Принятие решения о продолжении или коррекции действия

Первоначально контроль осуществляет учитель. В основе контроля лежит сравнение результата учебного действия с образцом. Этому необходимо учить.

Стадии самоконтроля в УД (П.Блонский).

Пер­вая стадия характеризуется отсутствием всякого самоконтроля. Находящийся на этой стадии учащийся не усвоил материал и не может соответственно ничего контролировать.

Вторая ста­дия — полный самоконтроль. На этой стадии учащийся прове­ряет полноту и правильность репродукции усвоенного материа­ла.

Третья стадия характеризуется как стадия вы­борочного самоконтроля, при котором учащийся контролирует, проверяет только главное по вопросам.

На четвертой стадии ви­димый самоконтроль отсутствует, он осуществляется как бы на основе прошлого опыта, на основе каких-то незначительных де­талей, примет.

Рассмотрим формирование самоконтроля на примере его включения в овладение иноязычным говорением. В приводимой схеме формирования слухового контроля в обучении гово­рению на иностранном языке отмечены четыре уровня. На каж­дом из них оценивается отношение говорящего к ошибке, интерпретация предполагаемых действий говорящего, т.е. механизм слухового контроля, и характер вербальной реакции говоряще­го ошибочное действие.

Следует отметить, что два первых уровня характеризуются внешним контролирующим воздействием учителя, что обуслов­ливает формирование внутренней слуховой обратной связи, два последующих — отсутствием такого воздействия при исправле­нии ошибок. Эти уровни являются как бы переходными от эта­па сознательно контролируемого выполнения речевого дейст­вия на иностранном языке к этапу неосознаваемого контроля за речевой реализацией языковой программы.

Само формирование слуховой обратной связи как регулятора процесса говорения в процессе обучения иностранному языку подчеркивает связь внешнего управляющего воздействия преподавателя с внутренним управлением этим процессом самим гово­рящим. При этом механизм слухового контроля формируется в са­мой деятельности. Важно также и то, что слуховой контроль ре­гулирует правильность осуществления всех звеньев формирова­ния и формулирования мысли посредством иностранного языка. Таким образом, очевидно, что, обучая говорению на иностранном языке, учитель не может не формировать этот общий для всей де­ятельности говорения механизм, целенаправленно переходя от внеш­него обучающего контроля за речевыми действиями учащихся к их собственному внутреннему слуховому самоконтролю.

Уровни становления слухового контроля – в презентацию
Уровень Отношение гово­рящего к ошибке Механизм слухового контроля Характер вербальной реакции говорящего на ошибочное действие
I Ошибку не слы­шит, сам не ис­правляет Нет сличения ре­чевого действия с программой его выполнения Медленное, произвольно анали­зируемое выполнение требуемого речевого действия после указания на характер его выполнения (необходим внешний контроль)
II Ошибку не слы­шит, сам не ис­правляет Есть сличение по произвольно осоз­наваемой схеме выполнения программы Немедленное, правильное выпол­нение действия, но после указания со стороны на ошибку (необходим внешний контроль)
III Ошибку исправ­ляет сам, но с от­ставанием во времен и Есть сличение, но ошибка осознается в контексте, т.е. после звучания целого, нет текущего слежения Немедленное, повторное выполнение действия с исправлением допущенной ошибки (включается самоконтроль)
IV Текущее, немед­ленное исправ­ление ошибки Ошибка исправ­ляется по ходу выполнения арти­куляционной программы Немедленное, текущее исправление допущенной ошибки в ходе выполнения речевого действия (полное проявление самоконтроля)

Виды самоконтроля:

1. итоговый – по результату работы. Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается проверка.

2. пошаговый – по ходу работы. Состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий. Он, в первую очередь, обращает внимание учащихся на способ осуществляемого ими действия.

3. перспективный – до начала работы. Дает учащемуся возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия. Этот вид контроля несет на себе функцию «определения учащимися общей стратегии учебной деятельности».

Вопрос: Какой самый сложный?

Ответ: Перспективный. Потому что проигрывая во внутреннем плане последовательность действий, необходимых для решения учебной задачи, прогнозируя возможные результаты деятельности, учащиеся с помощью этой формы контроля могут выделить наиболее трудные этапы решения учебной задачи, наметить пути своего совершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: