double arrow
Средства, позволяющие разнообразить речь и сделать ее выразительной

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать речь более оригинальной, нестандартной.

Разнообразить речь, сделать ее более выразительной помогут различные языковые средства выразительности, которые

· усиливают экспрессивность и эмоциональность речи;

· помогают автору доносить свою мысль, показывать отношение к проблеме или к герою, воздействовать на читателя или слушателя.

Ниже перечислены некоторые из изобразительно-выразительных средств (звукопись, тропы и фигуры речи).

Фонетические средства (звукопись):Аллитерация – повтор согласных. Ассонанс – повтор гласных. Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю, думу свою.

ЗвукоподражаниеПтицы прх… прх… вспорхнули

Лексические и синтаксические средства:

Антитеза – противопоставление. «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г. Державин). Названия классических романов «Отцы и дети» Тургенева, «Война и мир» Толстого.

Аллегория - изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством конкретного образа (лев - сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие - женщина с весами).

Символ – знак, многозначный образ. Названия произведений зачастую символичны: «Мертвые души», «Ревизор» Гоголя

Эпитет- художественное (образное, поэтическое) определение.

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку; скрытое сравнение. Классический пример – строки Есенина: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть»




Олицетворение (персонификация) –разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Олицетворением называют и перенос человеческих свойств на животных.

Метонимия – вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по смежности. Если метафора основывается на сравнении или аналогии таких предметов мысли, которые реально между собой не связаны (так принято думать), независимы один от другого, метонимия основывается на реальной связи, на реальном отношении между предметами. Эти отношения, делающие два предмета мысли логически смежными друг другу, могут быть разных категорий. 1) наименование места в смысле его населения — «Украина глухо волновалась», 2) именование периода времени в смысле явлений, которые происходили в его течение — «голодный год», «бронзовый век»438 3) Уподобление действия с его орудием: «предать огню и мечу», «бойкое перо».



Синекдоха –разновидность метонимии часть вместо целого: «заплатанной» у Гоголя про Плюшкина, «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (имеется в виду армия французская армия)— характерные синекдохи, где часть выдвинута на первый план, а целое лишь соподразумевается.

Сравнение –вид тропа, состоящий в сопоставлении, сближении предметов по их сходству, которое может быть явным или отдаленным и неожиданным. Обычно сравнение выражается с помощью слов как, будто, словно, точно и т.п. Могут быть сравнения в форме творительного падежа: Раненым медведем мороз дерет (Н. Асеев).

Особый вид сравнения - т.н. отрицательные сравнения: То не конь.. Не людская молвь… (А.С. Пушкин)

Гипербола –фигура, состоящая в чрезмерном преувеличении того, о чем говорится.

Литота — стилистическая фигура преуменьшения предмета, носящая еще другое название — обратная гипербола, например в сказке «Мальчик-с-пальчик» или «Девочка-дюймовочка» (ср. также выражение «небо показалось с овчинку»).

Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин) Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.
Напряженность и выразительность речи усиливают риторические восклицания: Эх, тройка! Птица тройка! (Н. Гоголь)

Оксюморон – сочетание контрастных по значению, логически несовместимых понятий: Живой труп, Оптимистическая трагедия.

Синтаксический параллелизм – одинаковая структура предложение, сходной расположение элементов, однотипное построение предложений или отрезков текста: Алмаз шлифуется алмазом, Строка диктуется строкой. (А. Недогонов)

Парцелляция – экспрессивный синтаксический прием письменного литературного языка: предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения ("И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь")

Анафора - (греч. anaphora, букв. - вынесение), стилистическая фигура; повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз): "Город пышный, город бедный..." (А. С. Пушкин).

Эпифора- (от греч. epiphora - повторение), стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение конечных частей (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи (строк, фраз). Вид эпифоры - рифма.

Симплока –сочетание анафоры и эпифоры. Во поле березонька стояла, Во поле кудрявая стояла.

Градация– («лестница»), фигура в виде синтаксической конструкции, внутри которой однородные выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и т. п.) располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

Инверсия- нарушение прямого порядка слов.

Хиазм– зеркальное расположение частей высказывания: Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья…

Кобщим средствам выразительности относятся:

• многозначные слова;

• термины;

• архаизмы;

• неологизмы;

• синонимы, антонимы (в том числе и контекстные);

• фразеологизмы (сюда также входят пословицы, поговорки, крылатые выражения).

Выразительными эти языковые единицы становятся только в тексте (контексте).

В качестве средств выразительности могут использоваться также:

стилистический контраст: сочетание экспрессивной книжной и разговорной лексики (например, «Ударом ноги он отшвырнул свою жалкую, отсыревшую скрипчонку в угол и, бия себя в грудь, возопил». «Бия себя в грудь, возопил» – книжная устаревшая лексика; «отшвырнул» – разговорное слово);

оценочные слова (например, «клетушка», «скрипчонка» – выражают пренебрежение; эпитеты «проклятый день», «зловещий вечер» – дают негативную оценку).

В силу своей важности средства выразительности должны тщательно отбираться выступающим.

Любой ораторский монолог рекомендуется выстраивать как диалог. Это придаёт выступлению эмоциональность и удерживает внимание аудитории.

Приёмы диалогизации речи:

• Вопросно-ответный комплекс (пара вопрос – ответ).

Классический пример - речь У. Черчилля 13 мая 1940 г. в Палате общин:

«...Вы спросите, в чем наша политика? Скажу вам – начать войну на суше, на море и в воздухе... начать войну против ужасной тирании, невиданной даже в самых темных, самых прискорбных списках человеческих преступлений... Вы спросите – какая наша цель? Могу ответить одним словом – победа...»

· Риторические восклицания и вопросы.

Классические примеры из художественной литературы: «Эх, тройка! птица тройка! кто тебя выдумал?» («Мертвые души» Н.В. Гоголя)

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? («Станционный смотритель» А.С. Пушкина)

• Прямое и непрямое обращение к собеседнику.

Это обращения типа «Я рад встрече с вами, дорогие радиослушатели (телезрители)» или «Мне очень важно знать ваше мнение» и т.п. К разряду непрямых обращений относятся высказывания, которые можно определить как мы-высказывания. Ценность приема непрямого обращения заключается в том, что инициаторы общения говорят при этом не только от своего имени, но и от имени самих радиослушателей и телезрителей, выражая мнения и оценки, которые у них могут возникнуть (например, «Все мы находимся под впечатлением,,.» или Разве можем мы согласиться с..,»)

• Оценка факта или с о б ы т и я, о котором говорится. Для того чтобы речь воспринималась как диалогическая, важно, чтобы запланированная оценка фактов и событий подавалась так, как будто она сформировалась спонтанно в процессе взаимодействия, и у аудитории создавалось впечатление непроизвольности, непреднамеренности сделанного сообщения. Это достигается, в частности, указанием выступающего на те эмоции, которые он переживает в данный момент: с помощью оборотов типа «Вы не представляете, как мне приятно было узнать, что,.. » или Даже сейчас, когда я говорю (вспоминаю) об этом, я очень волнуюсь» и т.п. Таким образом, внедрение диалога в монолог способствует развитию эмоционального начала в повествовании.

Таким образом, работа над текстом речи – творческий процесс. Каждое выступление, если они результат большой предварительной работы, отражают особенности, интересы, склонности самого выступающего.

Один из важных вопросов, возникающих при подготовке публичного выступления, - обязательно или нет, предварительно составлять письменный текст речи. Это давний спор, своими корнями уходящий в глубокую древность.

Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти, нежели не оформленный в окончательном виде материал. Кроме того, написанный текст дисциплинирует оратора, дает ему возможность избежать повторений, неряшливых формулировок, оговорок, заминок, делает его речь более уверенной и т.п.






Сейчас читают про: