Средства учебной деятельности – это то, с помощью которых она осуществляется. Их можно рассматривать в 3х планах.
Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.
Во-вторых, это знаковые, языковые средства. В форме их усваивается знание и воспроизводится индивидуальный опыт.
Например, тот язык, на котором мы говорим.
В-третьих, это фоновые знания (=все знания, которыми располагает человек на момент усвоения нового).
Вопрос к студентам: Как вы думаете, какова роль фоновых знаний в учебной деятельности?
Ответ: Когда в них включаются новые знания, то структурируется наш индивидуальный опыт, тезаурус (общий словарь терминов) обучающегося. Фоновые знания могут помочь нам приобретать новые.
Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в младшем школьном возрасте, включение в учебную деятельность предполагает одновременную работу и над ее средствами.
|
|
Вопрос: Почему?
Ответ: Не сформированы все интеллектуальные действия, языковые и вербальные средства, мало фоновых знаний.
Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.
В. В. Давыдов и В. В. Рубцов выделяли следующие виды учебных действий:
· репродуктивные действия – исполняющие, воспроизводящие.
Например, выучить стихотворение наизусть.
· проблемно-творческие действия – подразумевают решение задачи новым путем на основе имеющихся знаний.
Например, решение геометрических задач, написание сочинения на какую-либо тему.
· исследовательско-познавательные действия - самостоятельный поиск и изучение каких-либо задач.
Например, написание курсовой.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной полностью раскрывает способ учебной деятельности. Эта теория включает несколько этапов:
• ориентировку,
• этапы перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному действию,
• контроль.
Продукт учебной деятельности