Ответ построить в виде схемы, включающей этапы переваривания и всасывания жира, указания на локализацию процесса

ЗАНЯТИЕ 12.Тема: Метаболизм триацилглицеролов в тканях.

Цель занятия. Изучить метаболизм и его регуляцию ТАГ в тканях. Научиться использовать эти знания для объяснения энергетической функции липидов; связывать обмен липидов с углеводным обменом и объяснить причины кетонемии и кетонурии при некоторых физиологических состояниях. Освоить технику расчета энергетического эффекта окисления три­ацилглицеролов. Овладеть методом качественного определения кетоновых тел в сыворотке и понимать клинико-диагностическое значение результатов.

Студент должен знать:

1.Тканевой липолиз: определение, химизм процесса, гормонозависимый фермент, конечные продукты, гормональную регуляцию мобилизации жира. Сравнить гликоген и жир как запасаемые энергоносители.

2. Окисление глицерина до конечных продуктов, химизм, энергетический эффект процесса.

3. b-окисление жирных кислот, локализацию, химизм, регуляцию и энергетический эффект.

4.Пути использования ацетил-КоА.

5.Механизм и локализацию образования кетоновых тел, регуляцию и биологическое значение.

6.Возможные причины кетоза (кетонемии и кетонурии), связь его с обменом углеводов.

7.Как инициируется перекисное окисление ненасыщенных жирных кислот.

8.Структура, состав и функции бурой жировой ткани

9.Химизм биосинтеза жирных кислот, связь процесса с окислением углеводов и регуляцию.

10. Химизм депонирования жира, связь с окислением углеводов и регуляцию, особенности биосинтеза жира в различных тканях, тип липопротеидов, транспортирующих жир из органа.

Студент должен уметь:

1. Связывать процессы мобилизации жира в тканях, синтез кетоновых тел с углеводным обменом.

2. Объяснить причину кетонемии при голодании, физической нагрузке и сахарном диабете.

3. Обнаружить кетоновые тела в биологической жидкости. Интерпретировать результаты.

Студент должен владеть: принципами планирования биохимического исследования биологических жидкостей человека и интерпретации результатов в сравнении с биохимическими показателями, характерные для здорового человека; информацией о принципах и возможностях современных методов обследования, принципом метода фотоэлектроколориметрии.

Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:

1. Реакции радикального замещения. Цепные процессы.

2. Реакции элиминирования (дегидрирования).

3. Морфологические особенности бурого жира.

Задания для самоподготовки:

Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:

1. Изобразите структурными формулами распад тканевого нейтрального жира (тканевой липолиз). Укажите ферменты.

Звездочкой* укажите регуляторный (гормонозависимый) фермент процесса.

2.Запишите активаторы и ингибиторы тканевого липолиза. Опишите механизм активации ТАГ-липазы.

3. Запишите структурными формулами окисление глицерина в печени до 3-фосфоглицеринового альдегида. Рассчитайте энергетический эффект

4. Каким образом ВЖК, как продукты тканевого липолиза, транспортируются к тканям? Запишите реакции, иллюстрирующие поступление жирной кислоты в митохондрии. Укажите регуляторный фермент.

5. Запишите структурными формулами бета-окисление высших жирных кислот с четным количеством углеродных атомов. Уясните, что конечный продукт –ацетилКоА - далее включается в цикл трикарбоновых кислот.

6. Рассчитайте энергетический эффект полного окисления жирной кислоты, имеющей в своем составе 16 углеродных атомов (пальмитиновая кислота).

7. Запишите соединения, которые относят к группе «кетоновые тела». Их значение в организме. Локализацию образования кетоновых тел.

8. Изобразите структурными формулами процесс образования кетоновых тел. Возможные их превращения в тканях.

9. Дайте определение понятия «кетонемия», «кетонурия». Уясните, что при ускоренном окислении высших жирных кислот образуются кетоновые тела.

10. Запишите возможные причины кетоза (кетонемии, кетонурии), связь его возникновения с обменом углеводов. Объясните понятие «кетоацидоз», причины его возникновения.

11. Изучите синтез жирных кислот. Запишите субстрат синтеза, значение пентозофосфатного пути для синтеза, локализацию процесса, ключевой фермент синтеза и его активатор; укажите связь этого процесса с метаболизмом глюкозы иполоьзуйте ранее составленную схему метаболизм глюкозы)(, использование ВЖК в организме.

Проверьте свои знания:

1. Какой из ферментов, катализирующих тканевой липолиз, является гормонозависимым: триацилглицероллипаза,диацилглицероллипаза,липопротеинлипаза.

2. Назовите гормоны, которые стимулируют мобилизацию депонированных жиров в:

постабсорбтивный период, в условиях голодания, физической нагрузки (несколько правильных ответов):

инсулин, глюкагон, адреналин, соматотропный гормон, кортизол.

3. Выберите из перечисленных ситуации, при которых мобилизацию депонированного жира стимулирует преимущественно глюкагон:

гипергликемия, физические нагрузки, постабсорбтивный период, голодание.

4. Назовите ткани или клетки, в которых невозможно окисление ВЖК:

клетки красных скелетных мышц, печень, почки, сердце, мозг, эритроциты. Ответ аргументировать.

Возможно ли ß-окисление ВЖК в анаэробных условиях? Ответ аргументировать.

5. Назовите из перечисленных соединения, которые относятся к кетоновым телам: ацетил-КоА, ацетоуксусная кислота, ß-гидро­кси­бу­тират, оксалоацетат, ацетон

6. Какие органы (ткани) из перечисленных могут использовать кетоновые тела в качестве источника энергии:

сердце, печень, мышцы, мозг, жировая ткань.

7. Выберите из перечисленных ситуации, при которых активируется синтез кетоновых тел:

повышена активность распада глюкозы, повышен уровень в крови инсулина; снижена активность реакций ЦТК, скорость ß-окисления снижена, скорость ß -окисления повышена, длительное голодание.

8. Какие из перечисленных метаболических путей связаны с синтезом ВЖК:

основной путь окисления углеводов, пентозо-фосфатный путь,

ß -окисление, липолиз депонированных жиров.

9. Назовите эффекторы, активирующие ацетилКоА-карбоксилазу - регуляторный фермент синтеза ВЖК.

глюкагон, адреналин, инсулин, цитрат.

10. Подберите правильные пары утверждений:

1. Процесс локализован в цитозоле; 2. Процесс локализован в митохондриях; 3. Один из ферментов процесса содержит биотин; 4. Один из ферментов процесса имеет кофермент НАДФ; 5.Процесс связан с синтезом АТФ.

А. бета-окисление; В. биосинтез ВЖК; С. оба процесса; Д. ни один

Сравнить ответы с эталоными. Выяснить причину ошибочного ответа.

Оценить работу в процентах положительных ответов.

Аудиторная работа:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow