Виды коммуникаций

Одним из способов определения управленческой информации и анализа ее влияния на организационные коммуникации является разделение видов делового общения на определенные группы.

В зависимости от способа обмена информацией различают:

· Межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения;

· Коммуникации на основе письменного обмена информацией.

Межличностные коммуникации делятся на:

- Формальные или официальные;

- Неформальные.

ФОРМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ:

· определяются политикой, правилами, должностными инструкциями данной организации;

· осуществляются по формальным каналам.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ:

· не следуют общим правилам данной организации;

· осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.

Неформальные коммуникации можно назвать способом распространения «слухов». Сети неформальной организационной коммуникации существуют в силу стремления работников знать ту информацию, которую они не могут получить с помощью формальных организационных коммуникаций. Система неформальных коммуникаций способна порождать слухи, которые могут отрицательно сказаться на эффективности коммуникаций. Но также этот вид делового общения позволяет передавать специально запланированную для быстрого распространения информацию или сведения, а также использовать различные каналы утечки нужной информации, характеризующей факторы внешней среды или отдельные проблемы внутреннего характера. Такая информация оказывается точной, а не искаженной. Согласно исследованиям, 80-90% слухов точны, в отношении непротиворечивой информации о самом предприятии.

Типична информация, передаваемая по каналам неформальных коммуникаций:

- Предстоящие сокращения производственных рабочих;

- Новые меры по наказаниям за опоздание;

- Изменения в структуре организации;

- Грядущие перемещения и повышения;

- Подробное изложение спора двух руководителей на последнем совещании по сбыту;

- Кто кому назначает свидание после работы.

Существует две точки зрения, каким образом свести к минимуму эти слухи: распространение максимально возможной информации через каналы формальной коммуникации; поощрение сетей неформальных коммуникаций и включение менеджеров в эти сети для обратной информационной связи.

Среди ФОРМАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ выделяют:

· Вертикальные, когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой;

· Горизонтальные между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений.

Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на:

- Восходящие, когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность;

- Нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.

Межличностные коммуникации делятся также на:

- Вербальные (словесные);

- Невербальные, призванные осуществить обмен информацией без применения слов, например, с помощью жестов, интонации голоса и т.д.

Вербальные и невербальные формы коммуникаций не всегда и не обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация адресатом (получателем) послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесты и выражения лица, которые сопровождают слова передающей стороны.

Невербальные коммуникации: дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% - тональностью голоса и 55% - выражением лица.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: