НОМОС ЗЕМЛИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ JUS PUBLICUM EUROPAEUM
Эту книгу, беззащитный плод тяжкого опыта, я кладу на алтарь науки о праве, науки, которой я служил более сорока лет. Я не могу предвидеть, в чьи руки попадет мой жертвенный дар — человека мысли, реалиста-практика или разрушителя и ниспровергателя, для которого нет ничего святого. Автор не волен распоряжаться судьбой своей книги, как и своей собственной судьбой, с ними связанной.
Эпиграфом к этой книге, пожалуй, могли бы стать две строчки Гете, написанные в июле 1812 года:
Все мелкое исчезло, растворилось, '
Здесь только море и земля важны. V
Ведь речь в ней идет о твердой суше и открытом море, о захватах земли и моря, о порядке и локализации. Но как бы ни был великолепен этот эпиграф, он все же таит в себе определенную опасность. Две эти удивительные строчки слишком отвлекают наше внимание от тематики права народов, уводя его в либо сторону естественнонаучной географии, либо в сторону мифологии стихий. Это не соответствовало бы основной, с большим трудом проработанной,
собственно научно-правовой идее книги. Я очень многим обязан географам, в первую очередь Мак-киндеру. Но мыслительная работа юриста ведется все же в несколько иной области, нежели география. Юристы получили свои знания о вещи и почве, о реальности и территориальности отнюдь не от географов. Понятие захвата моря было сформулировано юристами, а не геополитиками. Сознавая себя юристом, я чувствую свое единство с Камило Барсиа Трельесом, крупнейшим современным теоретиком международного права, также разрабатывавшим тему земли и моря.
Намного глубже, чем с географией, международно-правовая проблематика связана с мифологическими источниками историко-правового знания. Эти источники открыл нам Иоганн Якоб Бахофен, но мы не должны забывать и о многочисленных плодотворных идеях, исходивших от гениального Жюля Миш-ле. Бахофен — законный наследник Савиньи. Он развил и бесконечно обогатил то, что основатель исторической школы права понимал под историчностью. А эту историчность отнюдь не следует отождествлять с археологией и музейными памятниками. Речь идет о самом существовании науки о праве, которая сегодня обречена раствориться в теологии или в технологии, если не отстоит источник своего собственного бытия в правильно понятой и потому плодотворной историчности.
Поэтому проблема изложения становится особенно трудной. Наша сегодняшняя ситуация полна всякого рода препятствий и помех. Даже непредвзятому критику несложно будет обнаружить библиографические и прочие недостатки. К тому же я стараюсь избегать какой бы то ни было актуальности и в нескольких местах обрываю свои рассуждения, чтобы не возбуждать напрасных подозрений. Ведь все, кто разбирается в предмете, жалуются на характерное для нашего времени вавилонское смешение языков, на
жестокость идеологической борьбы и на разложение и вырождение даже самых привычных и распространенных представлений нашей нынешней общественности. Здесь не остается ничего иного, как только исследовать огромное количество материала, объективно излагать новые идеи, избегать ненужных споров и не забывать о величии самой нашей темы. Ведь и сама тема, и ее современное состояние поистине потрясают.
Прежний, европоцентричный порядок права народов ныне приходит к своему концу. Вместе с ним уходит и старый номос Земли. Он был порожден неповторимым и уникальным историческим событием — невероятным и неожиданным открытием Нового Света. Сегодня повторение такого события можно представить себе, лишь нарисовав какую-то совсем фантастическую картину, например предположив, что люди на пути к Луне открыли некое совершенно неизвестное им небесное тело, которое они могли бы свободно эксплуатировать и использовать для снятия остроты своих земных конфликтов. На вопрос о новом номосе Земли при помощи таких фантазий ответить нельзя. Не разрешить его и при помощи новых естественнонаучных открытий и изобретений. Мышление людей должно быть вновь направлено на фундаментальный порядок их земного бытия. Мы ищем царство смысла на Земле. Именно эту рискованную цель преследует предлагаемая книга, именно в этом изначальный императив нашей работы.
Миротворцы наследуют землю. И лишь им откроется идея нового номоса Земли.
Лето 1950 г.