Правила использования шкалы

1. Вопрос должен быть хорошо сбалансирован, то есть полюсы шкалы нужно упоминать в самом вопросе.

2. Интервалы между пунктами шкалы должны быть одинаковыми.

3. Следует обеспечивать соответствие между информацией, запрашиваемой в вопросе, и шкалой, используемой для сбора данных.

4. Общих рекомендаций по установлению количества категорий по шкале не существует (этот вопрос решается исходя из целей исследования; вместе с тем считается, что от 5 до 10 вариантов ответов по шкале способны обеспечить необходимый уровень дифференциации респондентов).

Принимая решение о количестве категорий по шкале, учитывают ряд факторов:

- если респонденты заинтересованы в опросе и осведомлены об объекте исследований, то можно применять большее количество категорий по шкале и наоборот;

- особенности измеряемого объекта;

- способ сбора данных;

- способ анализа данных.

5. Выбор между сбалансированной и несбалансированной шкалой имеет принципиальное значение.

6. Исследователю следует решить вопрос о допустимости неопределенного ответа (если доля участников опроса не желающих его давать, будет велика, то лучше предложить шкалу с добровольными ответами, включающими категорию «нет ответа»).

7. Категории шкалы могут иметь вербальные, числовые или графические описания. Кроме того, категории можно выделять, маркируя метками или оставлять без выделений. Выбор характера описания категорий зависит от предпочтений исследователя.

8. Шкала может иметь различную форму. Так, ее можно представлять вертикально или горизонтально. Категории отображают прямоугольниками, линиями, делениями. Числовые значения могут быть положительными, отрицательными или теми, и другими. Выбор наилучшего варианта формы шкалы производят на основе результатов предварительного тестирования инструментария.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: