Средства и способы учебной деятельности

Средства учебной деятельности – это то, с помощью которых она осу­ществляется. Их можно рассматривать в 3х планах.

Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функ­ций учебной деятельности интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

Во-вторых, это знаковые, языковые средства. В форме их усваивается зна­ние и воспроизводится индивидуальный опыт.

Например, тот язык, на котором мы говорим.

В-третьих, это фоновые знания (=все знания, которыми располагает человек на момент усвоения нового).

Вопрос к студентам: Как вы думаете, какова роль фоновых знаний в учебной деятельности?

Ответ: Когда в них включаются новые знания, то структурируется наш индивидуальный опыт, те­заурус (общий словарь терминов) обучающегося. Фоновые знания могут помочь нам приобретать новые.

Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в млад­шем школьном возрасте, включение в учебную деятельность пред­полагает одновременную работу и над ее средствами.

Вопрос: Почему?

Ответ: Не сформированы все интеллектуальные действия, языковые и вербальные средства, мало фоновых знаний.

Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.

В. В. Давыдов и В. В. Рубцов выделяли следующие виды учебных действий:

· репродуктивные действия – исполняющие, воспроизводящие.

Например, выучить стихотворение наизусть.

· проблемно-творческие действия – подразумевают решение задачи новым путем на основе имеющихся знаний.

Например, решение геометрических задач, написание сочинения на какую-либо тему.

· исследовательско-познавательные действия - самостоятельный поиск и изучение каких-либо задач.

Например, написание курсовой.

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной полностью раскрывает способ учебной деятельности. Эта теория включает несколько этапов:

• ориентировку,

• этапы перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному действию,

• контроль.

Продукт учебной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: