Атрибуция причин происходящего

Каузальная атрибуция – интерпретация субъектом причин и мотивов поведения людей.

1. Люди стремятся выяснить причины происходящего.

2. Происходит приписывания причин.

3. З. Эта интерпретация причин влияет на поведение наблюдателя.

Каузальная схема – понятие, используемое для обозначения)устойчивых представлений о конкретных причинных связях.

Люди различно интерпретируют причины происходящего.

УСТОЙЧИВЫЕ (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ) Социальная среда, руководство

ВНЕШНЫЕ

ИЗМЕНЧИВЫЕ (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ) Везение, случай

УСТОЙЧИВЫЕ (НЕКОНТРОЛИРУЕМЫЕ) Интеллект, способности, здоровье

ВНУТРЕННИЕ

ИЗМЕНЧИВЫЕ (КОНТРОЛИРУЕМЫЕ) Старание, терпение, учёт условий, настрой

Поиск понимания идёт в области осмысления причин успехов и неудач.

Б. Вайнер выяснил, что есть три основных направления, с которыми у людей ассоциируется причина:

4) внутри или вне самого человека причина успеха или неудачи,

5) причина устойчивая или неустойчивая,

6) контролируемая или неконтролируемая.

Локус контроля (внутренний и внешний) – склонность человека приписывать ответственность за резкльтаты деятельности внешним, либо внутренним факторам.

Интернальность, экстернальность.

1.Человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые, имеет чувства самоуважения, гордости, вины или стыда, считает себя ответственным за свою судьбу, полагаются на собственные усилия, умения и навыки (его условно называют: ”Источник ”).

2.Человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, считает причины стабильными, не зависящими от него, не считает ситуацию контролируемой им. (Его условно называют: “ Пешка”). Восприятие причины как контролируемой, связано с уверенностью в себе и оценкой вероятности достижения успеха.

Резюме.

Самоорганизация в деятельности включает умение ставить цели, планировать деятельность, принимать решения, организовывать свою деятельность (рационально распределять временя), контролировать и оценивать результат (п реодоление неудач).

Цель - модель желаемого будущего, бывают цели: долгосрочные среднесрочные и краткосрочные.

Правила постановки целей: Программируй позитивный результат. Продумайте ресурсы, способы действий, размещай её в реальном контексте. Исход должен зависеть от Вас, главным деятелем являетесь Вы, эта цель - не защитное фантазирование, Вы точно знаете, что вы почувствуете, когда результат будет достигнут. Результат сопровождается позитивными побочными последствиями, негативные не являются непереносимыми. Приступайте к делу или части дела.” Ешьте слона по частям”.

Планирование. Разработка планов и альтернативных вариантов деятельности, структурирование времени. Установление приоритетов. Принцип Парето - 20% дел дают 80% выигрыша. Распределяйте дела по степени срочности и важности. Составляете последовательность действий и планируете задания дня. Оцениваете затраты времени.

Подвергайте сомнению привычные способы работы, ищите новые, рациональные способы.

Главные поглотители времени: Откладывать выполнение неприятных дел. Работать в суете и спешке. Заниматься несколькими проблемами одновременно. Отодвигать во времени принятие неприятных решений. Перестраховываться. Приниматься за работу без предварительного поиска лучших подходов к делу. Откладывать выполнение трудных задач. Работать не концентрированно, несобранно. Работать по 2 и более часов без перерыва. Отвлекаться. Заниматься второстепенными делами. Заниматься чужими делами.

Вы не можете сказать “нет”. Заниматься конфронтацией. Проявлять активность лишь по принуждению.

Распределите свои дела в соответствии с вашей энергией в течении дня. Выясните, кто Вы –«сова» или «жаворонок».

Оценивайте результаты дня, хвалите себя, делайте полезные выводы. Реакция на успех и неудачу: Превратить поражение в победу. Правильный анализ: Каков результат? Как вы об этом узнали? Чему вы научились? Какие ограничения возникли? Какие новые возможности у вас появились?

Мотивация достижения - стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанная со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач.

Ковингтон (1984) и др. выделили три типа людей: стремящихся в успеху, избегающих неудачи и находящих неудачу нормальной.

У Джеймс предположил, что на самооценку в деятельности влияет уровень притязаний и успех, либо неудача в деятельности.

Уровень притязаний личности определяется по степени сложности целей, которая она перед собой ставит. Уровень притязаний может быть реалистичным (соответствующим возможностям), и нереалистичным (завышенным или заниженным).

По Хейкхаузену, самооценка определяется тремя факторами: результатом действия (успех или неудача), стандартом оценивания (индивидуальный или социальный) и интерпретацией причин происходящего (внутренние или внешние причины).

Человек, который ищет причины внутри себя, воспринимает их как контролируемые ”Источник ”. Человек, который ищет причины происходящего вне самого себя, не считает ситуацию контролируемой - “ Пешка”.

Если опыт человека говорит в том, что его действия не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам, то усиливается ожидание неприятной неконтролируемой ситуации и появляется выученная беспомощность.

Развитие мотива достижения проявляется в укреплении чувства компетентности и ответственности, умений использовать индивидуальные эталоны сравнения. Многие считают, что чувство ответственности (приписывание причин происходящего себе) - ключ к мотивации.

Понимание мотива достижения как системы самооценки, задаёт три точки приложения сил для развития мотива достижения: создание реалистического уровня притязаний, чувства ответственности и уверенность в своих силах. Благоприятное сочетание всех этих факторов возможно только при использовании индивидуальных стандартов качества.

Внешние факторы актуализации мотива достижения (по Маклелланду): Существуют определённые стандарты качества. Исход решения задач оценивается по этим стандартам. Исход решения может быть успешным или неуспешным для данного человека. Человек воспринимает свою ответственность за исход.

Индивидуальные различия в осмыслении ситуации достижения: Стремление к успеху. Надежда на успех Вероятность достижения успеха Эталоны сравнения результата

Серии неудач снижают самоуважение, человек, пытаясь сохранить хорошее отношение к себе, начинает неадекватно относиться к деятельности: проявляет агрессию, обвиняет окружающих, отказывается от деятельности, использует рационализацию (это дело слишком простое для меня, я просто не хочу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: