| № | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Тип урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Оценива-ние | |||||||||
| Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||||||||
| 1. | Вводный урок | Урок изучения нового материала | Усвоение термина «обществознание». Представление о связи обществознания с другими науками | Понимание, почему нужно изучать обществознание; умение характеризовать некоторые общественные процессы | Воспитание гражданственности, интереса к предмету | Работа с текстом учебника | Устный опрос | |||||||||
| Тема 2. Человек (6 часов). | ||||||||||||||||
| 2. | Загадка человека. | Урок изучения нового материала | Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира и самого себя. Раскрывать значение труда в развитии человека. | Приводить исторические примеры влияния труда на развитие человека. Формулировать собственное определение понятия «труд». | Осознание труда как основы развития человека, развитие уважения к труду. Формирование доброты, милосердия, порядочности, чувства долга, уважения к старшим. Формирование непримиримости к нечестности, обману. Формирование потребности в ЗОЖ. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. | Устный опрос; проблемные задания. | |||||||||
| 3. | Загадка человека. | Комбинированный | Формулировать, что такое способности человека, и какие способности проявляли первобытные люди. Сравнивать способности первобытного человека и человека современного XXI в. Оценивать роль творчества в развитии человека. | Иллюстрировать конкретными примерами искусство первобытных людей. Уметь составлять рассказы по рисункам. | Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания всей страны в будущем. Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ. | Устный опрос; проблемные задания. | |||||||||
| 4. | Отрочество - особая пора жизни | Комбинированный | Усвоение понятия «подросток», «младший подросток». Умение характеризовать черты и на доступном уровне объяснять объяснять физиологические, психологические и социальные сложности подросткового возраста | Оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; | Понимание, что отрочество- пора мечтаний, подготовка к взрослой жизни. Развитие умения справляться с трудностями подросткового возраста. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. | Устный опрос; проблемные задания | |||||||||
| 5. | Отрочество - особая пора жизни | Комбинированный | Уметь объяснять значение понятия «самостоятельность», понимание, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством. | Научение выполнению в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований и др. норм, требующих ответственности. | Восприятие самостоятельности как показателя взрослости, осознание связи между самостоятельностью и ответственностью.. | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ. | Устный опрос; проблемные задания | |||||||||
| 6. | Урок-практикум | Урок практикум | Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь: работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Воспитание трудолюбия | Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ | Устный опрос; проблемные задания | |||||||||
| 7. | Творческий урок | Обобщающий урок с фрагментами творческой работы | Использовать усвоенные понятия и термины в устной и письменной речи | Создавать небольшой текст-эссе по изученной теме | Не бояться формулировать и высказывать собственное мнение по дискуссионным вопросам | Выполнение проблемных заданий; работа с терминами; написание мини-эссе | Письменная работа; проблемные задания | |||||||||
| Тема 3. Семья (6 часов). | ||||||||||||||||
| 8. | Семья и семейные отношения | Комбинированный | Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни человека. Сравнивать особенности семей современных и старинных, городских и деревенских; двухпоколенных, многопоколенных. Характеризовать причины возникновения семейных конфликтов, предлагать пути их разрешения. Называть К РФ. Описывать семейные обычаи, традиции. | Показывать на конкретных примерах взаимодействие, взаимопомощь в семье. Рассказывать о собственных обязанностях в семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявляя причины их возникновения и пути разрешения. Приводить примеры семейных обычаев и традиций. Выражать собственную точку зрения на значение семьи. | Воспитание любви и уважения к старшему поколению, семье вообще. Воспитание уважения к семейным ценностям, традициям, и потребности в их сохранении. | Моделирование ситуаций и их анализ. | Устный опрос. Письменные задания. | |||||||||
| 9. | Семейное хозяйство | Комбинированный | Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; знать правила ведения семейного хозяйства | Показывать на конкретных примерах из жизни кого считают рачительным хозяином, каковы источники экономии в домашнем хозяйстве, что должен знать и уметь рачительный хозяин. Оценивать собственное участие в ведении домашнего хозяйства. | Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести хозяйство. | Работа с учебником, с иллюстрациями. Ведение мини-дискуссии. | Устный опрос, проблемные задания. | |||||||||
| 10. | Семейное хозяйство | Комбинированный | Объяснять правила ведения семейного хозяйства; выполнять творческие задания по изученной теме | Уметь составлять элементарный семейный бюджет. | Воспитание трудолюбия, бережливости, экономности. | Практикум: составление семейного бюджета в элементарном виде (письменно) | Практикумы - творческие работы. | |||||||||
| 11. | Твое свободное время | Комбинированный | Объяснять какое время можно назвать свободным, какие способы его использования губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; понимание, что досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и самоопределения. Понятие «хобби», виды хобби и их задачи. | Показывать на конкретных примерах, что свободное время, его организация, играет важную роль в развитии личности. Формулировать собственное определение понятия «свободное время». Иллюстрировать конкретными примерами досуговую деятельность. Уметь составлять рассказы по рисункам. | Воспитание умения правильно использовать свободное время, формирование потребности в ЗОЖ и умения его организовать. | Работа с иллюстрациями. Проблемная дискуссия (приведение собственных примеров) Составить таблицу «Хобби в нашей жизни». | Опрос.Письменные задания. | |||||||||
| 12. | Режим дня современного подростка. | Комбинированный | Понятие «режим дня», его функции, необходимость его соблюдения. | Уметь самостоятельно формулировать понятие «режим дня», определять основные составляющие дня современного подростка, отделять полезное от вредного. | Воспитание умения правильно использовать свободное время, формирование потребности в ЗОЖ и умения его организовать. Воспитание организованности, дисциплинированности. | Самостоятельное составление своего режима дня и анализ его плюсов и минусов. | Опрос (анализ режима). Письменная работа. | |||||||||
| 13. | Практикум | Повторение и обобщение | Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Составлять рассказы: -учимся быть рачительными хозяевами; -учимся помогать семье; -мы - семья, а это значит... | Воспитание ответственности, выражать собственную точку зрения на значение семьи | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | |||||||||
| Тема 4. Школа (6 часов). | |||||||||
| Образование в жизни человека | Урок изучения нового материала | Понятие «образование». Характеризовать задачи школы, значение школы в судьбе человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать место школы в системе образования. Объяснять, почему образование так важно для современного человека. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование. | Приводить примеры из жизни, искусства о значимости школы для человека. Оценивать и корректировать собственное отношение к учебе, возможностям своего развития. Рассказывать о своей школе, отношении к ней. Исследовать конкретные ситуации, где проявляется ценность и важность образования. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру. Систематизировать информацию о системе образования в России в табличной форме | Образование и самообразование. Учёба — основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Научная организация труда школьника. Развитие желания учиться, познавать. | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | |||
| 15. | Образование и самообразование | Комбинированный | Характеризовать учёбу как основной труд школьника. | Уметь рассуждать о проблемах современного образования, о правах и обязанностях ученика Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний | Воспитание ответственности, умения и желания учиться | Моделирование ситуаций и их анализ. Работа с фрагментами литературных произведений. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | ||
| 16. | Образование и самообразование. | Комбинированный | Понятие «самообразование», понимание его необходимости в современном мире. Способы самообразования. | С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. | Учение вне стен школы. Умение учиться. Научная организация труда школьника. Развитие желания учиться, познавать. | Моделирование ситуаций и их анализ. Работа с фрагментами литературных произведений. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | ||
| 17. | Одноклассники, сверстники, друзья. | Комбинированный | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями | Уметь объяснить, что может помешать дружбе, привести примеры настоящей и мнимой дружбы; пояснить, какие человеческие качества считают наиболее важными для дружбы | Воспитание дружеских отношений младших подростков с одноклассниками, сверстниками, друзьями. | Моделирование ситуаций и их анализ. | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | ||
| 18. | Я и мои друзья. | Комбинированный | Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. | Уметь объяснить плюсы и минусы конформного поведения (без термина) | Воспитание уважения к окружающим, толерантности, уме6ния ладить с товарищами. Воспитание ответственности, умения отстаивать собственное мнение, ценности личности. | Моделирование ситуаций и их анализ. Письменная работа: мини-эссе | Творческое задание – мини-эссе. | ||
| 19. | Практикум. | Урок-практикум | Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Воспитание ответственности, умение учиться | Решение познавательных задач | Тестовые задания, доклады, рисунки |
| Тема 5. Труд (6 часов). | |||||||||
| 20. | Труд – основа жизни | Урок изучение нового материала | Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека | Различать материальную и моральную оценку труда. Приводить примеры благотворительности и меценатства. | Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде | Работа с текстом и иллюстрациями. Моделирование ситуаций и их анализ | Устный опрос, дискуссия | ||
| 21. | Труд – основа жизни | Комбинированный | Называть и различать виды труда (физический, умственный, организаторский). Понятия «профессия», «специальность». | Уметь ориентироваться в мире современных профессий, в их многообразии. Соотносить профессию с учебными дисциплинами, необходимыми для ее освоения. | Оформлять в устный и письменный текст свои профессиональные мечтания, объяснять свой первичный профессиональный выбор. | Моделирование ситуаций и их анализ.Письменная работа (мини-сочинение). | Мини-сочинения «Моя будущая профессия», презентации, рисунки | ||
| 22. | Труд и творчество. | Комбинированный | Понятие «творчество», «творческий труд». Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров | Уметь объяснить, всякий ли мастер может быть назван творцом, в чем заключается красота труда; определять отличия труда мастера от труда творца | Воспитывать уважение к творческому труду, стремление самому создавать что-то новое, творить, желание развивать в себе креативность. | Решение познавательных задач, работа с текстом учебника | Устный опрос | ||
| 23. | Труд и творчество. | Комбинированный | Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров, отличать творчество от подражания. Схожесть и различие терминов «творчество» и «изобретательство». | Познакомиться с яркими примерами подлинного творчества в мировой культуре. | Воспитывать уважение к творческому труду, стремление самому создавать что-то новое, творить, желание развивать в себе креативность | Работа с иллюстрациями, текстами произведений. Проблемная дискуссия: творчество и подражание | Устный опрос, проблемная дискуссия. | ||
| 24. | Практикум. | Урок-практикум | Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Видеть и характеризовать связи между положениями, усвоенными в данном курсе, и материалом истории, литературы, искусства | Воспитание социальной ответственности за свои поступки | Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач | Решение тестовых заданий | ||
| 25. | Творческий урок | Обобщающий урок с фрагментами творческой работы | Использовать усвоенные понятия и термины в устной и письменной речи | Создавать небольшой текст-эссе по изученной теме | Не бояться формулировать и высказывать собственное мнение по дискуссионным вопросам | Выполнение проблемных заданий; работа с терминами; написание мини-эссе | Письменная работа; проблемные задания |
| Тема 6. Родина (8 часов). | |||||||||
| 26. | Наша Родина-Россия. | Урок изучения нового материала | Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну. | Написать эссе о своей малой родине. Иллюстрировать примерами из жизни, литературы и кинофильмов проявления любви к своей Родине, Отчизне. Рассказывать о защитниках Родины, если возможно, — членах своей семьи | Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству. | Решение познавательных задач | Рисунки, творческие работы (эссе) | ||
| Государственные символы России. | Комбинированный | Объяснять смысл понятия «государственные символы», их нужность, сферу применения. Уметь расск. историю российского герба и флага, описывать Государственный герб РФ, флаг РФ, над какими зданиями он поднят постоянно. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России. | Иллюстрировать на конкретных примерах отношение солдат к знамени во время ВОВ. Уметь подготовить мини-проект об истории Государственного герба в России. Проанализировать текст и написать эссе об истории русского флага. Знание Государственного гимна России. | Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину | Моделирование ситуаций и их анализ. Выступление с проектами (возможно опережающее задание) | Рисунки, доклады, презентации. Текст гимна. | |||
| 28. | Гражданин России | Комбинированный | Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин», «гражданство». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ. | Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей, а также невыполнения или недобросовестного выполнения; анализировать причины. | Воспитывать уважение к своему народу и чувство единения с ним, ощущать себя россиянином. | Работа с иллюстрациями. Моделирование ситуаций и их анализ. | Устный опрос | ||
| 29. | Гражданин России | Комбинированный | Знать и иллюстрировать примерами основные обязанности граждан РФ. | Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ | Воспитание гражданственности, ощущения причастности к российской нации. Воспитание умений формулировать свое мнение, корректно выражать свои чувства, в том числе патриотические. | Моделирование ситуаций и их анализ. | Устный опрос. Рисунки, доклады. | ||
| 30. | Российская Федерация. | Комбинированный | Полное название страны. Понятия «федерация», «федеративный», «федеральный». Умение ориентироваться в административной карте РФ. Понятие «нация», термин «россияне». | Знать, как называется наша страна. Рассказывать о российском народе как главном богатстве страны и верховном источнике власти. | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения и любви к своей стране, понимания ее особенностей и достоинств. | Работа с картой и текстом учебника. Работа с терминами. | Устная работа (проблемные вопросы). | ||
| 31. | Мы – многонациональный народ. | Комбинированный | Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Крупные народы. Понятие «россияне» и «русские» - общее и различное. | Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства. Перечислять какие народы проживают в нашей стране. | Воспитывать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашей стране, для поддержания гражданского мира в России, для ее развития и процветания. | Моделирование ситуаций и их анализ. Письменная работа с учебником. | Работа с картой. Устная работа (проблемные вопросы). Письменная работа. | ||
| 32. | Основы граждановедения | Комбинированный | Закрепление понятий «нация», «национальность», «федерация», «россияне» и др. Введение понятия «толерантность». | Анализировать на элементарном уровне материалы СМИ, собственный соц.опыт. Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Воспитание гражданской ответственности; дружеских отношений между людьми разных национальностей. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения, гражданско-нравственной позиции. | Моделирование ситуаций и их анализ. Работа с адаптированными источниками. | Устная работа (проблемные вопросы). Письменная работа. | ||
| 33. | Урок-практикум | Урок-практикум | Характеризовать основные положения раздела;анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; умение выполнять познавательные и практические задания | Воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству. | Работа с заданиями учебника, письменное тестовое задание | Устная работа (проблемные вопросы). Письменная работа. | ||
| 34. | Обобщающее повторение. Итоговый урок. | Комбинированный | Объяснять понятия и термины курса, характеризовать основные положения. | Формирование умения видеть связь между обществознанием как синтетической дисциплиной и рядом социально-гуманитарных наук; осознание необходимости их комплексного изучения в современном мире. | Воспитание умения адекватно оценивать свои способности и успехи, давать справедливую оценку собственным ЗУН. | Моделирование ситуаций и их анализ. Словарная работа. | Устная работа. |






