|
· важность каждой задачи для успеха данной стратегии;
· совместимость между задачей и тем аспектом организационной культуры, который призван её обеспечить.
Матрица Г. Шварца и С. Дэвиса (рисунок 3.7) демонстрирует степень риска выбранной стратегии в условиях имеющейся в организации культуры. При этом подходе осуществляется позиционирование каждой задачи на поле матрицы с использованием для этого управленческого опыта и интуиции. Это позволяет найти ответ на вопрос о том, что должно быть сделано в случае серьёзной несовместимости стратегии и культуры.
|
большая | Зона | Зона | недопустимого | |
средняя | Зона | управляемого | риска | |
небольшая | незначительного | риска | риска | |
высокая | средняя | низкая |
Рисунок 3.7 - Совместимость между стратегией и культурой
Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации:
· игнорируется культура, серьёзным образом препятствующая эффективному проведению в жизнь выбранной стратегии;
· система управления подстраивается под существующую организацию; этот подход строится на признание имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и выработке альтернатив по "обходу"; этих препятствий без внесения серьёзных изменений в саму стратегию (таблица 3.8).
· делаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она подходила к выбранной стратегии. Это наиболее трудный подход, занимающий много времени и требующий значительных ресурсов.
· изменяется стратегия с целью подстраивания под существующую культуру.
Примеры подстраивания организационной системы управления под существующую в организации культуру представлены в таблице 3.8.
Таблица 3.8 - Подстраивание системы управления под существующую организационную культуру
Стратегия | Что желательно было бы иметь | Барьеры организационной культуры | Возможные альтернативные решения | |
Компания А | Диверсификация по продукту и рынку | · Дивизиональная структура | · Приверженность централизации; · Единоначалие; · Функционализм; · Иерархичность | · Создание центров прибыли · Чёткое стратегическое планирование · Измерение эффективности |
Компания В | Концентрация в маркетинге на наиболее прибыльные сегменты рынка | · Отлаженная система стимулирования · Приспособление информационной системы | · Разделённая власть · Индивидуалистическая ориентация · Отношения важнее работы | · Закрепление за работниками определённых сегментов рынка |
Компания С | Развитие новых рынков | · Матричная структура | · Множество центров власти · Функциональная ориентация | · Назначение координаторов программ · Создание комитетов по планированию · Большая вовлечённость высшего руководства |
Все усилия, которые предпринимаются руководством, должны быть направлены на минимизацию риска. Когда этого нельзя избежать по причине структурных изменений в отрасли, в которой действует фирма, либо из-за серьёзных трудностей в работе, может использоваться комбинация трёх последних подходов для выведения культурного риска на допустимый уровень.