Соответствие культуры принятой стратегии

в а ж н о с т ь з а д а ч и д л я у с п е х а с т р а т е г и и
Перед каждой фирмой стоит вопрос о соответствии её стратегий существующей организационной культуре. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разложить стратегию как единое целое на составные части – задачи. Взяв эти задачи за основу анализа, их по предложению Г. Шварца и С. Дэвиса рассматривают их с двух позиций:

· важность каждой задачи для успеха данной стратегии;

· совместимость между задачей и тем аспектом организационной культуры, который призван её обеспечить.

Матрица Г. Шварца и С. Дэвиса (рисунок 3.7) демонстрирует степень риска выбранной стратегии в условиях имеющейся в организации культуры. При этом подходе осуществляется позиционирование каждой задачи на поле матрицы с использованием для этого управленческого опыта и интуиции. Это позволяет найти ответ на вопрос о том, что должно быть сделано в случае серьёзной несовместимости стратегии и культуры.

в а ж н о с т ь з а д а ч и д л я у с п е х а с т р а т е г и и

    большая Зона Зона недопустимого
    средняя Зона управляемого риска
    небольшая незначительного риска риска
      высокая   средняя   низкая

Рисунок 3.7 - Совместимость между стратегией и культурой

Выделяется четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры в организации:

· игнорируется культура, серьёзным образом препятствующая эффективному проведению в жизнь выбранной стратегии;

· система управления подстраивается под существующую организацию; этот подход строится на признание имеющихся барьеров, создаваемых культурой для выполнения желаемой стратегии, и выработке альтернатив по "обходу"; этих препятствий без внесения серьёзных изменений в саму стратегию (таблица 3.8).

· делаются попытки изменить культуру таким образом, чтобы она подходила к выбранной стратегии. Это наиболее трудный подход, занимающий много времени и требующий значительных ресурсов.

· изменяется стратегия с целью подстраивания под существующую культуру.

Примеры подстраивания организационной системы управления под существующую в организации культуру представлены в таблице 3.8.

Таблица 3.8 - Подстраивание системы управления под существующую организационную культуру

  Стратегия Что желательно было бы иметь Барьеры организационной культуры Возможные альтернативные решения
Компания А Диверсификация по продукту и рынку · Дивизиональная структура · Приверженность централизации; · Единоначалие; · Функционализм; · Иерархичность · Создание центров прибыли · Чёткое стратегическое планирование · Измерение эффективности
Компания В Концентрация в маркетинге на наиболее прибыльные сегменты рынка · Отлаженная система стимулирования · Приспособление информационной системы · Разделённая власть · Индивидуалистическая ориентация · Отношения важнее работы · Закрепление за работниками определённых сегментов рынка
Компания С Развитие новых рынков · Матричная структура · Множество центров власти · Функциональная ориентация · Назначение координаторов программ · Создание комитетов по планированию · Большая вовлечённость высшего руководства

Все усилия, которые предпринимаются руководством, должны быть направлены на минимизацию риска. Когда этого нельзя избежать по причине структурных изменений в отрасли, в которой действует фирма, либо из-за серьёзных трудностей в работе, может использоваться комбинация трёх последних подходов для выведения культурного риска на допустимый уровень.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: