1. Общее понятие «процесс принятия решений».
Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Процесс принятия решений – это сознательный набор из имеющихся вариантов или альтернатив направлений действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы.
Решение – это выбор альтернативы. Решение – это сознательный выбор того, как себя вести или мыслить определенным образом в данных обстоятельствах. Если выбор сделан – решение принято. (Принятие решения не избежать, так как ясно, что сам по себе уход от принятие решения есть принятие решения. Мудрыми людьми было сказано, что единственная реальная проблема в жизни состоит в том, чтобы решить, что делать дальше. Например, когда люди заканчивают работу и проводят свободное время, они могут играть в шахматы, идти в кино или на прогулку. Выбор одного из этих вариантов есть принятие решения, такое же, как выбор менеджера.)
|
|
Все функции управления требуют от руководителя принятия решений. Например, для функции планирования типичны решения по выработке целей, разработке стратегии и тактики достижения поставленных задач. Функция организации деятельности вызывает необходимость принятия решений по вопросам структуры производства и управления, организации производственного процесса. Для функции контроля характерны решения о видах, формах, сроках контроля, анализе полученной информации корректировке деятельности в соответствии с результатами контроля. Функция мотивации связана с определением нужд и потребностей подчиненных, выработкой методов и форм мотивации.
Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям:
¨ Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать достижение определенной цели;
¨ Обоснованность, т.е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им.
¨ Компромиссность. Необходимость принятие решения исходит из того, что управленческие решения почти всегда имеют негативные последствия, т.е. невозможно принять решение, полностью удовлетворяющее организацию, руководителя и всех работников. С этой точки зрения важно иметь в виду перспективную эффективность принимаемого решения. (Например, принимая решение о пожизненном найме работников, руководство предприятия понимает, что неизбежны дополнительны затраты на заработную плату, особенно в условиях экономических кризисов, но считает, что сохранение благожелательности работников и поддержание корпоративных интересов будет в долгосрочной перспективе выгоднее для предприятия)
|
|
¨ Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным.
¨ Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолированно, а дополняет другие решения.
¨ Экономичность и эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных затратах, что делает решение экономичным.
В более широком понимании управленческое решение рассматривается как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам:
По сроку действия последствий решения | Долго-, средне- и краткосрочные решения |
По частоте принятия | Одноразовые (случайные) и повторяющиеся |
По широте охвата | Общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные |
По форме подготовки | Единоличные, групповые и коллективные решения |
По сложности | Простые и сложные |
По жесткости регламентации | Контурные, структурированные и алгоритмические |
По способу принятия | На основе суждений, интуитивное, с помощью рациональной процедуры |
По способу осуществления | Устные и письменне |
(Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действий подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.
Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.
Алгоритмические – предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.)
Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.
Организационные решения можно классифицировать на:
- Запрограммированные;
- Незапрограммированные.
Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. (Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. К примеру, инспектор больницы при составлении графика работы медсестер и санитаров может исходить из формулы, требующей соотношения между числом пациентов и обслуживающего персонала. Если правилами больницы предусмотрена одна медсестра на пять пациентов, то решение принимается автоматически – на этаже с 50 пациентами нужно иметь 10 медсестер. Подобным образом, если от начальника финансового отдела потребовали вложить избыточную наличность в депозитные сертификаты, обычные акции, в зависимости от того, что именно в данное время обеспечивает наибольшую прибыль на инвестированный капитал, выбор определяется результатами простого расчета по каждому варианту и установлением самого выгодного.)
Незапрограммированное решение требуется в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решений.
|
|