Оформление массовой коммуникации как социального института

Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. При этом, под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизированные образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. МК как социальный институт основывается на потребности общества в информации. Таким образом, МК как социальный институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. МК как социальный институт возникает в период становления гражданского общества. Теоретическими предпосылками ее становления как социального института являются: введение в научный оборот в XVIII веке категории "общество"; идеи гуманизма эпохи Просвещения; теория естественного общественного порядка; идея свободы информации, которой должны обладать все члены общества; формирование Ге-гелем в социальной философии концепции общественного мнения. Основной социально-политической предпосылкой стало отделение общества от государства, дифференциация государства и церкви, стратификация общества. К естественно-научным предпосылкам следует отнести интенсивное развитие науки, промышленную революцию, значительные технические изобретения и открытия. Наконец, историческими предпосылками становления МК как социального института стали Великие буржуазные революции в Англии, Франции и Голландии, развитие капитализма и формирование новых производственных, а, следовательно, и общественных отношений. Таким образом, с конца XVIII века МК становится многомерным социально-экономическим явлением, которое может рассматриваться: как институт общества, как система специальных знаний, как совокупность средств и приемов массовой информации, как профессиональная деятельность и как элемент политической системы. С этих позиций МК как социальному институту сегодня присущи следующие качества и характеристики. Во-первых, в настоящее время можно констатировать нарастание кризисных явлений в МК и, особенно, в ее отношениях с социальной средой: высокие темпы сокращения массово-информационного производства, резкое падение тиражей печатных СМИ, уменьшение реальной и целевой аудитории других каналов и источников информации. Во-вторых, общество начинает осознавать, что общечеловеческой ценностью является свобода массовой информации, которой должны обладать все члены общества. В-третьих, сегодня МК претендует на роль ведущего социального института, который вправе контролировать и произвольно направлять потоки информации, т.е. МК, вместо того чтобы отражать интересы общества, стремится замещать его. В-четвертых, в МК сейчас доминирует порядок, давно утвердившийся в мировой практике, где выстроена жесткая зависимость по линии: собственник — издание — общественное сознание и поведение. В-пятых, за последнее десятилетие резко снизился уровень профессиональной культуры журналистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: