками, как философия, экономика, социология, культурология, этнография, государство-ведение, психология и т.д. Следуя системному подходу, мы убеждаемся, что геополитика - это своеобразная психология государства, определенная направленность и программа его развития. Главными геополитическими факторами выступают:- географические - пространственное положение, природные ресурсы;-политические - политический строй и особенности государства, его границы, социальная структура общества, наличие основных свобод и др.;-экономические - мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и мобилизационные мощности и др.;- военные - величина, мощь, боеготовность и боеспособность вооруженных сил, уровень развития военного искусства, уровень подготовки военных кадров и др.;-экологические - демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты, истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и др.-демографические - плотность и состав населения, темпы его развития;- культурные - конфессиональные, национальные, трудовые традиции, интересы коренных национальностей в других государствах, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.

40.Основные положения и принципы геополитического анализа. Геополитический луч Москва Север в большом приближении распадается на целый спектр лучей, расходящихся от единого центра по всей протяженности побережья Северного Ледовитого Океана. Мы получаем, таким образом, усложненную модель, в которой возникают три проблемы: 1. соотношение секторов Севера между собой;2. соотношение их с Центром (Москвой);3. соотношение с другими областями русского пространства (Югом, Востоком, Западом)Геополитический анализ дробится сразу на несколько секторов и проблем. При этом основная задача состоит в том, чтобы, по возможности учитывая региональную специфику и детали, не потерять из виду общего комплекса «внутренней геополитики России» и еще более широкого планетарного контекста. Геополитический императив Центра в отношении Севера заключается в максимально возможном укреплении стратегического контроля над этими областями. Учитывая малозаселенность территорий, расположенных засеверным полярным кругом, и отсутствие развитых политических и государственных традиций этносов, там проживающих, культурно-политические аспекты здесь отступают на второй план. Наиболее важной стороной становятся военный контроль за побережьем (военные, военно-воздушные и военно-морские базы), информацион ное сообщение, энергоснабжение и обеспечение продоволь ственного и жилищного достатка.

41.Геополитическое положение современной России. Геополитический анализ внутрироссийских геополитических проблем не может быть осуществлен без учета более общей, глобальной картины места России в геополитическом ансамбле. Лишь постоянно имея в виду планетарную роль и значение России, можно эффективно и непротиворечиво разбирать и описывать ее внутреннюю геополитическую структуру. В отличие от европейской школы “внутренней геополитики” (Ив Лакост и т. д.), тяготеющей к изоляции локальных и региональных проблем от учета диспозиции сил в планетарном масштабе, в случае России нельзя абстрагироваться от ее мирового значения, а следовательно, все частные, внутренние ее проблемы адекватно формулируются (не говоря уже об их решении) только в рамках более общего, интегрального геополитического поля.Россия не просто одна из стран материка. Она – категория, принадлежащая к базовым принципам всей геополитики. Россия – heartland, “географическая ось истории”, Суша. Россия есть Евразия. Такое ее значение не зависит от блоков, идеологии, политической ориентации, специфики режима: континентальность – ее историческая, географическая и геополитическая судьба. В случае России вопрос не может ставиться о выборе между “атлантизмом” и “евразийством”. Она есть евразийская сила и не может не быть таковой. Отказ от исполнения Россией своей роли в ансамбле планеты возможен только в случае ее полного географического уничтожения, так как в случае отказа русского государства исполнять эту миссию при сохранении евразийской континентальной массы все равно рано или поздно с необходимостью возникнет новое политическое образование в тех же границах, которое возьмет на себя функции “географической оси истории”. Пока же Россия существует, она остается осью евразийского вектора в планетарном масштабе.Этот характер и предопределяет угол рассмотрения ее внутренних геополитических проблем. Эти проблемы стоят только в следующем ключе: каким образом и на каких естественных (или искусственных) предпосылках сохранить максимальный геополитический объем России, по возможности увеличить его, распределив все внутренние геополитические факторы так. чтобы наилучшим образом обеспечить возможность планетарной геополитической экспансии? Такая постановка проблемы уже сама по себе ставит условия анализа – необходимо акцентировать и приоритетно исследовать: 1) возможности центростремительных тенденций регионов;2) возможности расширения пространственного влияния центра на периферию и за ее пределы.Это предполагает четкое выделение двух базовых критериев – понятий геополитического центра и геополитической периферии. Соотношения между ними и составляют сущность исследования внутренней геополитики России.

42.Политическая глобалистика. Политические аспекты глобальных проблем современности. Глобалистика Политическая - направление современной глобалистики. Т.п., возникшая в начале 90-х гг., изучает политические аспекты глобальной проблематики, политические причины возникновения и обострения общечеловеческих проблем, а также пути их решения, связанные с политической сферой жизнедеятельности общества. В Г.п. выделяется четыре основных подхода к познанию феномена глобальных проблем под политологическим углом зрения: 1) исследование политических аспектов общечеловеческих проблем в целом; 2) политологический анализ глобальных проблем; 3) изучение проявлений глобальных проблем в конкретных регионах мирового сообщества и их влияния на развитие там политической ситуации; 4) формирование теоретико-методологических основ политико-глобалистских исследований. Развитие Г.п. расширяет и обогащает спектр политических наук, а также дает новый импульс расширению и углублению глобалистики как системы междисциплинарных знаний. Г.п. способна нетрадиционно и инновационно освещать некоторые важные проблемы международных отношений и мирового развития. Наиболее ярко и отчетливо связь политики и глобальных проблем прослеживается на примере решения проблемы войны и мира. Вполне, достаточно отметить тот существенный момент, что решение проблемы войны и мира в современных условиях невозможно никакими другими средствами, кроме политических. Особую опасность на сегодняшний день представляет широко используемая западными политиками и идеологами так называемая концепция “ядерного мира”. Довольно четко связь политики с глобальными проблемами просматривается и на примере решения экологических проблем, при осуществлении экологической политики государства.

43.Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Национально-государственные интересы — это совокупность исторически сложившихся в едином государственном пространстве общих интересов.Национальные интересы — это осознанные потребности государства, определяемые экономическими и геополитическими его отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д. Национально-государственные интересы России по своему содержанию и формам проявления не являлись идентичными на конкретно-исторических этапах ее развития. Менялись ориентиры, ценности, идеалы, механизмы и методы их достижения, что сказывалось на существенном понимании и осуществлении взаимосвязи общества, государства и личности. В зависимости от приоритета отдельного элемента этой триады выстраивались и формировались определенные интересы социальных субъектов. Скажем, превалирование роли государства вело к значительному ущемлению собственно общественных интересов и главное — интересов отдельных личностей. Государственные интересы ставились выше всех иных интересов, что порождало “имперский” характер России, ее великодержавность.В настоящее время в России, заявившей о переходе к правовому государству и гражданскому обществу, основные интересы личности, общества и государства являются единой системой национальных интересов. При этом интересы личности объявлены первоосновой общественных и государственных интересов, которые в свою очередь не являются чем-то вторичным, второстепенным. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 17 декабря 1997 г., зафиксировала, что на современном этапе интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии международного сотрудничества на основе партнерства. Важнейшими задачами являются укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и Устного самоуправления.

44.Особенности внешней политики России. Вешняя политика обладает рядом собственных специфических особенностей. Она имеет более широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует собой взаимодействие по меньшей мере с двумя и более странами. Ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных норм и ценностей, созданных человечеством в ходе его длительного эволюционно-революционного развития. Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в мире существуют различные государства (в настоящее время около 200) с их несовпадающими интересами и программами, целями и задачами. Это вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества. Важнейшим средством проведения внешней политики является дипломатия, т.е. официальная деятельность глав государств, правительств, представительных органов власти, специальных органов внешних сношении по защите прав и интересов государства за границей. Внешнеэкономические цели государства реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей. Эти связи поддерживаются как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений. В современных условиях внешняя политика в растущей степени становится искусством ведения переговоров, достижения различных, взаимно приемлемых компромиссов. Одна из главных ее проблем – утверждение принципа мирного сосуществования государств, постепенного внедрения норм нового политического мышления, нахождений путей гармонизации интересов различных государств.

45.Актуальные проблемы национальных отношений и национальная политика в современной России. Повышение качества жизни граждан России-ключевой вопрос государственной политики. Достойное жилье, качественное образование, доступное медицинское обслуживание и развитое сельское хозяйство - эти сферы определил Президент РФ как первоочередные для того, чтобы каждодневная жизнь россиян улучшилась. Национальная политика, как и политика в целом, представляет собой регулятивно-контрольную сферу, направляющую жизнь, деятельность и отношения между различными национальными и этническими сообществами. Национальная политика - это средства и методы, при помощи которых взаимодействие между людьми различных национальностей и этнической принадлежности осуществляется посредством духовных атрибутов: культуры, языка, менталитета, традиций и обычаев. Понятия, которые используются для объяснения многообразия национальной жизни, требуют более точного определения научного и политического смысла каждого из них. Необходимость чётко определиться с этими понятиями диктуется тем, что ряд нация - народность - этническая группа несёт не только научную, но и идеологическую нагрузку. Употребление ранее в официальной советской политике понятия «нация», как правило, ставило данный этнос выше, чем понятие «народность». Это сразу характеризовало народы, как достигшие различной степени зрелости, развитости, большей или меньшей значимости для решения проблем государственности, экономики, культуры, языка. Такой подход означал признание качественных различий между ними, что вело к следующему: - стремлению приобрести более высокий статус; - накоплению обид в случае, когда народ относили к более низкой категории зрелости и развитости; - ущемлению декларируемых прав того или иного народа. Попытка разобраться в ключевых понятиях привела к тому, что большее внимание было уделено нации. После всеобщей критики марксистского определения нации как исторической общности людей, формирующейся на основе общности территории, социально-экономических связей, языка и культуры, появились многочисленные попытки отменить, исправить, улучшить эту формулировку или дополнить её чем-то новым.

46.Методология познания политической реальности. Методология политическая»- учение, слово: учение о пути, способе познания) - сфера политического сознания, в которой осознаются способы постижения политической реальности, а также самосознание самой политической ментальности. Традиционно методологией интересуются философия, логические науки, методологические формы политического сознания и т.д. В настоящее время в условиях постмодернистского методологического индивидуализма сфера методологии не может считаться строгой и определенной формой дискурсивного мышления. Проблема метода в политической сфере осложняется двумя дополнительными обстоятельствами. Во-первых, политика - сфера реальности с высоким уровнем субъективности и аффектации, иррационального способа деятельности, дополняемого мощным теневым сектором. Во-вторых, политическая элита обладает властью и имеет возможность контролировать политическое сознание, направлять его развитие за счет финансовых и властных способов давления. Поэтому говорить в строгом смысле о политической методологии можно только при наборе предпосылок, позволяющих приблизить политические исследования к научным процедурам. В то же время значительная доля иррационального в политике повышает востребованность различных форм интуиции, которые не вписываются в традиционную рациональную методологию. Методологию в политической сфере так же, как во многих других обществоведческих формах познания, можно рассматривать на разных уровнях. Так, можно выделить уровень рефлексивных методов, которые характеризуют философский и спекулятивно-теоретический способы политического познания. При наличии политической парадигмы теоретического уровня, например, либерализма или марксизма, следствия выводятся по законам дедуктивной логики и других научных процедур, позволяющих из общих положений получать суждения частного характера. На эмпирическом уровне исследований применяются различные методики, позволяющие создать пространство, достаточное в содержательном отношении для обобщений. Так, применяются опросы, интервью, анкетирование, контент-анализ, различные формы традиционной аналитической деятельности и т.д. Сложность политической сферы приводит к распространенности бихевиористских методов, основанных на отождествлении стимулов и реакций в политической среде при абстрагировании от содержания политических процессов. В последнее время получили востребованность компаративистские, сравнительные методы осознания. Системные формы изучения развиваются на основе информационных технологий; создаются полифакторные формализованные модели, которые позволяют "просчитывать" неординарные ситуации с множеством переменных. В то же время нельзя сказать, что обилие методов позволяет получать научные результаты с удовлетворительной степенью подтверждаемости, верифицируемости. Особенно сложной является задача долгосрочного прогнозирования, от которого современный либерализм практически отказался.

47.Парадигмы политического знания. Парадигма в политологии — совокупность познавательных принципов и приемов отображения политической реальности, задающих логику организации знаний, модель теоретического истолкования данной группы социальных явлений. Классификация парадигм. В основе различий парадигм лежат попытки объяснить политику или через сверхъестественные начала, природные факторы, общественные факторы, или через собственно политические, внутриполитические факторы. Существует четыре группы парадигм: теологические, натуралистические, социальные, рационально-критические. Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном истолковании источника происхождения государственной власти, на бо­жественном объяснении природы политики и власти. Ее сторонники видят истоки в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т.п.). Такой подход к политике характерен для первоначального этапа развития политических учений, когда боже­ственным признавался весь социально-политический строй, а власть, государство рассматривались лишь как часть универсального мирового порядка, созданного Богом. Натуралистическая парадигма ориентируется на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики влиянием природной среды: географическими, климатическими факторами, биологическими и расовыми особенностями людей, врожденными психическими свойствами и т.д. Она объясняет природу политики исходя из доминирующего влияния внесоциальных факторов, не приобретенных, а врожденных, неизменных для человека и общества. Это направление возникло еще в древности. Так, уже в сочине­ниях Гиппократа, Платона, Аристотеля содержатся неоднократные указания на влияние географической среды на политику. Социальная парадигма объясняет политические явления воздействием внешних факторов (социальных, экономических, культурных). Политика зависит от уровня экономического развития, культурных традиций.Социальная парадигма объединяет разнообразные те­ории, суть которых сводится к стремлению объяснить природу и происхождение политики через социальные факторы, прежде всего через определяющую роль той или иной сферы общественной жиз­ни, того или иного общественного явления, через приобретенные (социокультурные) свойства субъекта социального действия. Рационально-критическая парадигма. Рационально-кри-тическая парадигма ориентирована на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия, на выявление лежащих в основе политической жизни конфликтов и их динамики и т.п. Политическая жизнь объясняется внутренними факторами.

48.Политическая аналитика и прогностика. Прогнозы делятся также по сроку упреждения (промежутку времени, на который рассчитан прогноз):- оперативный (сроком до 1 мес.);- краткосрочный (сроком от 1мес. до 1 г.);- среднесрочный (от 1 г. до 5 лет);- долгосрочный (от 5 до 15 лет);- дальнесрочный (свыше 15 лет).Чем больше срок, на который делается прогноз, тем больше снижается его количественная составляющая, он приобретает все более качественный характер.Следует отметить, что почти все прогнозы дальнесрочного характера терпели провал. Так, никто не прогнозировал такой быстрый распад СССР и крушение коммунистического режима. Прогнозы делались относительно достаточно длительного существования двух систем: социализма и капитализма и их постепенного сближения.Существуют различные методы политического прогнозирования. Один из них – метод исторической аналогии. В этом случае делается предположение: если в прошлом определенная сумма обстоятельств вызвала какое-то событие, то и в настоящем или в будущем данная сумма вызовет то же событие. В современной литературе делался следующий прогноз: в России все периоды исторической «смуты» заканчивались установлением жесткой власти, поэтому хаос ельцинского периода должен смениться авторитарной властью.Используется также статистический метод, когда на основе существующей тенденции делается мысленное ее продолжение (экстраполяция в будущее). Так, если в каком-либо регионе в 2000 г. было 47 забастовок, а в 2001 г. 39, то можно дать прогноз, что в 2002 г. при сохранении действующей тенденции их количество снизится до 30-34.Широко распространен в политологии метод сценариев, когда просчитывается несколько вариантов будущего в зависимости от различных условий, количественной оценки (степень вероятности) реализации. Так, среднесрочный прогноз на 3 года относительн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: