Заключение. В заключение хочется тезисно сформулировать основные выводы, сделанные в данной работе

В заключение хочется тезисно сформулировать основные выводы, сделанные в данной работе.

1. Государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и органы власти по своей юридической природе являются юридическими лицами публичного права, которые могут быть наделены гражданской правосубъектностью, и вместе составляют подвид юридических лиц - категорию "юридические лица публичного права" (публично-правовые образования). Государство, федеральные и муниципальные образования в совокупности представляют отдельную организационно-правовую форму публично-правовых образований, «публично-территориальное образование», а по отдельности - типы данной организационно-правовой формы.

Гражданская правосубъектность, таким образом (как и любая другая, имеющая отраслевую принадлежность правосубъектность), суть не конституциональный признак юридического лица как видового понятия, а подвидовый признак, который служит отличием юридического лица, являющего собой субъекта гражданских правоотношений от юридического лица - субъекта публичных правоотношений.

2. Гражданская правосубъектность публично-территориальных образований носит ограниченный характер, ввиду того, что исходя из целей создания и деятельности юридические лица данного подвида могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Названное свойство гражданской правосубъектности публично-территориальных образований, подтверждается особенностями формирования воли внутри субъектов хозяйствования данной категории. Формирование воли публично-территориального образования на реализацию гражданской правосубъектности происходит в рамках публично-правовых отношений, направленных на достижение целей создания и деятельности соответствующего публично-территориального образования и складывающихся внутри него между органами власти в рамках их компетенции.

3. При анализе вопроса об осуществлении гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и органов власти выделен критерий разграничения публично-правового от гражданско-правового в их юридической личности, наделенной смешанной правосубъектностью: правовое положение публично-правовых образований характеризуется преобладанием публичной правосубъектности над гражданской.

Данный критерии определяется целями создания и деятельности такого рода организационных единств, наделенных правосубъектностью обоих видов, и выражается в том, что в случае утраты гражданской правосубъектности юридическое лицо публичного права, ранее обладавшее ею, сохраняет свое положение как субъект права, собственную организационно-правовую форму, цели создания и деятельности.

Выявлено, что данная особенность практически не нашла отражения в современном российском праве, что является основным препятствием для полной реализации гражданской правосубъектности публично-правовых образований и эффективного управления ими своим имуществом.

4. Действующее гражданское законодательство дает основания для определения приватизации как специального основания добровольного прекращения права собственности публично-территориального образования, влекущего возникновение частной собственности (права собственности физических лиц и юридических лиц гражданского права) способами, установленными законом о приватизации.

С позиций общественных отношений, фактически складывающихся в данной сфере, под приватизацией мы предлагаем понимать гражданские правоотношения по добровольному отчуждению публично-территориальным образованием своего имущества в частную собственность независимо от способов такого отчуждения.

5. Под разграничением государственной собственности следует понимать публично-правовые отношения, складывающиеся между Российской Федерацией как сувереном и другими публично-территориальными образованиями, влекущие гражданско-правовые последствия в виде прекращения права собственности Российской Федерации на принадлежащее ей имущество и возникновение этого права у другого публично-территориального образования.

"Разграничение" должно предусматривать и реализацию прав Российской Федерации как собственника отчуждаемого имущества, и реализацию публично-правовых полномочий Российской Федерации как суверена.

Вследствие означенной причины разграничение федеральной государственной собственности должно иметь как минимум две стадии, лишь на второй из которых учитывается воля федеральных образований в качестве субъектов гражданского права.

Разграничение с точки зрения осуществления гражданской правосубъектности представляет собой действия публично-территориального образования по передаче своего имущества другому публично-территориальному образованию, влекущее переход права собственности на передаваемое имущество.


[1] Садиков О.Н. Гражданское право. Том 1 – М: Инфра-М, 2006 – с. 249

[2] Тихомиров Ю.А. Публичное право – М.: Проспект, 2005 – с. 54

[3] Комментарий к гражданскому кодексу. Ч. 1. / Под. ред. Садикова.. 2-е изд. - М.: Юрист, 2002- С. 298.

[4] Гражданское право. Ч. 1. Под. ред. З.И. Цыбуленко. - М.: Норма, 2001- С. 131.

5 Кондрашов Ю. Обладать или являться // ЭЖ-Юрист. 2012. N 15.-с.49

[7] Тосунян Г., Викулин А. Исключительная правоспособность банка // Хозяйство и право. М., Изд «Дрофа», 2009. - С.269.

[8] Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1997 г. N 139-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Совета Федерации о проверке конституционности Федерального закона "О переводном и простом векселе" // СПС «Консультант Плюс».

[9] Слепнёв Е.Л. Право собственности муниципальных образований: Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2009. - С. 15.

[10] Шугрина Е.С. Муниципальное право. Учебник. - М.: Дело,2011. - С. 97

[11] Устав Савинского муниципального района Ивановской области от 20.09.2010г. (с изм. и доп. от 30.11.2008г., 23.06.2010, 11.09.2012, 14.05.2013)//Приложение к решению Савинского районного Совета от 19.08.2010г.№33.-зарег.Управлением Минюста РФ по Ивановской области 20.09.2010г.

[12] Выдрин И.В.Муниципальное право России: учебник для Вузов.-М.Изд.ЭКСМО,2011.-с.58.

[13] Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н г. Москва

Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. Документ утратил силу. //СПС «Консультант Плюс»

[14] Федеральный закон от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ (в ред. от 23.07.2013г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества»//СПС «Консультант Плюс»

[15] Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): Дис.... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 1998. - С. 63.

[16] Федеральный закон от 19.05.1995 года №82-ФЗ(ред.от 20.07.2012г.) «Об общественных объединениях» //СПС «Консультант Плюс»

[17] Захаров В.А. Правовое регулирование создания юридических лиц: Дис.... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001. - С. 37.

[18] Гражданское право: в 4-х томах. Том 1: Учебник/Под ред. Суханова Е.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2012.-с.346.

[19] Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России:учебник(с изм.на 2010г.).-Екатеренбург. Изд. УрГЮА,2010.-с.409

[20] Закон Московской области от 31 июля 1997 года №43/97-03 «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований» //СПС «Консультант Плюс»

[21] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// СПС «Консультант Плюс»

[22]Закон Московской области от 31 июля 1997 года №43/97-03 «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований» // СПС «Консультант Плюс»

[23] Советское гражданское право: Учебник. В 2-х томах. Т. 1 / Под ред. O.A. Красавчикова. - М.: Высшая школа, 1985. - С. 145.

[24]См.: Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц //

Законодательство. - 2012. - № 1.

[25] Закон Московской области от 31 июля 1997 года 343/97 ОЗ «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований».-ст.26//СПС «Консультант Плюс»

[26] Виткявичюс П. Указ. соч. - С. 132.

[27] Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. -М.: Издательство Дрофа,2013.

[28]Л. Грось. Участие публично-правовых образований в отношениях собственности: гражданско- правовые проблемы // Хозяйство и право. - 2010. - С.81.

[29]Кудреватых С.А. Частноправовое регулирование организации и деятельности социальных служб // Социальная защита населения в регионе: Учебное пособие с изм. и доп. на 2009г. / Под ред. Попова В.Г. - Екатеринбург: УрАГС,2009. - С. 176.

[30] Гражданское право. Учебник для вузов. Часть первая. / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнёва. - М.: НОРМА-ИНФРАМ,2011. - С. 111-122.

[31]Слепнёв Е.Л. Право собственности муниципальных образований: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2000. - С. 16.

[32]Там же. - С. 16.

[33]См.: Там же. - С. 17-18.

[34]Захаров В.А. Правовое регулирование создания юридических лиц: Дис.... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001. - С. 91-92.

[35]Венедиктов A.B. Государственная социалистическая собственность. – М.,2009 - С. 315-345; Генкин Д.М. Оперативное управление как институт гражданского права // изд.Альфа.,новое, переработанное - 2011,-с.279

[36]Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в новом Гражданском кодексе // Гражданский кодекс РФ. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1998. - С. 245-247.

[37] Гражданское право. Учебник для вузов. Часть первая. / Под общ. ред. Т.И. Илларионовой, Б.М. Гонгало, В.А. Плетнёва. - М.: НОРМА-ИНФРАМ, 2012. - С. 89.

[38]Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. на 05.04.2013г.) // СПС «Консультант Плюс»

[39]Коняев Н.И. Указ. соч. - С. 398.

[40]Басин Ю.Г. Юридические формы хозрасчета системы объединений // Советское государство и право. - 1972. - № 3. - С. 95-100.

[41]Разуваев В.И. Содержание и границы гражданской правосубъектности государственных производственных организаций: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1978. - С. 20.

[42] Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». - М.: Статут, 2010. - С. 313-319.

[43]Головизнин А. Некоторые вопросы участия в гражданском обороте органов государственной власти (органов местного самоуправления) // Хозяйство и право. - 2006. - № 6. - С. 68.

[44]Слепнёв E.JI. Право собственности муниципальных образований: Дис.... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2000. - С. 29-30.

[45] Пятков Д.В. Гражданская правосубъектность хозяйственных публичных организаций и ее реализация при разграничении собственности: Дис.... канд. юрид. наук. - Барнаул, 1999. - С. 96.

[46] Халфина P.O. Общее учение о правоотношении - М., 1974. - С. 208-217, Иоффе О. С. Спорные вопросы учения о правоотношении // Очерки по гражданскому праву. - JL, 1957. - С. 42.

[47]Якушев B.C. Юридическая личность государственного производственного предприятия. - Свердловск, 1973. - С. 187-189.

[48]Обзор дискуссии приводится по изданию: Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». - М.: Статут, 2000. - С. 322-328.

[49] Слепнёв Е.Л. Право собственности муниципальных образований: Дис.... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2000. - С. 39.

[50] Советское гражданское право: Учебник. В 2-х томах. Т. 1 / Под ред. O.A. Красавчикова. - 3- е изд. - М.: Высшая школа, 1985. - С. 72.

[51] Там же. - С. 72.

[52]Там же.-с.75

[53] Суханов Е.А. Гражданское право. Том1 – М.: Юридическая литература, 2009 – с. 148

[54] А.П. Сергеев, Ю.К Толстой. Гражданское право. Том1. – М.: Юристъ, 2008 - с. 176

[55] Указом Президента РФ от 30.09.1995 г. № 986 "О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями".// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»

[56] Садиков О.Н. Гражданское право. Том 1 – М.: Инфра-М, 2006.- с. 154

[57] Постановление Правительства РФ «О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов» от 15.05.1995 г. № 458».// СПС «Консультант Плюс»

[58] Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991г. № 1761-1.// СПС «Консультант Плюс»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: