ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ»

Законодательное поле рекламной деятельности в России

Правовое поле рекламной деятельности в России: Федеральный закон «О рекламе», Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Европейская Конвенция о трансграничном телевидении. Ответственность за нарушение федерального закона «О рекламе».

Правовая характеристика скрытой рекламы. Особенности регулирования спонсорской рекламы. «Продакт плейсмент»: вопросы регламентации.

ЗАКОН «О РЕКЛАМЕ»

Основой законодательства о рекламе является ФЗ «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля 2006 г. в своей основной части; некоторые положения закона начали действовать с 1 января 2007 г. Закон в целом учитывает практику регулирования отношений в области рекламы, выработанную за десятилетие применения редакции старого Закона о рекламе.

Вместе с тем, по ряду вопросов, принятый в 2006 году Федеральный закон устанавливает новые правила или существенно изменяет действующие в настоящее время требования, предъявляемые к рекламе. Итак, что же изменилось в новом законе, в отличие от старой редакции…

Изменилось определение рекламы и уточнен круг информации, которая не является рекламой. Закон ввёл новое определение рекламы. (Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке).

В целях отграничения рекламы от иной информации Закон устанавливает, что не является рекламой:

· информация, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;

· справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;

· сообщения органов государственной власти, иных государственных органов,

· сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;

· вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;

· информация о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке;

· любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;

· упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Изменены некоторые существовавшие ранее определения терминов, используемых законодательством о рекламе, а также сформулированы определения новых терминов.
Уточнены термины рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспростанителя, потребителей рекламы, ранее использовавшиеся в законодательстве о рекламе.

Появились определения новых терминов (статья 3).:

1. объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

2. товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

3. спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;

4. спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре;

5. социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства;

6. антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

признается реклама, которая представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара (часть 2 статьи 5).

Появились дополнительные общие требования к рекламе.
В рекламе не допускается:

· указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;

· демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;

· использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;

· указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;

· указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники (часть 5 статьи 5 Закона).

Закон устанавливает запрет на рекламу товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия (пункт 6 статьи 7 Закона). Кроме того, не допускается реклама деятельности, реализация которой требует получения лицензии или иного специального разрешения, в случае отсутствия такого разрешения (пункт 7 статьи 7 Закона).

Изменены нормы, направленные на защиту несовершеннолетних в рекламе.
Исключено положение о том, что использование образов несовершеннолетних в рекламе товаров, непосредственно для них не предназначенных, не допускается.
Запрет на использование образов несовершеннолетних предусмотрен в рекламе алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, азартных игр и пари, оружия и продукции военного назначения (статьи 21 - 23, 26 - 27 Закона). Кроме того, предусматривается, что реклама алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения, оружия, продукции военного назначения, основанных на риске игр и пари не может обращаться к несовершеннолетним.

Предусмотрена возможность распространения рекламы в детских радио- и телепередачах непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием передачи (часть 7 статьи 14, часть 6 статьи 15 Закона). При этом продолжительность рекламы в детских передачах зависит от продолжительности самой передачи.

Установлены требования к рекламе, сообщающей о проведении стимулирующих мероприятий. В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия, а также источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Изменились требования к порядку размещения рекламы в телепрограммах.
Объем рекламы в телепрограммах не может превышать 20% времени вещания в течение часа с 1 июля 2006 года, а с 1 января 2008 года - 15% времени вещания в течение часа.
При прерывании рекламой художественных фильмов и иных передач, за исключением детских передач, для которых установлен особый порядок прерывания, и трансляции спортивных соревнований, продолжительность рекламного блока не должна превышать 4 минут. При этом Закон не регламентирует количество прерываний таких передач рекламой (должны соблюдаться объемы рекламы в течении часа вещания и максимальная продолжительность рекламного блока). Продолжительность рекламных блоков между передачами Законом также не определяется.

Особый порядок устанавливается для размещения в телепрограммах спонсорской рекламы, которая может размещаться непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием передачи. При этом спонсорская реклама учитывается в общем объеме рекламы, размещенной в телепрограмме.

Спортивные соревнования могут прерываться рекламой только в перерывах в ходе соревнования или во время остановок.

Конкретизирован порядок распространения наружной рекламы и установки рекламных конструкций. Установка рекламной конструкции осуществляется на основании разрешения органа местного самоуправления, выдаваемого собственнику недвижимого имущества или владельцу рекламной конструкции.

Изменились требования, предъявляемые к рекламе на транспорте.
Установлен запрет на использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций (запрет вступает в силу с 1 января 2007 года).

Запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:

1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;

2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;

4) предназначенных для перевозки опасных грузов.

При этом размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой.

Изменены некоторые ограничения в отношении рекламы алкогольной продукции.
Закон предусматривает равные ограничения на рекламу алкогольной продукции, независимо от процентного содержания в ней этилового спирта.

Не допускается распространение рекламы алкогольной продукции в радио- и телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, в наружной рекламе, на всех видах транспортных средств общего пользования, а также на территории и в непосредственной близости от социально-важных объектов (детских, образовательных, медицинских, спортивных и др.). Вместе с тем, такая реклама допускается в периодических печатных изданиях, за исключением первой и последней страниц газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов. В печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних, такая реклама не допускается. Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади (пространства).
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.

Требования к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также рекламе основанных на риске игр и пари в целом сохранены без существенных изменений.

В отношении рекламы пива исключен запрет на оформление рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в виде мультипликационных (анимационных) фильмов. При этом запрет на использование в рекламе пива образов людей и животных конкретизирован указанием на то, что такие образы не допускается использовать и в случаях, когда они выполнены с помощью мультипликации (анимации).

Определен порядок проведения рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Так, проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов пива, не допускается в местах, где запрещена розничная продажа пива. При этом к таким мероприятиям нельзя привлекать несовершеннолетних.

Ужесточены требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий.
Требования, предъявляемые к рекламе табака и табачных изделий, распространены также на рекламу курительных принадлежностей (трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и др.).
Дополнительно предусмотрен запрет рекламы табака в наружной рекламе и на всех видах транспортных средств общего пользования. В отношении наружной рекламы запрет вступает в силу с 1 января 2007 года.

Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табачных изделий, в организациях или местах, в которых не допускается розничная продажа таких изделий или их определенных видов, запрещается. При проведении рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, запрещается привлекать несовершеннолетних к участию в их раздаче, а также предлагать им такие образцы.

Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Впервые Законом установлены требования к рекламе биологически активных добавок.
Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

· создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами;

· содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

· содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

· побуждать к отказу от здорового питания;

· создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Уточнены и значительно конкретизированы требования к рекламе финансовых услуг.
Реклама финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги.
Предусмотрены дополнительные требования к рекламе услуг по предоставлению кредита. Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Установлены требования к рекламе услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление, активами. Она должна содержать источник информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральным законом, а также сведения о месте, где до заключения соответствующего договора заинтересованные лица могут ознакомиться с условиями управления активами.

Установлены требования к рекламе ценных бумаг. Включены новые требования к рекламе услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением. Реклама услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, не должна содержать:

· выражение благодарности физическими лицами, заключившими такие договоры;
утверждение о том, что заключение таких договоров имеет преимущества перед завещанием жилого помещения или иного имущества;

· осуждение членов семьи и близких родственников потенциального потребителя таких услуг, якобы не заботящихся о нем;

· упоминание о подарках для физических лиц, принявших решение о заключении договоров ренты с рекламодателем или другим лицом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: