1. Сущность понятия «коммуникация» и ее виды.
Управление организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся в его распоряжении информация.
Коммуникации – это то, без чего не может быть управления. В процессе совместной деятельности люди постоянно обмениваются информацией. Используя и передавая информацию, а также получая обратные сигналы, менеджер организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена. Многие менеджеры понимают важность этой проблемы и уделяют этому большое внимание. Исследования показывают, что до 90% всего времени руководители тратят на коммуникации.
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому.
Коммуникация – процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.
|
|
Цели коммуникаций:
- Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления;
- Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;
- Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;
- Регулирование и рационализация информационных потоков.
Следовательно, эффективность деятельности менеджера зависит от умения обеспечивать коммуникации не только в собственной деятельности, но и деятельности своих подчиненных. Это одна из наиболее сложных проблем в организации. Коммуникационные процессы осуществляют люди, работающие в организации. Любое общение между двумя и более людьми происходит с помощью информации. Такое общение имеет разлиную форму. Так, люди могут говорить в процессе личного общения, участвовать в совещаниях или собраниях, вести разговоры в «курилке» или за чашкой кофе, разговаривать по телефону или читать докладные записки, письма, отчеты и др.
Возникает вопрос: какую информацию считать управленческой? И все ли виды коммуникации следует организовывать менеджеру для эффективной работы?
Деловое общение – есть передача мыслей, эмоций или сообщений одного или нескольких человек другому лицу или другим людям в процессе принятия и реализации управленческих решений.
Однако, информация нужна не только для того, чтобы осознать необходимость принятия решения, подготовить и принять его, но также и для того, чтобы оценить решение после того, как оно принято и реализовано. Эта информация обеспечивает реализацию функции контроля над процессом выполнения решения. Такой вид коммуникации называется обратной связью.