Освещение

13.4.1 Уровень освещенности должен быть достаточным для визуального обнаружения повреждений или протечек из грузовых мест. При необходимости прочтения грузовых ярлыков или регистрационных табличек контейнеров или различения кодировочных/ опознавательных цветов, уровень освещенности должен быть повышен или же для этой цели должны быть предусмотрены другие средства.

13.4.2 Освещение должно быть достаточно равномерным и организовано так, чтобы исключить ослепление, образование глубоких теней и резких контрастов освещенности различных участков судна.

13.4.3 При плохой видимости, например, из-за тумана, облачности, пыли или пара, могущей привести к увеличению риска несчастных случаев, уровень освещенности должен быть увеличен выше рекомендуемого минимума.

13.4.4 Осветительные приборы поддерживаются в исправном техническом состоянии, обо всех дефектах и отказах информируется ответственное лицо, а сами они устраняются в кратчайший срок.

13.4.5 Перед выходом персонала из освещенного участка или помещения оно осматривается, чтобы в нем не осталось персонала, перед удалением осветительных устройств или выключением освещения.

13.4.6 Неохраняемые отверстия в палубе должны быть освещенными или надежно закрыты перед выключением освещения.

13.4.7 При использовании переносного/ временного освещения, опоры и провода освещения должны устанавливаться и крепиться так, чтобы на них не мог наткнуться идущий человек. Слабина в проводах выбирается и они сворачиваются в бухту и прокладываются в стороне от объектов, могущих их повредить или разорвать/ перебить, в том числе от движущихся частей оборудования. При похождении через проемы дверей, двери надежно крепятся в открытом положении. Не допускается прокладка проводов через водонепроницаемые и противопожарные двери. Подвешивать переносные лампы за их провода запрещается.

13.4.8 При использовании переносных светильников, они должны отвечать своему назначению Для снижения риска поражения током, при использовании их в сырых или влажных пространствах, напряжение питания не должно превышать 12В; если это невозможно, принимаются другие меры безопасности.

Практическая часть

Для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания и естественным светом, согласно ГОСТ 24940 – 96 применяются люксметры: Ю116, Ю117, АТТ1508. В данной работе измерения производят с помощью люксметра Ю116 (рис. 1), который состоит из измерителя и отдельного фотоэлемента с насадками. На передней панели измерителя расположены: отсчетное устройство и корректор прибора, кнопка переключателя, ручка установки нуля. Прибор магнитоэлектрической системы имеет две шкалы, градуированные в люксах: 0-100 и 0-30. На каждой из них отмечено начало диапазона измерений: на шкале 0-100 эта точка находится на уровне отметки 20, на шкале 0-30 на уровне отметки 5. На боковой стенке корпуса измерителя расположена вилка для подключения селенового фотоэлемента, который находится в пластмассовом корпусе и присоединяется к измерителю шнуром с розеткой, обеспечивающей правильную полярность соединения.

Рис.1 - Люксметр Ю-116

1 – селеновый фотоэлемент в пластмассовом корпусе с насадками; 2, 6, 7 – насадки; 3 – миллиамперметр; 4, 5 – кнопки переключения диапазонов измерений.

Для уменьшения косинусной погрешности применяется насадка К, которая надевается на фотоэлемент. Эта насадка применяется вместе с одной из трех других насадок, обозначенных буквами М, Р, Т. Каждая из них вместе с насадкой К образует три поглотителя с номинальным коэффициентом ослабления 10, 100, 1000 и предназначена для расширения диапазона измерения от 5 до 100000лк. Все насадки могут использоваться в определенном люксметре.

Таблица 1

Кнопки и насадки люксметра з диапазонами измерений

Основной без насадок с открытом элементом Диапазон измерений
Не основной
С насадками
КМ КР КТ
5–30 50–300 500–3000 5000–30000
20–100 200–1000 2000–10000 20000–100000

Отсчет производят с помощью измерителя, расположенного также горизонтально на некотором расстоянии от фотоэлемента, чтобы на него не попала тень от лица исследователя.

При измерении освещенности с другим, чем у ламп накаливания, спектральным составом применять поправочные коэффициенты:

- Для естественного света - 0,8

- Люминесцентных ламп ЛБ - 1,15

- Люминесцентных ламп (дневной свет) ЛД - 0,88

- Ртутных ламп высокого давления ДРЛ - 1,2.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с устройством люксметра, принципом его действия и правилами работы с ним. Убедиться, что стрелка прибора при закрытом фотоэлементе находится в нулевом положении.

2. Измерить естественное наружное освещение Енар. Для этого фотоэлемент с соответствующей насадкой расположить горизонтально вблизи окна на высоте 0,9 м от пола. Результат занести в табл. 2.

3. Измерить естественное освещение на рабочих местах в 5-ти точках (Евн), расположенных соответственно на расстоянии 1, 2, 3, 4 и 5 м от окна. Измерения проводятся на высоте 0,8 м от пола на уровне стола, располагая фотоэлемент горизонтально. Результат занести в табл. 2.

4. Измерить совмещенное освещение на рабочих местах в 5-ти точках (Евн). Результат занести в табл. 1.

5. Рассчитать коэффициент естественного освещения (КЕО) для 5-ти рабочих мест по формуле (1) и значения записать в табл. 2.

6. По результатам измерений естественного освещения построить график зависимости Евн=f (L), где L– расстояние от оконного проема до рабочих мест, м.

Таблица 2

Вид освещения Освещенность, лк КЕО (ер) на рабочих местах, % Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03  
снаружи Енар, лк на рабочих местах, Евн, лк КЕО, (ен), %*  
 
                       
Естественное                       1,2  
Совмещенное (естественное и искусственное)                     0,7  

Коэффициент естественной освещенности КЕО определяется по формуле:

(1)

Полученное значение КЕО сравнить с нормативным значением, определяемым по формуле:

е =ен× m× C (2)

где е - расчетное значение КЕО;

ен –значение КЕО, взятое из таблицы 3.

m- световой коэффициент, зависящий от климатической зоны (таблица 4);

С- коэффициент солнечности климата (таблица 4).

г. Херсон – III климатическая зона.

Таблица 3

Нормируемое значение коэффициента естественной освещенности

Помещение Естественное освещение, КЕО
При верхнем или верхне- боковом освещении При боковом освещении
В зоне с устойчивым снежным покровом На остальной территории
Классные комнаты, аудитории, лаборатории (на рабочих столах и партах)   1,2 1,5
Кабинеты технического черчения и рисования (на рабочих столах)   1,6  
Кабинеты и комнаты преподавателей - 0,8 1,0

Таблица 4

Значения светового коэффициента и коэффициента солнечности

Климатическая зона Световой коэффициент Коэффициент солнечности
I 1,2 0,8
II 1,1 0,9
III 1,0 0,85
IV 0,9 0,8
V 0,8 0,7

7. Построить график изменения КЕО в лаборатории (по оси ординат отложить значение КЕО, по оси абсцисс – расстояние в метрах от окна до точки измерения).

8. В зависимости от величины КЕО с учетом освещения определить по таблице 5 характеристику и разряд зрительной работы, которую можно выполнять в каждой точке замера. Результаты занести в таблицу 6.

Таблица 5

Нормы естественного освещения помещений промышленных предприятий (СНиП 23.05 – 95)

Характеристика зрительной работы Наименьший размер объекта различения, мм Разряд зрительной работы КЕО, %
При верхнем или комби-нированном освещении При боковом освещении
Наивысшей точности* менее 0,15 I   8,5
Очень высокой точности* от 0,15 до 0,30 II   2,5
Высокой точности* от 0,30 до 0,50 III   2,0
Средней точности от 0,5 до 1,0 IV   1,5
Малой точности свыше 1,0 до 5,0 V   1,0
Грубая (очень малой точности) более 5,0 VI 2,0 0,5
Работа со светящимися материалами и изделиями в горячих цехах более 5,0 VII    
Общее наблюдение за ходом производст-венного процесса _____ VIII    

9. Сделать выводы о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет освещение для трудовой деятельности человека?

2. Назовите основные количественные показатели освещения.

3. Какие виды освещения применяются в производственных и судовых помещениях?

4. Для каких параметров освещения установлены нормативы и от чего зависит нормируемая величина параметров?

5. Какие искусственные источники света применяются? Расскажите об их достоинствах и недостатках.

6. Что такое КЕО и от чего он зависит?

7. Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к освещению?

8. Назначение и устройство люксметра.

9. Каков порядок измерения с помощью люксметра?

10. Как влияет освещение на организм человека?

Литература

1. Кодекс безпечної робочої практики для моряків торгівельних суден/ Code of Safe Working Practices for Merchant Seamen-2010.

2. Войтенко А.М. Гигиена обитаемости морских судов/ А.М. Войтенко, Л.М. Шафран. – Киев: изд. «Здоровье», 1989.– 195 с.

3. Російський морський Регістр судноплавства. Правила класифікації та побудови морських суден – 2012.

4. Конвенция о труде в морсокм судоходстве – MLC-2006.


Практическое занятие № 6

Техника безопасности при выполнении практической работы

1. Перед началом работы внимательно изучите методические рекомендации к выполнению работы, а также ознакомьтесь с порядком работы с анализатором шума и вибрации Ассистент.

2. Измерения проводить только в присутствии преподавателя.

Цель работы

1. Ознакомление с анализатором шума и вибрации Ассистент и овладение техникой измерения шума работающего оборудования.

2. Ознакомление с нормативными документами, регламентирующими предельно-допустимые уровни шума на судах в различных помещениях.

3. Изучение вопроса защиты от негативного воздействия шума на человека.

Определения

1. Основное рабочее место - место наиболее длительного пребывания вахтенного.

2. Общественные помещения - столовые, кают-компании, салоны, клубы, буфеты, рестораны, библиотека, помещения для любительских занятий и занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т. п.

3. Спальные помещения - жилые каюты экипажа и пассажиров, спальные помещения в блок-каютах комсостава.

4. Медицинские помещения - помещения для медицинского обслуживания: санитарная каюта, амбулатория, стационар, изолятор и др.

5. Энергетическое отделение с периодическим обслуживанием - помещение, в котором нахождение члена экипажа на ходу судна не более 1 часа за вахту. (При наличии дистанционного управления энергетической установкой из ЦПУ и/или ходового мостика.)

6. Энергетическое отделение с безвахтенным обслуживанием - помещение, в котором нахождение члена экипажа на ходу судна не более 2 часов в неделю (при наличии комплексной автоматизации управления энергетической установкой и вспомогательным оборудованием).


Теоретическая часть

Звук вызывается колебаниями давления в воздухе, которые возникают обычно при возвратно-поступательном движении каких-либо тел или их поверхностей, передающих соответствующие колебательные движения воздуху. Шум – это неприятные и раздражающие звуки. Передача давления характеризуется двумя основными факторами: изменением давления и скоростью, с которой оно меняется. Давление измеряется в паскалях (Па). Одно отклонение от среднего значения давления вверх до максимума, возвращение вниз через среднее значение к минимуму и назад к среднему значению давления называется периодом. Число этих периодов в секунду называется частотой и измеряется в герцах (Гц). Применяется также выражение «цикл в секунду (цикл/с)». Это означает, что единицей времени является секунда, в то время как частота вращения машины дается обычно в оборотах в минуту (об/мин). Частота главного двигателя, имеющего 120 об/мин, равна 2 Гц. Она неслышима, Так как находится в инфразвуковом диапазоне частот. Скорость распространения звука в воздухе при комнатной температуре приблизительно равна 340 м/с.

На основании опытных данных установлено, что в среднем у человека предел чувствительности (порог слышимости) равен приблизительно 0,00002 Па (на частоте 1 кГц). Более слабый звук услышать невозможно. Звуковое давление 200 Па считается болевым порогом, при котором интенсивность звука такова, что она может за короткое время вызвать повреждение органов слуха (рис.1). Для сравнения скажем, что нормальное статическое атмосферное давление равно 100 кПа. Таким образом, можно представить следующую шкалу: атмосферное давление - 100 кПа; болевой порог - 200 Па; порог слышимости - 0,00002 Па. Эти величины представляются в логарифмическом масштабе. Логарифмический масштаб дает возможность лучше отразить огромный диапазон колебаний (106). Кроме того, его желательно использовать, потому что чувствительность уха также подчиняется логарифмической закономерности.

Рисунок 1. Плоскость слышимости

Но поскольку оперировать с логарифмами не всегда удобно, целесообразно было принять масштаб, у которого отсчет начинается с нуля и соответствует порогу слышимости. Поэтому была введена единица децибел (дБ). Она является функцией отношения интенсивности звука I к интенсивности звука на пороге слышимости Iо. Уровень интенсивности звука, дБ,

, где Iо= 10-12 Вт/м2

Отсюда

Таким образом, уровень интенсивности звука 0 дБ соответствует порогу слышимости. Для определения интенсивности звука производится измерение звукового давления, называемый часто уровнем шума.

Диапазон слышимых частот простирается от 20 Гц до 20 кГц и не воспринимается инфразвук (0- 20 Гц), ультразвук (20 кГц-109 кГц) и гиперзвук (свыше 109 кГц).

Для упрощения процедуры измерения шума предложено его уровень выражать посредством единого количественного параметра. Вместо измерений в октавных полосах можно записать общую энергию во всем частотном спектре. Этот измеренный уровень звукового давления называется линейным (или общим) и выражается в дБLin. Встроенный d шумомер фильтр С пропускает почти без ограничений слышимую часть спектра. Поэтому при использовании фильтра С измеряется, главным образом, та часть энергии, которая находится в слышимом диапазоне частот. Эта величина выражается в дБС. В большинстве случаев уровни звука, измеренные в дБС и дБLin, имеют приблизительно равные значения. Полому обе эти единицы могут применяться для измерения общего уровня звукового давления. Однако этот метод не дает информации о том, какие частоты в спектре являются преобладающими. Имеется существенная разница для восприятия при концентрации звуковой энергии в области низких или в области высоких частот. Уровень 85 дБ в полосе 1 кГц рассматривается как верхний предел, при превышении которого может наступить повреждение слуха, тогда как 85 дБ в полосе 31,5 Гц по кривым равной громкости соответствует уровню звукового давления только 45 дБ в полосе 1 кГц. Поэтому очевидно, что для того чтобы измерительный прибор имел характеристику, подобную слуховым органам, он должен уменьшать влияние низких частот. Для этого звук, измеряемый во всем частотном диапазоне, перед показывающим прибором должен проходить через соответствующий фильтр. При применении такого типа фильтра измеряемый уровень звука соответствует приблизительно восприятию его ухом (или мозгом). Измеренные величины обозначаются дБА или дБВ в зависимости от того, какой фильтр использовался. Затухание, вносимое фильтром В в области низких частот, меньше, чем затухание, вносимое фильтром А. Поэтому фильтр В использовался раньше для измерения более высоких уровней звукового давления. В настоящее время, однако, он применяется редко, так как на практике было установлено, что уровни звука в дБА дают достаточно удовлетворительное представление о шуме на судах и других видах транспорта.

Ниже приведены примеры уровня шума в разных местах, с тем, чтобы судовой экипаж мог оценить, когда и где потенциально может подвергаться вредному воздействию шума.

120 дБ (А) В 60 метрах от реактивного самолета при взлете. Между 2 дизель-генераторами с ходом 1800 оборотов в минуту
110 дБ (А) В небольшом машинном отделении двигатель с 900 оборотов в минуту, дизельным главным двигателем и дизель-генератором 1550 оборотов в минуту
105 дБ (А) В метре от цилиндра главного двигателя 120 оборотов в минуту
100 дБ (А) Между 2 дизель-генераторами с ходом 600 оборотов в минуту
95 дБ (А) В медленной скорости (120 об/мин) дизеля, главном машинном отделении в кормовой части на палубе главного двигателя или в стороне от него.
90 дБ (А) Шумный завод, механический цех, тихие части двигателя судов
80 дБ (А) 15 м от отбойного молотка
70 дБ (А) Шумная бытовая техника (3 м от пылесоса)
60 дБ (А) Внутри большого общественного здания (например, супермаркет).
50 дБ (А) Внутри дома в пригородной зоне в дневное время
40 дБ (А) Тихий район города на улице в ночное время. Шепот в 1 метре в библиотеке.
25-30 дБ (А) Деревня ночью без ветра. Тихая церковь
  Порог слышимости молодых людей с нормальным слухом

Длительное действие повышенного шума воздействует на слух, вызывает у человека неврозы, сердечно-сосудистые и другие заболевания, что служит причиной производственного травматизма и снижения производительности труда. В условиях, которые характерны для судна, где персонал переходит от одного места в другое и продолжительность времени, проведенного в каждом месте, могут быть различны, вследствие чего, они могут подвергаться воздействию различных уровней шума в течение дня, следующие цифры дают руководство к приемлемым максимумам суточных доз шума для незащищенных ушей.

80 дБ (А) Нет ограничения 24 часа
82 дБ (А) 16 часов
85 дБ (А) 8 ч
90 дБ (А) 2 ч
95 дБ (А) 50 мин
100 дБ (А) 15 мин
105 дБ (А) 5 мин

Максимальная суточная доза шума для незащищенных ушей уменьшается вдвое для каждого увеличение шума на 3 дБ (А).

По характеру спектра различают шум широкополосный с непрерывным спектром шириной более одной октавы и тональный, в спектре которого есть выраженные дискретные тона. По временным характеристикам шум подразделяют на постоянный и непостоянный. В свою очередь последний классифицируют как шум, колеблющийся во времени, прерывистый и импульсный. Различают шум воздушный и структурный. Воздушный шум в зависимости от его происхождения делят на механический, аэродинамический, гидродинамический и др. Шум механического происхождения - шум, возникающий вследствие вибрации поверхностей машин и оборудования. Шум аэродинамического происхождения - шум, возникающий вследствие стационарных или нестационарных процессов в газах. Шум гидродинамического происхождения - шум, возникающий вследствие стационарных и нестационарных процессов в жидкостях. Характер - спектра шума и звуковой вибрации на судах - постоянный, широкополосный.

Требования регистра

Под эгидой ИМО были согласованы международные конвенции, которые устанавливают единые требования с целью упростить допуск судна, зарегистрированного в одной стране, в воды и порты другой страны, а также способствовать усилению безопасности мореплавания и защиты окружающей среды в целом. Некоторые или все конвенционные требования могут также рассматриваться в конкретных правилах классификационного общества.

Назначением классификационного общества является предоставление классификационных и конвенционных услуг и оказание содействия морской индустрии и регулирующим органам в сфере безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения на основе накопленных морских знаний и технологий.

Роль классификации и классификационных обществ была признана Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74). В правиле 3-1 главы II-1 Конвенции СОЛАС говорится, что дополнительно к требованиям, содержащимся в остальных правилах (Конвенции СОЛАС), судно должно проектироваться, строиться и обслуживаться в соответствии с требованиями в отношении конструкции, механических и электрических систем того классификационного общества, которое признано администрацией в соответствии с положениями правила XI/1 или в соответствии с применимыми национальными стандартами администрации, которые обеспечивают эквивалентный уровень безопасности.

Классификационные общества: RINA (ранее - Итальянский морской регистр) существует с 1861 года; Американское бюро судоходства (ABS) было основано в 1862 году. Принятие общих правил постройки судов норвежскими страховыми обществами в конце 1850-х привело к образованию в 1864 году Норвежского Веритас (DNV). В 1867 был создан Германский Ллойд (GL), а в 1899 – Ниппон Кайджи Киокай (ClassNK). Российский морской регистр судоходства (РС) основан в 1913 году. Позднее появились образованное в 1956 году Китайское классификационное общество (CCS), образованный в 1960 году Корейский регистр (KR) и образованный в 1975 году Индийский регистр судоходства (IRS).

INTERNATIONAL MARITIME ORGANIZATION Международная морская организация

В Международной конвенции по охране человеческой жизни SOLAS-74 в ГЛАВЕ II-1 Конструкция – устройство, деление на отсеки и остойчивость, механические и электрические установки, ЧАСТЕ С – Механические установки, в Правиле 36 Защита от шума предписано:

«Должны быть приняты меры к снижению шума механизмов в машинных помещениях до приемлемого уровня, определяемого Администрацией. Если этот шум нельзя снизить в достаточной степени, то источник чрезмерного шума должен быть надлежащим образом звукоизолирован или выгорожен; а если в помещении требуется несение вахты, то в нем должен быть предусмотрен звукоизолированный пост. В случае необходимости, персонал, которому требуется входить в такие помещения, должен использовать шумозащитные вкладыши или наушники (см. IMO Res A.468 (XII) Code of Noise Levels on Board Ships - Кодекс по уровню шума на судах, принятый резолюцией А.468 (ХII))» (табл.1).

Таблица 1. Предельные значения уровней шума для различных помещений согласно IMO Res A.468 (XII)

Помещения Уровни шума, дБ (А)
Рабочие помещения  
Машинные помещения (с постоянной вахтой)  
Машинные помещения (без постоянной вахты)  
Посты управления механизмами  
Мастерские  
Другие рабочие помещения  
Навигационные помещения  
Ходовой мостик и штурманские рубки  
Места прослушивания, включая крылья и окна ходового мостика  
Радиорубки (с работающим, но не производящим звуковых сигналов радиооборудованием)  
Помещения радиолокатора  
Жилые помещения  
Каюты и помещения госпиталя  
Кают-компании (столовые)  
Комнаты для отдыха  
Открытые места для отдыха  
Кабинеты  
Служебные помещения  
Камбузы при неработающем оборудовании для обработки продуктов  
Раздаточные и буфетные  
Обычно не посещаемые помещения  
Другие помещения  
GERMANISCHER LLOYD Немецкий Ллойд Немецкое классификационное общество

Germanischer Lloyd является одним из ведущих классификационных обществ в мире. Как независимое и беспристрастное общество GL контролирует качество и безопасность судов и морских сооружений. В главе 1, ч. 23 указаны правила и нормы шума для грузовых судов:

Таблица 2. Предельно допустимые уровни шума

Максимальный уровень шума, дБ (А) Корма Нос
Режим море/ операции загрузки и выгрузки Режим море/ операции загрузки и выгрузки
Категория комфорта Категория комфорта
           
Машинное отделение и рабочие места
Машинные помещения (с постоянным нахождением людей)            
Машинные помещения (с не постоянным нахождением людей)            
Цех, мастерская            
Рабочее место крановщика    
Химчистки и раздевалки    
Рабочие зоны на открытой палубе и спасательные станции    
Контрольные номера, расположенные рядом с машинным отделением            
На автомобильных палубах RоRо и RoPax суднах            
Не указанные магазины и рабочие места    
Обслуживающие помещения
Камбузы            
Кладовки, магазины и т.д.            
Навигационные помещения
Навигационный мостик и штурманская рубка            
Радиорубка    
Крылья наружных мостовых    
Жилые помещения
Спальные комнаты            
Столовая, комнаты отдыха            
Спортзалы, хобби комнаты, бассейн,сауны и т.д.            
Больница            
Процедурные кабинеты    
Коридоры примыкают к жилым помещениям    
Открытая палуба зоны отдыха            
DET NORSKE VERITAS Норвежский Веритас Норвежское классификационное общество  
                 

DET NORSKE VERITAS - классификационное общество, основанное в 1864 г. (Осло) в Rules for classification of ships в главе 5, ч. 12 указаны предельные уровни шума для различных типов судов.

Таблица 3 Пассажирские суда - Пассажирские помещения Уровни шума, дБ (А)
Места Оценка комфорта (crn)
     
Пассажирские каюты высшего класса      
Пассажирские каюты, стандарт      
Общественные места      
Открытые палубы отдыха      
Таблица 4 Грузовые суда1) – Помещение экипажа уровни шума в дБ(А)
Места Оценка комфорта (crn)
     
Рулевая рубка      
Радиорубка      
Каюты для экипажа      
Общественные места для экипажа      
Больница      
Офисы      
ПУ машинного отделения      
Открытые палубы отдыха      
1) Для рабочих зон и машинного отделения его называют IMO Re A.468 (XII)
Таблица 5 Высокоскоростные суда длиной меньше и больше 50 м уровни шума в дБ(А)
Места Оценка комфорта (crn)
50 м и меньше Более 50 м
           
Пассажирские помещения            
Навигационный мостик            
Зоны обслуживания/танцпол/киоски            
Таблица 6 Яхты- Командирская и гостевые зоны уровни шума в дБ(А)
Места Оценка комфорта (crn)
Условия стоянки На ходу
           
Спальни       - - -
Бары/салоны/            
Зоны обслуживания/танцпол/киоски            
Навигационный мостик - - -      
LLOYD’S REGISTER Регистр Ллойда Английское классификационное общество

LLOYD’S REGISTER - крупнейшее классификационное общество, основанное в Великобритании в 1760 г. в Rules and regulations for the classification of ships в главе 7, ч. 14 Passenger and Crew Accommodation Comfort указаны предельные уровни шума для различных типов судов.

Таблица 7. Пассажирские суда - Максимальный уровень шума в дБ (А)

Места Принятые уровни комфорта
     
Пассажирские каюты Стандартные      
Улучшенные      
Общественные пространства Исключая магазины      
Магазины      
Медицинский центр      
Театр / зал      
Открытая палуба зоны отдыха (за исключением бассейна и аналогичные)      
Бассейны и аналогичные      

Таблица 8. Помещения экипажа - Максимальный уровень шума в дБ (А)

Места Принятые уровни комфорта
     
Спальные каюты, больницы      
Дневные каюты      
конференц-залы      
Столовые, комнаты отдыха, приема области:      
в помещении      
на открытых палубах      
Раздевалки, ванные комнаты, шкафчики      

Таблица 9. Рабочие помещения экипажа - максимальный уровень шума в дБ (А)

Места дБ (А)
Машинное отделение  
Машинное отделенное (с непостоянным нахождением людей), например насосные  
Цеха, масетрские  
ПУ МО  
Рулевая рубка  
Крыло мостика, дополнительные ограничения:  
Полоса 250 Гц  
500 Гц  
Радиорубка  
Камбуз и кладовые:  
Неработающее оборудование  
Отдельные элементы на 1 метр  
Обычно незанятые пространства (трюм, палуба)  
Сигнал судовой, на мосту или баке  
REGISTRO ITALIANO NAVALE Итальянское классификационное общество RINA

В правилах RINA COMFORT ON BOARD (COMF) Part F Additional Class Notations Chapter 6 нормы шума на судах.

Таблица 10. Предельные уровни шума

Тип помещения La LB
Пассажирские помещения
Люкс или мини-люкс (S)    
Стандартные каюты (Cb)    
Тип A, B, D    
Тип C    
Тип E    
Тип F    
Помещения экипажа
Каюты экипажа    
Офицерские каюты    
Навигационный мостик    
Радиорубка    
Больница    
Общественные места    
Рабочие места без действующего оборудования    
Офисы    
Столовая/комнаты отдыха    
ПУ машинного отделения    
Открытая палуба    

Нормативные документы, регламентирующие предельно-допустимые уровни шума на судах

- Резолюция ИМО А. 468 (XII), "Кодекс об уровне шума на борту судна"- IMO Res A.468 (XII) Code of Noise Levels on Board Ships.

- International Code of Safety for High-Speed Craft (2000) 2000 HSC Code, Chp 4.10 Noise levels.

- NORSOK S-002 Working environment aug 2004.

Стандарт NORSOK S-002 Производственная среда, август 2004 г.

- Danish Energy Authority – Noise Guide bekg54 jan06.

Датское энергетическое агентство.

- NORSOK C-002 Architectural Components and Equipment 1997-11-02

- Norway Marine Authority – Work Environment.

Норвежское морское агентство – Производственная среда.

- DET NORSKE VERITAS Tentative rules for classification of ships, 2005

- Lloyd’s Register Provisional Rules on Noise Comfort Class.

Регистр Ллойда Временные правила по шуму.

- GL Harmony Class – Rules on Rating noise and vibration

- ISO 2923, "Акустика - Измерение шума на борту судов ".

- ISO 31/VII, " Величины и единицы акустики ".

- IЕС Публикация 651, " шумомеры ".

- IЕС Публикация 225, "Октава, наполовину октавы и треть-октавные полосовые фильтры, предназначенные для анализа звука и вибрации ".

- IЕС Публикация 804 и поправка № 1, 1989, " измерители уровня звука Интеграция - усреднения ".

- IЕС Публикация 942, " Звуковые калибраторы ".

- ISO R717/1, "Акустика - Оценка звукоизоляции в зданиях и строительных элементов - Часть 1: Изоляция от воздушного шума в зданиях и элементов интерьера ".

- ISO 717/2, "Акустика - Оценка звукоизоляции в зданиях и строительных элементов - Часть 2: Влияние звукоизоляция.

- ISO 140/4, "Акустика - Измерение звукоизоляции в зданиях и строительных элементов - Часть 4: Полевые измерения из изоляции воздушного шума между помещениями ".

- ISO 140/7, "Акустика - Измерение звукоизоляции в зданиях и строительных элементов - Часть 7: Полевые измерения воздействия звукоизоляция полов".

В MLC – Конвенции о труде в морском судоходстве выделены следующие руководящие принципы:

1. Жилые помещения, а также помещения для отдыха и приема пищи должны располагаться, по мере практической возможности, как можно дальше от двигательных установок, помещений для рулевых механизмов, палубных лебедок, установок для вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха и от других машин и механизмов, производящих шум.

2. Должны использоваться звукоизолирующие и другие соответствующие звукопоглощающие материалы в конструкции и в обшивке переборок, потолков и палуб в помещениях, являющихся источниками шума, а также применяться самозакрывающиеся звуконепроницаемые двери в помещениях, где расположены машины и механизмы.

3. По мере практической возможности, в машинных отделениях и других помещениях, где размещены машины и механизмы, должны оборудоваться звукоизолированные центральные посты управления для членов машинной команды. В той мере, в какой это практически возможно, такие рабочие помещения как, например, механические мастерские, должны изолироваться от общего шума машинного отделения и должны приниматься меры для снижения шума работающих механизмов.

В Code of Safe Working Practices for Merchant Seamen (COSWP 2010) Кодексе безопасной практики работы для моряков торговых судов в главе 34 «Noise, vibration and other physical agents» указаны максимальные уровни и по мере необходимости учитывать затухание (шумоподавление), что может быть достигнуто с помощью защиты органов слуха.

Таблица 11. Максимальные уровни шума

Машинные помещения - главное 90 дБ (А)
Машинные помещения - автоматическое 110 дБ (А)
ЦПУ 75 дБ (А)
Рулевая рубка / мостик / штурманская / радарная 65 дБ (А)
Крылья мостика 70 дБ (А)
Радио рубка / коммуникационный центр 60 дБ (А)
Камбузы, буфеты, кладовые 75 дБ (А)
Обычно незанятых пространств 90 дБ (А)
Спальные каюты, дневные каюты, больница 60 дБ (А)
Офисы, конференц залы и т.д. 65 дБ (А)
Кают-компании, помещения для отдыха зоны отдыха 65 дБ (А)
Области открытых палуб 75 дБ (А)
Коридоры, раздевалки, ванные комнаты, шкафы и другие подобные помещения 80 дБ (А)
Гудок судна 110 дБ (А)

Источники шума на судах

Источниками шума являются работающее оборудование (машины, механизмы) и вибрирующие (колеблющиеся) поверхности механизмов, металлические пластины корпуса судна. Основными источниками шума на судах принято считать главные двигатели, дизель-генераторы и гребные винты, насосы систем водоподготовки и очистки судовых стоков, системы кондиционирования воздуха, гидроприводы рулевых машин, навигационное и радиооборудование.

Защита от негативного воздействия шума

Традиционные средства снижения шума: виброизоляция главных двигателей и дизель-генераторов, вибропоглощающие покрытия, звукопоглощающие конструкции, утяжеленные зашивки помещений, «плавающие» конструкции полов и т. п.

В Конвенции о труде в морском судоходстве сказано, что должны приниматься во внимание последствия воздействия чрезмерно высокого уровня шума для органов слуха, здоровья и удобства моряков, а также меры, которые должны предписываться или рекомендоваться для уменьшения шума на борту судов и защиты моряков. Меры, направленные на уменьшение воздействия шума, должны включать следующее:

a) инструктаж моряков об опасности для органов слуха и для здоровья в целом продолжительного воздействия шума высокого уровня, а также о правильном использовании шумозащитных приспособлений и оборудования;

b) предоставление, в случае необходимости, морякам шумозащитных приспособлений установленного образца;

c) оценку рисков и уменьшение уровня шума во всех жилых помещениях и комнатах для отдыха и приема пищи, а также в машинных отделениях и других отсеках, в которых располагаются машины и оборудование.

В этом отношении основные виды защиты органов слуха являются:

• наушники (еarmuffs) которые полностью охватывают ухо – однако эффективность наушников может сократиться, если владелец также одевает очки;

• беруши (earplugs), которые вставляются в ушной канал, а также

• полу-вставки (также называемые «канал шапки»), которые охватывают вход в ушной канал.

При выборе формы защиты органов слуха, работодатели должны сделать лучший выбор защиты органов слуха для конкретной работы. Вне зависимости от выбора вида защиты он должен:

• снизить уровень воздействия ниже 85 дБ (А);

• подходить для рабочей среды сотрудников – бать комфортным и гигиеничным, и

• быть совместимым с другими средствами защиты, используемыми работниками (например, защитными касками, масками от пыли и защиты глаз).

Измерительная аппаратура

Для измерения уровней шума в соответствующих помещениях судна используется профессиональный прибор, соответствующий 1-му классу точности, отвечающий всем требованиям последних нормативных документов в области измерения и анализа параметров шума – АССИСТЕНТ. Прибор выполнен в виде малогабаритного устройства c автономным питанием. На верхней торцевой стенке корпуса блока измерительного прибора располагается разъем для подключения пульта управления с микрофоном при работе в качестве шумомера анализатора спектра. Пульт управления соединяется с блоком измерительного прибора кабелем соединительным предусилителя.

Внешний вид измерительного прибора с микрофонной стойкой представлен на рис. 2.

Рисунок 2 – Внешний вид измерительного прибора с микрофонной стойкой

Порядок работы с прибором

1. При выключенном питании прибора соединить микрофон с измерительным блоком.

2. Включить питание прибора кнопкой ВКЛ клавиатуры. На экране прибора последовательно выводится информация о загрузке и инициализации программного обеспечения (ПО), результатах самотестирования. Затем на экране прибора появляется главное меню.

3. Для измерения параметров шума кнопками ▲▼ выбрать пункт Акустика и задействовать его кнопкой ВВОД.

4. Режимы индикации. В состоянии прибора ИЗМЕРЕНИЕ или ПАУЗА нажмите кнопку РЕЖИМ – на экране появится список доступных режимов индикации:

dB SLM- Уровни звука с частотной коррекцией А и октавный спектр;

dB 1/3 - Треть-октавный спектр;

dB INF - Параметры инфразвука;

dB C/Z - Уровни звука с частотными коррекциями С и Z;

STAT - Статистическое распределение, значения статистических максимума и минимума, другие процентили;

dB ULT - Параметры ультразвука.

Кнопками ▲, ▼, ВВОД выбрать интересующий режим.

5. Независимо от режима индикации или их переключения прибор непрерывно измеряет все параметры шума.

6. В главном меню выбрать пункт СЕРВИС, в меню СЕРВИС выбрать пункт ПАМЯТЬ. На экране появится список результатов измерений, сохраненных в памяти прибора. Выбрать из списка интересующую запись.

Методика проведения измерений

1. Во время проведения измерений уровней шума в соответствующем помещении должны находиться только моряки, требуемые для обеспечения работы судна, и лица, проводящие измерения.

2. Замеры уровней звукового давления должны производиться в децибелах с использованием взвешивающего по характеристике А фильтра (дБ(А)) и, если необходимо, также в октавных полосах частот в диапазоне 31,5 - 8 000 Гц.

3. Шумомер должен быть установлен на временную характеристику "медленно", и данные должны считываться только до ближайшего целого числа децибел. Время измерения должно быть не менее 5 секунд.

4. Измерения должны производиться таким образом, чтобы микрофон находился на высоте 1,2 - 1,6 м от палубы. Расстояние между двумя точками измерений должно быть не менее 2 м, а в помещениях больших размеров, не содержащих механизмов, измерения должны производиться как минимум через каждые 7 м по всему помещению, включая зону максимального уровня шума. В больших грузовых трюмах можно ограничиться тремя точками. Ни в коем случае измерения не должны производиться на расстоянии менее 0,5 м от ограничивающих конструкций помещения.

5. Жилые помещения. Одно измерение должно производиться в середине помещения. Необходимо медленно перемещать микрофон в горизонтальном и/или вертикальном направлении на расстоянии в 1 м и зарегистрировать среднее значение. Должны быть проведены дополнительные измерения в других точках, если наблюдается значительный, т.е. более 10 дБ(А), разброс значений уровней звука внутри помещения, особенно в районе головы сидящего или лежащего человека.

6. Машинные помещения. Измерения должны проводиться в машинных помещениях и в смежных с ними постах управления, если таковые имеются, на основных рабочих местах и постах управления, на которых находятся моряки, обращая при этом особое внимание на места установки телефонов и те места, в которых важное значение имеет ведение устных переговоров и прослушивание звуковых сигналов. Замеры должны производиться, как правило, на расстоянии не ближе 1 м от работающих механизмов либо от палуб, переборок или других обширных поверхностей, либо от воздухоприемников. Там, где это невозможно, измерения должны производиться посредине между механизмами и смежной отражающей поверхностью. Измерения шума от механизмов, являющихся источником шума, должны производиться на расстоянии 1 м от них. Измерения должны производиться на высоте 1,2 - 1,6 м от палубы, площадки или прохода на расстоянии 1 м от и как минимум через каждые 3 м вокруг таких источников шума, как: главные турбины и двигатели на каждом ярусе, главный редуктор, турбонагнетатели, сепараторы, электрические генераторы, площадка перед фронтом котла, дутьевые и/или вытяжные котельные вентиляторы, компрессоры, грузовые насосы (включая приводящие их в действие двигатели или турбины).

7. Рабочие места. Уровень шума необходимо измерять во всех местах, где выполняется какая-либо работа. Дополнительные измерения необходимо производить в помещениях, в которых находятся рабочие места, если ожидается изменение уровня шума вблизи рабочих мест.

8. Обычно не посещаемые помещения. Измерения необходимо производить во всех местах с необычно высокими уровнями шума, где моряки могут подвергаться его воздействию даже в течение относительно коротких периодов времени, а также в местах расположения механизмов, используемых периодически, например, у грузовых насосов. С целью ограничения количества измерений и регистрации в протоколе уровни шума могут не измеряться в обычно не посещаемых помещениях, трюмах, районах палуб.

9. Открытые палубы. Измерения следует выполнять во всех местах, предназначенных для отдыха, и дополнительно там, где согласно предварительному обследованию можно ожидать превышения пределов.

10. Воздухоприемные и выпускные отверстия. При измерении уровней шума около воздухоприемных и выпускных отверстий двигателей и вблизи вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха и охлаждающих систем микрофон следует устанавливать по возможности вне газового потока на расстоянии 1 м от края воздухоприемного или выпускного отверстия под углом 30° к направлению движения потока и как можно дальше от отражающих звук поверхностей.

11. Крылья ходового мостика. Измерения следует производить на обоих крыльях ходового мостика, при условии, однако, что крыло, на котором производится измерение, находится с подветренной стороны судна.

Порядок выполнения работы

1. Провести измерения шума лабораторной установки и дизель-генератора.

2. Заполнить таблицу результатов, по примеру табл. 12.

Таблица 12

Результаты инструментальных измерений шума

Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах частот, Гц Уровни звука, дБА
31,5                 Leq Ls max Li max
                       

3. Проанализировать полученные результаты, сравнивая с предельно-допустимыми нормами, сделать выводы.

Контрольные вопросы

1. Основные понятия о шуме.

2. Нормирование шума в помещениях судов.

3. Источники шума на судах.

4. Влияние шума на организм человека.

5. Защита от негативного воздействия шума.

Экспресс-опрос

1. Единицы измерения шума:

1) мм/с; 2) мм/с2; 3) дБ; 4) м/с: 5) м/с2.

2. Прибор, для измерения шума:

1)Ассистент Тотал; 2) Ве-метр-АТ-003; 3) Барометр; 4) Манометр

3. Порог слышимости здорового человека:

1) 0 дБ; 2)0,00002 Па; 3) 1 дБ

4. Болевой порог слышимости:

1) 200 Па; 2) 120 ДБ; 3) 10 Па; 4) 100дБ

5. Диапазон слышимых частот простирается от:

1) 20 кГц-109 кГц; 2)0- 20 Гц; 3) 20 Гц до 20 кГц

6. Диапазон инфразвуковых частот:

1) 20 кГц-109 кГц; 2)0- 20 Гц; 3) 20 Гц до 20 кГц

7. Диапазон ультразвуковых частот:

1) 20 кГц-109 кГц; 2)0- 20 Гц; 3) 20 Гц до 20 кГц

8. Суточная доза шума для незащищенных ушей при 90 дБ(А) составляет:

1) 16 часов; 2) 8 ч; 3) 2 ч; 4)50 мин

9. Предельные значения уровней шума для машинного отделения с постоянной вахтой согласно IMO Res A.468 (XII):

1) 90 дБ (А); 2)65 дБ (А); 3) 60 дБ (А); 4)85 дБ (А)

10. Предельные значения уровней шума для навигационного мостика согласно IMO Res A.468 (XII):

1) 90 дБ (А); 2)65 дБ (А); 3) 60 дБ (А); 4)85 дБ (А)

11. Предельные значения уровней шума для каюты согласно IMO Res A.468 (XII):

1) 90 дБ (А); 2)65 дБ (А); 3) 60 дБ (А); 4)85 дБ (А)

Литература

1. Брюль и Къер. Измерение звука. Издательство: Брюль и Къер. 2001. – 33 с.

2. Шум. Метод контроля на морских и речных судах: ГОСТ 12.1.020-79.- [Действующий с 01.09.1988].-СССР, 1979/2010.-8 с.

3. Шум. Общие требования безопасности: ГОСТ 12.1.003-83.- [Действующий с 01.07.1984].-СССР, 1983.-10 с.

4. Уровни шума на морских судах: СН 2.5.2.047-96.- [Действующий с 21.02.1996]– М., 1996.-10 с.

5. Санитарные нормы шума на морских судах: СанПиН 2498-81 (ДНАОП 003-3.10-81).- 1981.

6. Кодекс по уровням шума на судах: Резолюция А.486(XII) ИМО.- 1981.-33 с.


Практическое занятие № 7

Техника безопасности при выполнении работы

1. Перед началом работы внимательно изучите методические рекомендации к выполнению практической работы, а также ознакомьтесь с порядком работы с анализатором шума и вибрации Ассистент.

2. Измерения проводить только в присутствии преподавателя.

Цель работы

1. Ознакомление с анализатором шума и вибрации Ассистент и овладение техникой измерения вибрации работающего оборудования.

2. Ознакомление с нормативными документами, регламентирующими предельно-допустимые уровни общей и локальной вибрацией, создаваемой двигателями внутреннего сгорания, турбокомпрессорами, главными турбозубчатыми агрегатами, упорными подшипниками, котлами, теплообменными аппаратами, генераторами ДГ, валогенераторами, турбоприводами, турбогенераторами и поршневыми компрессорами, насосами, центробежными сепараторами и вентиляторами, а также радио - и навигационным оборудованием.

3. Изучение вопроса защиты от негативного воздействия вибрации на человека.

Определения:

1. Энергетическое отделение (ЭО) - помещение или группа помещений, в которых установлены главные, вспомогательные двигатели, котлы и механизмы, обеспечивающие работу движительной энергетической установки и судна в целом.

2. Центральный пост управления (ЦПУ) - изолированное помещение, в котором сосредоточены контрольные приборы и органы дистанционного управления главной энергетической установкой, вспомогательными механизмами и системами.

3. Производственные помещения - помещения, в которых установлено производственное оборудование, обрабатывающие машины и станки (судовые мастерские, камбуз и т. п.).

4. Служебные помещения - рулевая, штурманская, багер-мейстерская рубки, радиорубка и другие помещения для управления судном и ведения документации.

5. Основное рабочее место - место наиболее длительного пребывания вахтенного.

6. Общественные помещения - столовые, кают-компании, салоны, клубы, буфеты, рестораны, библиотека, помещения для любительских занятий и занятий спортом, кабинеты и салоны в помещениях комсостава и т. п.

7. Спальные помещения - жилые каюты экипажа и пассажиров, спальные помещения в блок-каютах комсостава.

8. Медицинские помещения - помещения для медицинского обслуживания: сани


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: