Воображение и творчество

Без участия воображения невозможна творческая деятельность человека в любом виде труда.

Например, в процессе любого технического изобретения можно выделить три основных этапа: 1) подготовка изобретения; 2) работа над изобретением; 3) реализация изобретения.

На этапе подготовки изобретения вынашивается его идея. Уточнение, конкретизация идеи основаны на знаниях, на уже имеющемся опыте. Роль воображения на этом этапе определяется тем, что изобретателю необходимо создать не абстрактную идею, а образ конкретного объекта – механизма.

Стремясь создать «реальную» модель будущей машины, механизма в своем воображении, изобретатель, рационализатор выполняет большую подготовительную работу. Подробно изучаются условия, в которых будут работать будущие механизмы, технические приспособления, исследуются аналогичные изобретаемым машины, их условия работы и технические характеристики, результаты их работы. Иногда помогают наблюдения объектов и явлений, которые прямого отношения к изобретаемому не имеют.

Второй этап технического творчества, этап работы над самим изобретением, начинается тогда, когда задача сформулирована и цель работы ясна. Этот этап характеризуется тем, что создание образа будущей машины, технического изделия в воображении идет параллельно с наглядным воплощением этого образа в эскизах, рисунках, чертежах. Большое значение приобретает ясность, конкретность творческих образов, постоянная корректировка их действительностью.

Вначале принятое решение, творческий замысел находит самое общее выражение, самую общую схему. Постепенно эта общая схема на основе решения, уточнения ряда частных вопросов, задач конкретизируется. Это уточнение отдельных сторон общего замысла и в итоге конкретизация общей идеи выражается в многочисленных расчетах, эскизах, чертежах.

Нередко конкретизация отдельных сторон, частных задач идет по пути одновременного решения нескольких вариантов. Часто ищутся совершенно новые решения, поскольку предыдущие по каким‑либо причинам не удовлетворяют. Если условия позволяют, осуществляется проверка отдельных частей, деталей в действии. При отсутствии соответствующих условий применяется мысленная проверка действия механизмов, основанная на широком участии воображения. На данном этапе изобретения точность задуманного, творческая идея проверяется соотнесением образов с чертежами, расчетами, которые или подкрепляют, конкретизируют общее решение, или отвергают его.

Третий этап технического изобретения характеризуется реальным осуществлением проекта – в модели или в натуре. Процесс изготовления отдельных частей, механизмов, сборка всего технического устройства требует от изобретателя как предварительного точного и ясного представления всего устройства и его отдельных частей, так и отдельных изменений в том, что было ранее намечено. В любом случае требуется активное участие воображения, которое обеспечивает отбор новых комбинаций, новых элементов, более соответствующих действительности, чем старые, и таким образом приближает к окончательной реализации творческого замысла. И так происходит до тех пор, пока проект, творческий замысел полностью не реализуется.

Не менее велика роль воображения в научном творчестве.

Процесс научного творчества, как и других видов творчества, делится на три основных стадии:

1) подготовительная стадия, включающая постановку проблемы, разработку гипотезы и методики исследования;

2) стадия самого исследования (стадия проверки гипотезы);

3) стадия окончательного решения проблемы (обобщение полученных результатов).

На третьей стадии научного творчества теоретическое решение проблемы проверяется (если это требуется и возможно) на практике.

Для правильной постановки научной проблемы необходимо знать те практические задачи и условия, которые выдвигают решение данной научной проблемы, и те предпосылки, которые имеются в практике и в науке для успешного ее решения. К числу таких предпосылок относятся теоретические положения в конкретных науках, научные факты, которые накопило человечество.

Изучение научных фактов, взятых из жизни, литературных источников, полученных в лабораториях, является важным условием решения любой научной проблемы.

Для того чтобы целенаправленно изучать факты, сопоставлять их и отбирать нужные, необходима научная гипотеза. Без гипотезы невозможно организованно проводить наблюдения, опыты, изучение различных явлений, материалов. Но все наблюдения, все эксперименты должны подчиняться общей идее, служить средством ее проверки, научным обоснованием предположений гипотезы. Ученый, экспериментатор, который просто накапливает факты, не обобщая их, не руководствуясь конкретной гипотезой, никогда не откроет новых законов, явлений. В создании гипотезы ведущую роль играет воображение.

Выдвигаемая гипотеза, идея предполагает ее научную обоснованность и проверку. С этой целью проводится исследование по методике, соответствующей определенной проблеме.

Разработав методику исследования, составив план исследования, продумав все условия, всю обстановку, в которых должны проводиться опыты, эксперименты, ученый переходит к следующему этапу научного творчества, который заключается в наблюдении изучении фактов, явлений, в проверке выдвинутых научных положений, гипотез. Глубокое изучение явлений требует внимательного и всестороннего их наблюдения, анализа, требует умения подмечать, казалось бы, несущественные с первого взгляда моменты, детали, которые на самом деле раскрывают главное, суть явления.

Последняя фаза научного творчества – обобщение того, что было получено в результате эксперимента, в итоге исследования.

Как и в других видах творческой деятельности, в литературном и музыкальном творчестве различают три основных периода: 1) подготовку; 2) создание произведения; 3) его завершение (окончательная отделка).

На всех этапах творчества в науке, технике, литературе, искусстве требуется напряженный труд, активная работа мысли, пытливое изучение жизни, постоянное соотнесение представленных образов (образов воображения) с результатами наблюдений, экспериментов, изучения действительности.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения происходит по мере накопления запаса представлений, которые в дальнейшем могут выступать как основа для создания образов воображения. Первые проявления воображения связаны с восприятием и воплощением образов в игровой и других видах деятельности. Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи, с помощью которой ребенок познает предметы, которые он до этого никогда не видел. Произвольность воображения вначале связано с инициативой взрослого, позднее ребенок использует произвольное воображение самостоятельно. В школьном возрасте активизируется воссоздающее воображение в связи с необходимостью усвоения учебного материала. Многообразие приобретаемых в школе знаний служит опорой для воображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: