Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Мониторинг земель является разновидностью государственных контрольных мероприятий и представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием земельного фонда, являющуюся составной частью мониторинга компонентов окружающей природной среды и выполняющую базовую, связующую роль между другими видами мониторинга природных ресурсов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 №177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» проводится также мониторинг земель.
Статья 67 ЗК РФ предусматривает проведение государственного мониторинга земель.
Основными целями мониторинга земель являются:
- диагностика состояния земельного фонда для современного выявления изменений, их оценки и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
|
|
- информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.
К задачам мониторинга земель относится:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
2) информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения методами дистанционного зондирования, лабораторных исследований, фондового анализа за состоянием земель. При этом выявляются изменения и производится оценка состояния землепользования, угодий, полей, участков, процессов, связанных со снижением плодородия почв, их загрязнения пестицидами, тяжёлыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами. Изучается также состояние земель населённых пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.
Помимо прочего, с помощью мониторинга происходит оценка качества земельных участков, их имущественной ценности.
|
|
Все наблюдения подразделяются, в зависимости от сроков их проведения, на базовые (на момент начала введения мониторинга), периодические (через год и более) и оперативные (фиксирующие текущие изменения), а в зависимости от территории охвата – на федеральные, региональные, локальные.
В результате общегосударственной программы мониторинга земель создаётся информационная база данных о состоянии земель земельного фонда страны, т.е. всех категорий земель независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
Собственники, постоянные и временные пользователи земли, независимо от ведомственной подчинённости обязаны изучать и учитывать находящиеся в их владении земельные участки, знать их природные и хозяйственные свойства, особенности правого режима, обладать документами, подтверждающими их права на землю и обязанности, а равно права на пользование чужими участками (сервитуты).
Пользователи земель обязаны также регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга.