Поддержание организационной культуры

Обычно организация растёт за счёт привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой и пытающихся внедрить её в новую организацию. Какая из культур выживет, во многом зависит от её силы, так как последняя влияет на интенсивность определённых образцов поведения.

Сила культуры организации определяется тремя моментами:

· "толщина" культуры;

· степень разделяемости культуры членами организации

· ясность приоритетов культуры

" Толщина " организационной культуры определяется количеством важных предположений, разделяемых работниками. Культуры со многими уровнями веры и ценностей имеют сильное влияние на поведение в организации.

Иногда сильная культура является серьёзным препятствием на пути проведения изменений в организации.

Существующие методы поддержания организационной культуры повторяют методы формирования, но обладают меньшей интенсивностью воздействия и характеризуются переводом актуального поведения в культурную форму. Эти методы поддержания организационной культуры не сводятся только к найму нужных и увольнению ненужных людей (рисунок 4.2).

Увольнение работников отклоняющихся от данной организационной культуры
Приём на работу и социализация новых работников "вписывающихся" в новую для них культуру
ОРГАНИЗА-ЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

1.То, чему

менеджеры

уделяют внимание

2.Реакция руководства

на организационные кризисы

3.Моделирование ролей, обучение

4.Критерии наград и статусов

5.Критерии подбора и продвижения

6.Организационная символика и обрядность

Рисунок 4.2 -. Методы поддержания организационной культуры

Основными группами методов являются следующие:

· объекты и предметы внимания, оценки, контроля со стороны менеджеров. Это один из наиболее сильных методов поддержания культуры в организации, так как своими повторяющимися действиями менеджер даёт знать работникам, что является важным и что ожидает от них;

· реакция руководства на критические ситуации и организационные кризисы. В данных ситуациях менеджеры и их подчинённые раскрывают для себя организационную культуру в такой степени, в которой они себе её и не представляли. Глубина и размах кризиса могут потребовать от организации либо усиления существующей культуры, либо введения новых ценностей и норм, меняющих её в определённой мере. Например, в случае резкого сокращения спроса на производимую продукцию у организации есть две альтернативы: уволить часть работников или частично сократить рабочее время при том же числе занятых. В организациях, где человек заявлен как ценность "номер один", видимо, примут второй вариант. Такой поступок руководства превратится со временем в организационный фольклор, что, несомненно, усилит данный аспект культуры в компании;

· моделирование ролей, обучение и тренировка. Аспекты организационной культуры усваиваются подчинёнными через то, как они должны исполнять свои роли.. менеджеры могут специально встраивать важные "культурные" сигналы в программы обучения и в ежедневную помощь подчинённым по работе. Менеджер сам может демонстрировать подчинённым, например, определённое отношение к клиентам или умение слушать других;

· критерии определения вознаграждения и статусов. Культура в организации может изучаться через систему наград и привилегий. Последние обычно привязаны к определённым образцам поведения и, таким образом, расставляют для работников приоритеты и указывают на ценности, имеющие большое значение для отдельных менеджеров и организации в целом. В этом же направлении работает система статусных позиций в организации. Так распределение привилегий (хороший кабинет, секретарь, автомобиль и т.п.) указывает на роли и поведение, более ценимые организацией;

· организационные символы и обрядность. Многие верования и ценности, лежащие в основе культуры организации, выражаются не только через легенды и саги, становящиеся частью организационного фольклора, но и через различные ритуалы, обряды, традиции и церемонии. К обрядам относятся стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определённые управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющиеся важное "культурное" значение. Соблюдение ритуалов, обрядов и церемоний усиливает самоопределение работников.

Пример схема процесса поддержания организационной культуры представлен на рисунке 4.3.

Рисунок 4.3 - Поддержание организационной культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: