Научный руководитель Сазонова Елена Владимировна
II. Оглавление содержит названия пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировки должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.
Обязательно указывают страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.
Например.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение................................................................................... 2
2. Принцип обучения как категория дидактики..................................... 5
3. Характеристика принципа индивидуализации обучения...................... 12
4. Методы и приемы воплощения принципа
индивидуализации на уроках английского языка.............................. 17
5. Специфика реализации принципа индивидуализации
в процессе обучения английскому языку....................................... 24
6. Заключение............................................................................ 29
7. Список литературы.................................................................. 31
Приложение.............................................................................. 33
III. Введение. Эта часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и др.). Для обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме (рис. 4).
|
|
Желательно, чтобы во введении нашли свое отражение первые три пункта схемы. Четвертый пункт следует раскрыть в содержательном обзоре.
Во введении также дается краткая информация о замысле исследования. При этом не нужно увлекаться ссылками на литерату-
2. Показать недостатки в обу-ченности и воспитанности учащихся, которые следует устранить |
1. Показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения |
4. Показать степень разработанности выделенной проблемы в науке, указать недостаточно изученные аспекты |
3.Показать недостатки в педагогическом процессе, которые ведут к указанным недостаткам вобученно-сти и воспитанности учащихся
Рис. 4. Обоснование актуальности темы исследования
ру и особенно цитатами. Введение должно занимать не более двух-трех страниц машинописного текста.
Для того чтобы проверить, правильно ли представлены основные характеристики педагогического исследования, полезно ответить на следующие вопросы (более подробно этот материал изложен в главе 3 учебника).
1. Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Про
блема.)
2. Как назвать исследование? (Тема.)
3. Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?
(Актуальность.)
4. Что рассматривается? (Объект исследования.)
5. Как рассматривается объект, какие новые отношения, свой
ства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? (Пред
мет исследования.)
|
|
6. Какой результат исследователь намерен получить, каким он
его видит? (Цель.)
7. Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи.)
8. Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем
такого, чего не замечают другие? (Гипотеза и защищаемые поло
жения.)
Поскольку курсовая работа предполагает лишь первоначальное приобщение студентов к педагогическому исследованию, то, видимо, нет необходимости представлять абсолютно все характеристики. Некоторые из них могут быть определены по желанию (например, гипотеза). Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации преподавателя-руководителя, подготовленности студентов, специфики темы исследования и других обстоятельств.
Студентам, ориентированным на продолжение исследования и выполнение дипломной работы, следует обратиться за более полной информацией к рекомендованной в конце учебника литературе.
Г/. Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывают историю и теорию исследуемого вопроса, дают критический анализ литературы, излагают позицию автора. Далее освещаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.
С чего начинать. Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.
Выделяют три источника библиографической информации:
-первичный (статьи, диссертации, монографии и т.д.);
- вторичный (библиография, реферативные журналы, сигналь
ная информация и т.д.);
- третичный (обзоры, компилятивные работы, справочные кни
ги и т.д.).
Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную — о самом содержании уже известных знаний.
При написании курсовой работы следует просмотреть общепедагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и др., а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Математика в школе», «Иностранные языки в школе» и др. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.
Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения (приведенные в публикациях КВ.Усачевой, И.И.Ильясова) [25, с. 14]:
- какие исследователи, в каких научных центрах уже работали
и работают по теме исследования?
- где (в каких источниках) опубликованы результаты этой ра
боты)?
- в чем конкретно они состоят?
Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей. В соответствии с принятой классификацией научной информации материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, относят к первичным, вторичным или третичным.
Первичные материалы — записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.
Вторичные материалы — записи, являющиеся продуктом ана-литико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты и т.д.
Третичные материалы — записи, обобщающие первичные и вторичные. Их представляют в виде содержательного обзора, в котором фиксируют полученное знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.
Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах) должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках:
|
|
-энциклопедии: общие (БСЭ, МСЭ и др.) и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);
-толковые словари: общие (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.) и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);
- оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.
Найденные определения понятий фиксируют на отдельных карточках и подвергают анализу, сравнению, классификации, обобщению и др.
Для упорядочения работы нужно представить результаты проведенного поиска и обработки в виде совокупности записей [см., например: 25, с. 18].
Текст 1 (констатирующий, текст-рассуждение). Выделяются основные понятия исследования и определяются логические связи между ними, т.е. создается понятийный аппарат будущей работы.
Текст 2 (констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа.
Текст 3 (творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. ЬСлассифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.
Именно текст 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой разработки.
Как показала практика, для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20 источников.
Опытная работа. Далее следует описание опытно-экспериментальной работы. Дают подробную характеристику испытуемых с указанием их возраста и количества, характеризуют материал, используемый в опытной работе, и если он представляет собой изображение предметов, то его описание включают в текст или приложение. Здесь указывают, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.
|
|
Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам нужно сделать краткие, но понятные подписи, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации следует выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов.
Обсуждение результатов — следующий важный этап работы, в ходе которого необходимо ответить на вопросы: почему так полу-
чилось? В чем причины? Как можно объяснить тот или иной факт? На этом этапе необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, охарактеризовать полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты исследования в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была).
Что нужно знать о тексте. Текст курсовой работы составляет 25 — 30 напечатанных на компьютере страниц. Можно аккуратно и разборчиво написать его от руки. Обычно текст рукописи печатается шрифтом Тшез №\у Котап, размер 14 на одной стороне стандартного листа бумаги (210x300 или 210x297 мм), через полтора интервала. По ГОСТу к рукописи предъявляются следующие требования: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке содержится до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева — 3, справа — 1, сверху — 2, снизу — 2,5 см. Текст печатается с абзацами. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом и печатаются строчными буквами.
Материал должен быть изложен логически последовательно, литературным языком. Не нужно употреблять как излишне пространных и сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование, и т. п.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т. п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», — однако предпочтительнее писать: «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.
В курсовой работе необходимо соблюсти единство стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка и еще раз проверить однозначность трактовки ключевых для данной работы понятий.
V. Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к
которым пришел автор; в нем отмечается их практическая значи
мость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие
перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заклю
чению — его краткость и обстоятельность. Не следует повторять
содержание введения и основной части работы. В целом заключе
ние должно давать ответы на следующие вопросы:
С какой целью предпринято студентом данное исследование?
Что сделано?
К каким выводам пришел автор?
VI. Список использованной литературы составляется в алфавит
ном порядке фамилий авторов или названий произведений (при
отсутствии фамилий авторов).
В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения или последние не цитировались, но были использованы автором.
В списке применяется общая нумерация литературных источников.
При оформлении исходных данных источника указывают: фамилию и инициалы его автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Например:
Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М., 2001. — 596 с.
Если это коллективный сборник, то оформлять его нужно следующим образом:
Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И.Журавлева. — М., 1988. — 239 с.
Статья оформляется так:
Трофимова Н.М., Еремина Е.И. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста // Педагогика. — 2003. — № 2. — С. 42—47.
Если журнал не является центральным московским изданием, то указывается место издания. Например:
Куликова С. В. Интеллигенция как образовательный феномен // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — Волгоград, 2003. — № 1. — С. 38—41.
При оформлении газетной статьи, после номера газеты пишутся три начальные буквы названия месяца, в котором вышла газета. Например:
Царегородцева С. Уроки доброты для всей России // Учительская газета. — 2003. — 1 дек. — № 49. — С. 6.
VII. Приложения обычно оформляются на отдельных листах,
причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок
и в правом верхнем углу надпись «Приложение» с указанием его
порядкового номера; если приложений несколько, то «Приложе
ние 1», «Приложение 2» и т.д.
В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты уроков или воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т.д.
VIII. Руководство курсовыми работами осуществляют препода
ватели колледжа, работники школ и внешкольных учреждений,
различного рода центров, участвующие в исследовательской ра
боте.
Курсовую работу студент выполняет самостоятельно, пользуясь консультациями руководителя и отчитываясь перед ним по мере выполнения ее отдельных частей и работы в целом.
Руководитель курсовой работы выполняет следующие функции:
- помогает студенту определить круг вопросов по изучению
избранной темы и методы исследования, наметить план подго
товки и план изложения работы;
- консультирует студента в ходе курсовой работы, проводит
поэтапную аттестацию (не менее двух раз в семестр) и информи
рует об этом кафедру педагогики;
- проверяет и рецензирует курсовую работу.
Курсовая работа подлежит публичной защите. Лучшие работы, прошедшие предзащиту, представляются студентами на студенческую конференцию. Студенты объединяются в группы по близкой тематике. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 мин) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает в себя состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы (если она проводилась), выводы и предложения, перспективы исследования.
В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.
Рецензия на курсовую работу отражает:
- актуальность темы;
- глубину изучения специальной литературы;
- объективность методов исследования и достоверность резуль
татов;
- обоснованность выводов;
- стиль и оформление работы;
- предложения и выводы.
По итогам защиты за курсовую работу выставляется оценка в зачетную книжку студента.
Курсовую работу возвращают студенту для продолжения исследования, которое может стать основой для будущей дипломной работы. Лучшие курсовые могут храниться в методическом кабинете в качестве образцов для других студентов.
5.2. Дипломные работы
Дипломная работа в некоторых вузах не является для всех обязательной. Это одна из форм выпускных квалификационных работ, предусмотренных в качестве аттестационных испытаний. В постановлении Госкомвуза РФ от 25.05.94 № 3 читаем: «Итоговая государственная аттестация выпускника состоит из одного или нескольких испытаний следующих видов:
- итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
- итоговый междисциплинарный экзамен по направлению (спе
циальности);
- защита выпускной квалификационной работы»1.
Далее указано, что темы выпускных квалификационных работ определяет учебное заведение. Студенту предоставляют право выбора темы дипломной работы, он может также предложить свою тематику с обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы студенту назначают руководителя и консультанта.
Учебные планы некоторых учебных заведений не выделяют времени на подготовку и оформление дипломных работ, поэтому студентам самим приходится изыскивать необходимое для их выполнения время. Существуют разные подходы к подготовке дипломной работы:
1) преемственность реферативных, курсовых и дипломных ра
бот в рамках одного курса;
2) написание курсовых работ по смежным дисциплинам (пси
хологии, частной методике);
3) использование материалов педагогической практики и т.д.
Выполнение дипломных работ в педагогических учебных заведениях направлено на совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей и связано с углубленным изучением теории, приведением в систему и пополнением ранее приобретенных знаний, формированием и развитием навыков самостоятельной исследовательской деятельности, повышением эрудиции студентов.
1 Мы руководствуемся этим положением, поскольку колледж является первой ступенью высшего образования.
Формированию профессионально-педагогических качеств будущих учителей в значительной степени способствуют работы, раскрывающие педагогику и методику преподавания одного из школьных предметов. Чтобы написать такую дипломную работу педагогических и специальных знаний недостаточно. Важно познакомиться с опытом работы педагогов-мастеров и других работников школ, определить возможные пути решения поставленной задачи и выбрать из них оптимальный, опираясь на результаты собственной опытно-экспериментальной работы.
Учебный план колледжа предусматривает выполнение дипломной работы. Тема утверждается и закрепляется за студентом перед направлением его на последнюю педагогическую практику.
Целесообразно составить календарный план подготовки и написания дипломной работы. Это позволит студенту четко организовать ее выполнение, а преподавателю даст возможность осуществлять систематический контроль и помогать дипломнику по мере необходимости. План может выглядеть так.
Календарный план
№ п/п | Этап работы | Консультант | Срок выполнения |
Календарный план помогает рационально распределить время на подбор литературы и ее изучение, ознакомление с другими источниками (например, с архивными документами, школьной документацией), опытом работы (педагогов), на организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработку полученных данных, составление выводов, заключений, приложений, литературное и техническое оформление дипломной работы, подготовку ее к защите.
Как правило, тема дипломной работы определяется с учетом ранее выполненной курсовой, позволяет расширить, творчески развить ее. Однако механический перенос курсовой работы в дипломную недопустим. Дипломная работа включает в себя основные выводы курсовой, которые могут служить исходным материалом для дальнейшей исследовательской деятельности студента-практиканта.
План действий по выполнению дипломной работы можно представить следующим образом.
1. Выбор одного из аспектов курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы дипломной работы. Например.
Курсовая работа |