В работе рассматривается система стабилизации судна на курсе. Ее структурная схема показана на рисунке.

Структурная схема системы стабилизации судна на курсе
Линейная математическая модель, описывающая рыскание судна, имеет вид

где
– угол рыскания (угол отклонения от заданного курса),
– угловая скорость вращения вокруг вертикальной оси,
– угол поворота вертикального руля относительно положения равновесия,
– постоянная времени,
– постоянный коэффициент, имеющий размерность рад/сек. Передаточная функция от угла поворота руля к углу рыскания запишется в виде
.
Привод (рулевая машина) приближенно моделируется как интегрирующее звено
,
охваченное единичной отрицательной обратной связью.
Для измерения угла рыскания используется гирокомпас, математическая модель которого записывается в виде апериодического звена первого порядка с передаточной функцией [2]
,






