ЗАНЯТИЕ 12.Тема: Метаболизм триацилглицеролов в тканях.
Цель занятия. Изучить метаболизм и его регуляцию ТАГ в тканях. Научиться использовать эти знания для объяснения энергетической функции липидов; связывать обмен липидов с углеводным обменом и объяснить причины кетонемии и кетонурии при некоторых физиологических состояниях. Освоить технику расчета энергетического эффекта окисления триацилглицеролов. Овладеть методом качественного определения кетоновых тел в сыворотке и понимать клинико-диагностическое значение результатов.
Студент должен знать:
1.Тканевой липолиз: определение, химизм процесса, гормонозависимый фермент, конечные продукты, гормональную регуляцию мобилизации жира. Сравнить гликоген и жир как запасаемые энергоносители.
2. Окисление глицерина до конечных продуктов, химизм, энергетический эффект процесса.
3. b-окисление жирных кислот, локализацию, химизм, регуляцию и энергетический эффект.
4.Пути использования ацетил-КоА.
5.Механизм и локализацию образования кетоновых тел, регуляцию и биологическое значение.
|
|
6.Возможные причины кетоза (кетонемии и кетонурии), связь его с обменом углеводов.
7.Как инициируется перекисное окисление ненасыщенных жирных кислот.
8.Структура, состав и функции бурой жировой ткани
9.Химизм биосинтеза жирных кислот, связь процесса с окислением углеводов и регуляцию.
10. Химизм депонирования жира, связь с окислением углеводов и регуляцию, особенности биосинтеза жира в различных тканях, тип липопротеидов, транспортирующих жир из органа.
Студент должен уметь:
1. Связывать процессы мобилизации жира в тканях, синтез кетоновых тел с углеводным обменом.
2. Объяснить причину кетонемии при голодании, физической нагрузке и сахарном диабете.
3. Обнаружить кетоновые тела в биологической жидкости. Интерпретировать результаты.
Студент должен владеть: принципами планирования биохимического исследования биологических жидкостей человека и интерпретации результатов в сравнении с биохимическими показателями, характерные для здорового человека; информацией о принципах и возможностях современных методов обследования, принципом метода фотоэлектроколориметрии.
Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:
1. Реакции радикального замещения. Цепные процессы.
2. Реакции элиминирования (дегидрирования).
3. Морфологические особенности бурого жира.
Задания для самоподготовки:
Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:
1. Изобразите структурными формулами распад тканевого нейтрального жира (тканевой липолиз). Укажите ферменты.
|
|
Звездочкой* укажите регуляторный (гормонозависимый) фермент процесса.
2.Запишите активаторы и ингибиторы тканевого липолиза. Опишите механизм активации ТАГ-липазы.
3. Запишите структурными формулами окисление глицерина в печени до 3-фосфоглицеринового альдегида. Рассчитайте энергетический эффект
4. Каким образом ВЖК, как продукты тканевого липолиза, транспортируются к тканям? Запишите реакции, иллюстрирующие поступление жирной кислоты в митохондрии. Укажите регуляторный фермент.
5. Запишите структурными формулами бета-окисление высших жирных кислот с четным количеством углеродных атомов. Уясните, что конечный продукт –ацетилКоА - далее включается в цикл трикарбоновых кислот.
6. Рассчитайте энергетический эффект полного окисления жирной кислоты, имеющей в своем составе 16 углеродных атомов (пальмитиновая кислота).
7. Запишите соединения, которые относят к группе «кетоновые тела». Их значение в организме. Локализацию образования кетоновых тел.
8. Изобразите структурными формулами процесс образования кетоновых тел. Возможные их превращения в тканях.
9. Дайте определение понятия «кетонемия», «кетонурия». Уясните, что при ускоренном окислении высших жирных кислот образуются кетоновые тела.
10. Запишите возможные причины кетоза (кетонемии, кетонурии), связь его возникновения с обменом углеводов. Объясните понятие «кетоацидоз», причины его возникновения.
11. Изучите синтез жирных кислот. Запишите субстрат синтеза, значение пентозофосфатного пути для синтеза, локализацию процесса, ключевой фермент синтеза и его активатор; укажите связь этого процесса с метаболизмом глюкозы иполоьзуйте ранее составленную схему метаболизм глюкозы)(, использование ВЖК в организме.
Проверьте свои знания:
1. Какой из ферментов, катализирующих тканевой липолиз, является гормонозависимым: триацилглицероллипаза,диацилглицероллипаза,липопротеинлипаза.
2. Назовите гормоны, которые стимулируют мобилизацию депонированных жиров в:
постабсорбтивный период, в условиях голодания, физической нагрузки (несколько правильных ответов):
инсулин, глюкагон, адреналин, соматотропный гормон, кортизол.
3. Выберите из перечисленных ситуации, при которых мобилизацию депонированного жира стимулирует преимущественно глюкагон:
гипергликемия, физические нагрузки, постабсорбтивный период, голодание.
4. Назовите ткани или клетки, в которых невозможно окисление ВЖК:
клетки красных скелетных мышц, печень, почки, сердце, мозг, эритроциты. Ответ аргументировать.
Возможно ли ß-окисление ВЖК в анаэробных условиях? Ответ аргументировать.
5. Назовите из перечисленных соединения, которые относятся к кетоновым телам: ацетил-КоА, ацетоуксусная кислота, ß-гидроксибутират, оксалоацетат, ацетон
6. Какие органы (ткани) из перечисленных могут использовать кетоновые тела в качестве источника энергии:
сердце, печень, мышцы, мозг, жировая ткань.
7. Выберите из перечисленных ситуации, при которых активируется синтез кетоновых тел:
повышена активность распада глюкозы, повышен уровень в крови инсулина; снижена активность реакций ЦТК, скорость ß-окисления снижена, скорость ß -окисления повышена, длительное голодание.
8. Какие из перечисленных метаболических путей связаны с синтезом ВЖК:
основной путь окисления углеводов, пентозо-фосфатный путь,
ß -окисление, липолиз депонированных жиров.
9. Назовите эффекторы, активирующие ацетилКоА-карбоксилазу - регуляторный фермент синтеза ВЖК.
глюкагон, адреналин, инсулин, цитрат.
10. Подберите правильные пары утверждений:
1. Процесс локализован в цитозоле; 2. Процесс локализован в митохондриях; 3. Один из ферментов процесса содержит биотин; 4. Один из ферментов процесса имеет кофермент НАДФ; 5.Процесс связан с синтезом АТФ.
|
|
А. бета-окисление; В. биосинтез ВЖК; С. оба процесса; Д. ни один
Сравнить ответы с эталоными. Выяснить причину ошибочного ответа.
Оценить работу в процентах положительных ответов.
Аудиторная работа: