Оценка организационной культуры

После диагностики необходимо выявленную и визуализированную организационную культуру оценить. Оценить означает соотнести с оценочными критериями. Не существует таких абсолютных оценок, по которым организационная культура оценивается как «плохая» или «хорошая». Существуют только относительные критерии оценки. Также «идеальная организационная культура» измеряется только один раз при учете стратегических требований к «идеальной культуре».

Оценка осуществляется в 4 этапа:

1. Анализ стратегии с учетом требований к организационной культуре.

2. Разработка стратегически необходимой организационной культуры.

3. Сравнение стратегически необходимой организационной культуры с реально существующей.

4. Оценка необходимых культурных изменений.

Основные задачи стратегии (разработки стратегии):

· создать необходимые долгосрочные направления развития;

· через теоретические конструкции облегчить поведение организации в жизни.

Основные пункты, которые необходимо учитывать при разработке стратегии:

1. Концентрация сил (концентрация на выбранном сочетании продукт/рынок. Расстановка приоритетов для использования ресурсов).

2. Необходимость эффекта синергии (организация сил таким образом, чтобы получался синергический эффект).

3. Использование предоставляемых шансов:

· в новых технологиях, опытах, методах;

· в изменяющихся потребностях потребителей (клиентов);

· в социальных изменениях.

Таким образом, учет этих нюансов подразумевает инновацию. И стратегия должна придавать большое внимание инновациям. Инновации могут быть связаны с обновлением выпускаемых продуктов и услуг, появлением новых рынков и технологий, методов, новых схем продаж, организационных форм и т. д. Инновации в области ориентации на клиентов тесно связаны с переходом на более высокий уровень в удовлетворении их потребностей.

4. Соответствие целей и средств (может возникнуть оценка риска).

5. Отличие от конкурентов в использовании ресурсов.

6. Необходимое время.

7. Простота (стратегия должна быть простой).

8. Постоянство (даже при краткосрочных неудачах необходимо придерживаться долгосрочных ориентиров).

9. Unite de doctrine (распространение стратегии среди сотрудников – мотивация).

Пример построения стратегии:

A. Основная идея

Основные направления развития организации

B. Стратегические успехи

Положительные отличия от конкурентов

C. Продукты и рынки

Основные направления для каждого отношения продукт/сегмент рынка

D. Функции организации

· Маркетинг

· Исследования и развитие

· Продукты

· Финансы, издержки, прибыль

· Персонал

· Руководство и организация

· Риски

· Кооперация и привлечение новых клиентов

E. Временные рамки

Для того чтобы стратегию организации можно было использовать в качестве критерия оценки организационной культуры, необходимо учитывать следующие предпосылки:

· стратегия должна четко описывать существующую ситуацию (исходный пункт);

· стратегия должна отражать, как мы отличаемся от конкурентов;

· стратегия должна отражать приоритеты рыночных сегментов и клиентов (отражено, какие продукты, услуги и какие цели (объем, издержки и т. д.));

· стратегия должна быть прописана и для каждого подразделения;

· в стратегии должны быть четко выделены этапы;

· стратегия должна быть мотивом поведения сотрудников (сотрудники должны идентифицировать себя со стратегией);

· все документы, касающиеся стратегии, должны быть составлены четко и ясно.

Пример расширенного описания стратегии на примере «EUROTRANS»:

A. Основная идея

«Транспорт на службе у крупных фирм».

Мы являемся ведущими специалистами в Европе по разрешению проблем транспортировки для крупных компаний.

Благодаря высокой квалификации каждого сотрудника в области личного и грузового транспорта, а также использованию логистики мы компетентно решаем проблемы грузоперевозок.

B. Стратегические успехи

По сравнению с нашими конкурентами мы специализируемся:

· На безграничной комплексной транспортировке и экспедиции с учетом требований клиентов и с минимальными издержками.

· На максимальной близости к нашим клиентам через множество наших представительств по всей Европе.

C. Продукты и рынки

  • Наша программа результатов строится:

- На личных результатах каждого сотрудника (личный и грузовой транспорт, логистика, консультирование).

(Например, автобусные и грузовые рейсы; собственный транспорт и лизинг; специальный транспорт для мебели, тяжелых грузов; транспорт для хранения; консультирование в области транспортировки и логистики.)

- На результатах всей организации (комплексная транспортная и экспедиционная поддержка крупных организаций, которая строится на координации как собственных транспортных средств, так и арендованных).

(Например, безграничная транспортировка заводов, переезды фирм, разработка и реализация транспортных программ для организаций.)

  • Для достижения описанных результатов и сегментов рынка необходимо расставить следующие приоритеты: развить / оставить / создать.

Личные результаты:

· Консультирование в области транспорта и логистики для крупных фирм (Центральная и Западная Европа).

· Услуги по хранению продукции (Центральная и Южная Европа).

· И т.д.

· Транспортировка тяжелых грузов для машинного производства (Центральная Европа).

· И т.д.

· Автобусные и грузовые рейсы для фирм (Центральная Европа).

· И т.д.

Общие результаты:

· Переезды фирм (Европа).

· Организация служб логистики и транспортировки для крупных компаний (Европа) и т. д.

· Внутренние перемещения тяжелого оборудования (Европа) и т. д.

· Другое.

В тех сегментах, которые мы будем развивать, мы остаемся с тем же соотношением цены и качества. В новых сегментах мы концентрируемся на незанятых нишах.

· Качественные показатели для каждого сегмента:

(Прибыль и издержки для следующих 5 лет.)

…………………………….

D. Функции организации

  • Маркетинг

Основные пункты

  • Продолжение развития консультирования в области транспорта, экспедиций и логистики с учетом требований клиентов.
  • Развитие сети представительств в Южной Европе.
  • Продвижение марки «EUROTRANS» как лидера в области решения сложных проблем транспорта для крупных компаний.
  • Построение маркетинговой инфраструктуры.

Под качеством нашей работы мы понимаем:

  • Гибкое и учитывающее требования клиентов решение проблем.
  • Надежную работу.
  • Полный спектр услуг.

Наши цены учитывают рыночную ситуацию. Мы стараемся найти ценовое решение с учетом соотношения цена/качество.

Оказание услуг в Центральной и Южной Европе мы производим в сотрудничестве с другими фирмами. В других регионах мы имеем собственные представительства, в которых проводим и консультирование.

В рекламе наших услуг мы ……………………………………………….

E. Временные рамки

При реализации стратегии мы ориентируемся на следующие промежутки времени:

  • Конец 1987 г.: открытие представительств в ………………………………….
  • Конец 1988 г.: заключение договора о сотрудничестве с крупной экспедиционной компанией в ……………………………………………………...
  • Середина 1989 г.: достичь объема выручки ………….. млн франков в Западной Европе.
  • Конец 1989 г.: заключить договор о кооперации с фирмой «BELMONT».
  • 1990 г.: открытие центра хранения в........………………………………………..., заключить договор с фирмой «PALIX», …………………………. млн франков общей выручки
  • И т. д.

После того как стратегия организации описана, ее можно использовать в качестве критерия оценки организационной культуры.

Возможные варианты стратегий:

  • Компания выходит на международный рынок.
  • Компания становится дочерним предприятием транснационального холдинга.
  • Компания становится материнским предприятием с сетью дочерних организаций.
  • В связи с финансовым положением компания сокращает число сотрудников наполовину.
  • Компания решила занять новый сегмент рынка, ориентированный на молодых женщин.
  • Компания решила провести приватизацию (стать ЗАО).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: