Тема 9: процесс принятия решений

1. Общее понятие «процесс принятия решений».

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Принятие решений – это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

Процесс принятия решений – это сознательный набор из имеющихся вариантов или альтернатив направлений действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы.

Решение – это выбор альтернативы. Решение – это сознательный выбор того, как себя вести или мыслить определенным образом в данных обстоятельствах. Если выбор сделан – решение принято. (Принятие решения не избежать, так как ясно, что сам по себе уход от принятие решения есть принятие решения. Мудрыми людьми было сказано, что единственная реальная проблема в жизни состоит в том, чтобы решить, что делать дальше. Например, когда люди заканчивают работу и проводят свободное время, они могут играть в шахматы, идти в кино или на прогулку. Выбор одного из этих вариантов есть принятие решения, такое же, как выбор менеджера.)

Все функции управления требуют от руководителя принятия решений. Например, для функции планирования типичны решения по выработке целей, разработке стратегии и тактики достижения поставленных задач. Функция организации деятельности вызывает необходимость принятия решений по вопросам структуры производства и управления, организации производственного процесса. Для функции контроля характерны решения о видах, формах, сроках контроля, анализе полученной информации корректировке деятельности в соответствии с результатами контроля. Функция мотивации связана с определением нужд и потребностей подчиненных, выработкой методов и форм мотивации.

Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям:

¨ Целевая направленность, т.е. решение должно преследовать достижение определенной цели;

¨ Обоснованность, т.е. принимаемое решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им.

¨ Компромиссность. Необходимость принятие решения исходит из того, что управленческие решения почти всегда имеют негативные последствия, т.е. невозможно принять решение, полностью удовлетворяющее организацию, руководителя и всех работников. С этой точки зрения важно иметь в виду перспективную эффективность принимаемого решения. (Например, принимая решение о пожизненном найме работников, руководство предприятия понимает, что неизбежны дополнительны затраты на заработную плату, особенно в условиях экономических кризисов, но считает, что сохранение благожелательности работников и поддержание корпоративных интересов будет в долгосрочной перспективе выгоднее для предприятия)

¨ Своевременность. Это означает, что с момента возникновения проблемной ситуации до момента принятия решения в объекте управления не должно произойти необратимых изменений, делающих решение ненужным.

¨ Непротиворечивость и согласованность с принципами управления и ранее принятыми решениями, поскольку ни одно решение не реализуется изолированно, а дополняет другие решения.

¨ Экономичность и эффективность. Требование эффективности заключается в обеспечении достижения намеченных целей. При этом важно, чтобы цель была достигнута при минимальных затратах, что делает решение экономичным.

В более широком понимании управленческое решение рассматривается как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам:

По сроку действия последствий решения Долго-, средне- и краткосрочные решения
По частоте принятия Одноразовые (случайные) и повторяющиеся
По широте охвата Общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные
По форме подготовки Единоличные, групповые и коллективные решения
По сложности Простые и сложные
По жесткости регламентации Контурные, структурированные и алгоритмические
По способу принятия На основе суждений, интуитивное, с помощью рациональной процедуры
По способу осуществления Устные и письменне

(Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действий подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические – предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу.)

Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

Организационные решения можно классифицировать на:

- Запрограммированные;

- Незапрограммированные.

Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. (Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. К примеру, инспектор больницы при составлении графика работы медсестер и санитаров может исходить из формулы, требующей соотношения между числом пациентов и обслуживающего персонала. Если правилами больницы предусмотрена одна медсестра на пять пациентов, то решение принимается автоматически – на этаже с 50 пациентами нужно иметь 10 медсестер. Подобным образом, если от начальника финансового отдела потребовали вложить избыточную наличность в депозитные сертификаты, обычные акции, в зависимости от того, что именно в данное время обеспечивает наибольшую прибыль на инвестированный капитал, выбор определяется результатами простого расчета по каждому варианту и установлением самого выгодного.)

Незапрограммированное решение требуется в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: