Значения, режимы, монотонность и мифы

Содержание (content) – это информация, которая находится в компьютере или другом устройстве, предназначенном для ее обработки, которая является для Вас осмысленной и полезной и которую вы предполагаете создавать или изменять с помощью упомянутого устройства.

Графическое устройство ввода (ГУВ) – это механизм для передачи системе информации об определенном местоположении или выборе места на экране монитора (мышь, световое перо, трекбол, планшетный карандаш, джойстик или тачпад).

Режимы (modes) – это состояние интерфейса, при котором интерпретация данного конкретного жеста остается неизменной.

Режимы являются важным источником ошибок, путаницы, ненужных ограничений и сложности в интерфейсе. При создании интерфейсов их необходимо по возможности исключать

Разделение интерфейса на ограниченные области является неизбежным следствием наличия режимов.

Жест (gesture) – это последовательность действий человека, которая выполняется автоматически (после старта).

Набор состояний, в котором жест имеет конкретную интерпретацию, называется диапазоном (range) жеста. Группировка команд по разным диапазонам (по приложениям) позволяет понять и научиться использовать сложные интерфейсы.

Для фиксации и определения режимов применяются кнопки, флажки и переключатели. Рекомендуется использовать переключатели вместо выключателей. На выключатели стоит полагаться только в том случае, когда можно видеть значение контролируемого состояния и оно находится в локусе внимания пользователя или в кратковременной памяти

Интерфейс, полностью ориентированный на человека, должен состоять только из одного диапазона.

Объединение последовательности действий в жест, связанный с определенным психологическим (процессом) состоянием определяется как формирование модуля (chunking) т.е. соединение отдельных элементов когнитивного процесса в единый ментальный модуль, что позволяет воспринимать множество элементов как целое.

Интерфейс «человек-машина» является модальным по отношению к данному жесту, если во-первых, текущее состояние интерфейса не находится в локусе внимания пользователя и во-вторых если в ответ на некоторый жест интерфейс может выполнять одно из нескольких возможных действий в зависимости от текущего состояния системы.

Немодальный интерфейс не должен быть модальным для любого жеста.

Степень модальности интерфейса определяется формулой Q=Σp(Ni),

где Q – степень модальности каждого жеста интерфейса может быть определена через классификацию того или иного жеста, изменяется от 0 – полностью модальный, до 1 – полностью немодальный.

p(Ni) - вероятность применения немодального жеста.

В общем случае, чем меньше режимов, тем интерфейс в большей степени считается ориентированным на человека.

Поскольку люди более уступчивы, чем компьютеры бывает легче человека заставить приспособиться к ограничениям компьютера, чем создать компьютер, приспособленный к потребностям человека. И когда это происходит. Человек попадает в подчинение к компьютеру, а вовсе не освобождается им.

Норманн указывает три метода предотвращения модальных (т.е. связанных с режимами ошибок):

1. Не использовать режимы.

2. Обеспечить четкое различие между режимами.

3. Не использовать одинаковые команды в разных режимах, чтобы команда, примененная не в том режиме, не могла привести к неприятностям.

Наиболее наглядно изобилие режимов можно показать на существующем в настоящее время интерфейсе пилота с вычислительной системой самолетовождения (ВСС), в состав которой входит собственно компьютер ВСС и комплексный пульт управления и индикации (КПУИ). К этому же интерфейсу относится и экранная система индикации (ЭСИ) или комплексная система электронной индикации и сигнализации (КСЭИС).

На этом пульте для выполнения различных операций имеется 9 клавиш режимов и 6 клавиш подрежимов в каждом режиме, кроме того, в каждом подрежиме необходимо пользоваться наборным полем кнопок алфавита и цифровой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: