Основные характеристики учебной деятельности

Тема: Общая характеристика учебной деятельности

План:

1. Общая характеристика учебной деятельности

2. Предметное содержание учебной деятельности

3. Внешняя структура учебной деятельности.

4. Самостоятельная работа как высший вид учебной деятельности.

Литература:

Основная:

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/2/0309. – Дата доступа: 19.02.2015

Дополнительная:

1. Клюева, Н.В. Педагогическая психология / С.Н. Батракова, Ю.Л. Варенова, Т.Е. Кабанова, Н.В. Клюева. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Из-во Владос-пресс – 2003. – 400 с.

2. Ксенда, О.Г. Схемы по педагогической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/2104. – Дата доступа: 19.02.2015

3. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb2lib.net.ru/book/112473. – Дата доступа: 19.02.2015

1. Общая характеристика учебной деятельности

Определение учебной деятельности

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В ши­роком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения и даже обучения.

Вопрос к студентам: Как вы думаете, чем учебная деятельность отличается от научения?

Ответ: Научение – это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Таким образом, это понятие является более обобщенным.

Следует обратить внимание, что в данной трактовке «учебная деятельность» понимается шире, чем ведущий тип (вид) деятель­ности, так как распространяется на все возрасты, в частности на студенческий. Учебная деятельность в этом смысле — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных дейст­вий и саморазвитию в процессе решения учебных задач.

Учебная деятельность соответственно может рассматривать­ся как специфический вид деятельности. Она направлена на са­мого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, раз­витие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах деятельности. Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных зна­ний, отработку обобщенных способов действий и их адекватно­го и творческого применения в разнообразных ситуациях.

Основные характеристики учебной деятельности

Отмечаются три основные характеристики учебной деятель­ности, отличающие ее от других форм учения:

1) она специаль­но направлена на овладение учебным материалом и решение учеб­ных задач;

2) в ней осваиваются общие способы действий и на­учные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до шко­лы);

3) общие способы действия опережают решение задач (сравним с учением по типу проб и ошибок, ког­да нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность).

Вопрос к студентам: Поясните, пожалуйста, что происходит, когда общие способы действия предваряют решение задач?

Ответ: Сначала изучается теория, а потом происходит ее применение на практике.

Например, в математике сначала учится теорема, а уже потом, при ее помощи решаются задачи.

4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте;

Т.е., приобретая знания в процессе учебной деятельности, мы учимся новым способам решения задач. Таким образом, мы развиваемся в интеллектуальном плане и т.д.

Вопрос к студентам: приведите примеры таких изменений под влиянием учебной деятельности?

Ответ: Например, изучая психологию, мы научаемся распознавать причины того или иного поведения людей. Таким образом, обладая этими знаниями, мы можем добиваться определенного поведения от других.

5) из­менение психических свойств и поведения обучающегося в за­висимости от результатов своих собственных действий.

Например, удовлетворенность собой, положительные эмоции, рост самооценки при удачном решении сложной задачи. Вследствие этого – повышение мотивации к учебе.

Вопрос к студентам: Какие еще могут быть изменения психических свойств и поведения в данном случае?

Ответ: Злость, раздражение, удивление и т.д.

Сейчас рассмотрим деятельностные характеристики учебной деятельности.

субъектность – наличие субъекта - того, кто приобретает знания,

активность – активное поведение субъекта деятельности,

предметность – наличие предмета – в данном случае того, что изучается,

целенаправлен­ность – поведение субъекта всегда имеет цель,

осознанность – поведение субъекта осознанно.

В таком случае, субъектом будет учащийся, который активно овладеваем новыми знаниями и целенаправленно изучает предмет, заданный в рамках учебной программы.

2. Предметное содержание учебной деятельности

Рассмотрим предметное содержание учебной деятельности.

Предмет, как известно, - это то, на что направлена деятельность. В данном случае она будет нацелена на усвоение знаний, овладение обоб­щенными способами действий, отработку приемов и способов дей­ствий, их программ, алгоритмов (т.е., на изменение самого субъекта). В этом процессе, как было замечено выше, развивается и сам человек.

Вопрос к студентам: Как вы думаете, как соотносятся понятия усвоения и учебной деятельности?

Ответ: Усвоение и учебная деятельность – это не одно и то же. Усвоение является основным содержанием учебной деятельности, с его помощью происходят изменения в интеллектуальном и личностном плане. Все это также входит в предмет учебной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: