На основе общечеловеческих ценностей

Согласовано

Министр образования и науки

Республики Казахстан

____________ А.Саринжипов

«» _________ 2014 г.

Программа курсов повышения квалификации

Педагогических работников РеспубликиКазахстан

ПРОГРАММА

НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

«САМОПОЗНАНИЕ»

Первый (продвинутый) уровень

Рекомендована к печати Методическим советом

ННПООЦ «Бобек», 2014

ННПООЦ «Бобек», 2014

Все права сохраняются. Запрещается полное или частичное воспроизведение или передача настоящего издания в любом виде и любыми средствами, включая фотокопирование и любую электронную форму, без письменного разрешения держателя авторского права.

Содержание

Введение

Актуальность развития целостного образования

на основе общечеловеческих ценностей.................................................................................... 4

Роль учителя в духовно-нравственном образовании................................................................ 6

Программа нравственно-духовного образования «Самопознание»....................................... 8

Структура и прогрессия трех уровней программы...................................................... 10

Цели Программы............................................................................................................. 12

Задачи Программы.......................................................................................................... 12

Ожидаемые результаты Программы.............................................................................. 12

Научно-теоретические основы Программы................................................................. 13

Принципы Программы................................................................................................... 15

Структура и этапы Программы...................................................................................... 15

Учебный план.............................................................................................................................. 16

Основное содержание программы............................................................................................ 21

Опыт гимназии «Самопозание» ННПООЦ «Бобек» в реализации

модели пилотной школы по самопознанию................................................................. 21

Пути реализации программы нравственно-духовного

образования «Самопознание» через дополнительное образование........................... 28

Примеры тематики и разработок классных часов

на основе общечеловеческих ценностей....................................................................... 33

Примеры тематики и разработок уроков-бесед

на нравственно-духовные темы..................................................................................... 38

Пути реализации программы нравственно-духовного

образования «Самопознание» через элективные

интегрированные курсы естественно-математического цикла.................................. 45

Мониторинг школ по духовно-нравственному образованию.................................... 58

Нравственные качества истинного лидера................................................................... 79

Роль учителя в программе нравственно-духовного

образования «Самопознание»...................................................................................... 100

Вдохновение в жизни гуманного учителя.................................................................. 117

Правила для учителей................................................................................................... 121

Критерии оценивания портфолио........................................................................................... 133

Литература................................................................................................................................. 138

Контактная информация........................................................................................................... 143

Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НА ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Вызовы современного мира порождают наряду с задачами качественного обучения, также и задачи воспитания Человека духовно богатого, высоконравственного, адаптированного к происходящим в современном мире процессам.

Поэтому сегодня важную роль приобретают вопросы становления духовно, нравственно и физически здоровых будущих граждан, воспитания настоящих патриотов, свободно мыслящих, активно действующих, обладающих нравственными принципами и интеллектуальными способностями. Создание условий для духовно-нравственного образования учащихся – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Республики Казахстан. В Послании Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана (27.01.2012г.) говорится: «… Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности… Нашей молодежи это жизненно необходимо».[1] Таким образом, духовно-нравственное образование учащихся представляет собой основную задачу всей нашей образовательной системы и является важной составляющей социального заказа для системы образования.

В своих научных исследованиях ученые-педагоги часто акцентируют внимание на вопросах формирования ценностно-смысловой сферы человека, что соответственно связано с проблемами духовно-нравственного образования подрастающего поколения. Для большинства исследований общим является положение о том, что высокий духовный уровень достигается только вследствие работы человека над собой. При рассмотрении роли педагога в духовно-нравственном образовании учащихся не вызывает сомнений тот факт, что ей необходимо уделять самое большое внимание, поскольку важнейшим фактором успешного совершенствования личности и всего целостного педагогического процесса является личный пример педагога. Нравственный и личностный авторитет педагога имеет приоритетное значение в деле образования богатого духовно, морально сильного, ответственного гражданина страны.

На современном этапе развития общества педагог понимает свою ответственность не только за учебные достижения, но и за духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса и преобразованию самой общественной действительности с учетом всего человеческого опыта национальной культуры, народной мудрости поколений.

Духовно-нравственное образование учащихся осуществляется в процессе принятия и усвоения общечеловеческих ценностей, которые имеют вечную, исторически не локализуемую духовную природу, являются инвариантами изменчивой системы социальных, политических, национальных, научных, личностных и других ценностей. Эти ценности принадлежат всем народам, имеют глубокий внутренний смысл и предстают не просто в качестве внешних моральных правил, а как объекты прямого внутреннего опыта, то есть в их основе оказывается Совесть человека как воплощение любви, истины, долга, ненасилия.

Духовно-нравственное образование является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в образовательной системе стран иявляется одним из ключевых составляющих образования во благо человека, общества и государства.Воспитательный процесс должен способствовать становлению и развитию личности, всех ее возможностей, физических и духовных сил; открывать перед учащимся горизонты нового мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях.

В свое время И.Г.Песталоцци, рассматривая в своих трудах вопросы духовно-нравственной культуры личности, говорил о том,что деятельность педагогов должна способствовать преобразованию процесса образования в целостную систему, выраженную в ежедневной совместной реализации учебного и воспитательного процесса. Осмысление духовности основывается на понимании того, что без нравственных устоев, как в обществе, так и в отдельном человеке не может быть направляющей воли к жизни, устремленности к ее продолжению.

В своих педагогических трудах К.Д.Ушинский также поднимал вопросы необходимости саморазвития, самосовершенствования человека. Он ставил знание законов воспитания в зависимость от познания человека во всех его проявлениях.

Как говорил Д.И. Менделеев: «Знания в руках необлагороженного человека – все равно, что кинжал в руках сумасшедшего».[2] Ему вторит и выдающийся современныйпедагог-гуманист Ш.А.Амонашвили: «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».[3]

Обучение и воспитание являются частью целостного, неразделимого процесса, поскольку без должной нравственно-духовной воспитанности школьников плодотворный процесс обучения практически невозможен. Именно поэтому процесс образования должен сочетать в себе единство учебной и воспитательной функций. Образовательные учреждения должны быть нацелены на воспитание гражданина и патриота, раскрытие возможностей и способностей молодых казахстанцев, подготовку их к жизни в современном мире. При этом образовательным учреждениям необходимо постоянное сотрудничество с семьями учащихся, другими участниками процесса социализации, с опорой на культуру, которая сейчас развивается в русле интеграции, когда взамен специализированному знанию должно прийти целостное образование, содержащее выявление общечеловеческих ценностей во всех предметных областях знаний.

Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования – интеллектуального (внешнее, образование для ума) и нравственно-духовного (внутреннее, образование для сердца).Необходимо соединить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию, тогда мы получим целостное образование. Образование должно быть ради жизни, а не только ради заработка на жизнь.

Поэтому в Программе первого уровня упор сделан на интеграцию идей программы нравственно-духовного образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс школы и через это выход на создание единого образовательного пространства на основе общечеловеческих ценностей.

Развитие Программы предполагает интеграцию общечеловеческих ценностей в содержание других предметных областей, усиление ценностного потенциала внеучебной деятельности и дополнительного образования, расширение социального партнерства. Духовно-нравственная атмосфера должна пронизывать весь целостный педагогический процесс. Проблемы современного образования можно решить только в том случае, если вечные духовно-нравственные ценности станут фокусной точкой образования, другими словами, если эти ценности составят единое целое со всем, чему мы учим. Важно, что быпредмет «Самопознание» стал стержневым предметом образования (метапредметом), обеспечивая целостность, человечность и одухотворенность процесса образования.Здесь необходимо создание в школах атмосферы, пронизанной высоким духом служения обществу, стране, человечеству, идеей долга, чести, справедливости. В этом плане очень многое зависит от администрации школы. Если администрация школы понимает важность Программы НДО «Самопознание», то сумеет организовать целостный педагогический процесс школы так, что он будет способствовать нравственно-духовному развитию личности и учащихся и учителей.

Необходимость широкого внедрения идей нравственно-духовного образования в образовательную систему Казахстанасвязано, так же и с тем, что в настоящее время в обществе, по сути, отсутствуют идеологические институты. Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» может стать основой нравственно-духовного возрождения нашего общества. Рассматривая основные идеи Программы как фундаментальные для целостного гармоничного развития личности человека, как нравственное ядро для оздоровления общества в целом, мы понимаем, что глобальные изменения в обществе нужно осуществлять именно через систему образования, которая через свои институты может воздействовать не только на изменение учебного процесса в направлении нравственно-духовных ориентиров, но и через систему внеурочной работы, через взаимодействие с семьей влиять уже на внешние структуры, социальную среду в целом.

Таким образом, нравственно-духовное возрождение казахстанского общества возможно через развитие целостного образования (объединяющего интеллектуальное и нравственно-духовное образование), через создание единого образовательного пространства на основе общечеловеческих ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: