Стадии решения детьми задачи на пропорцию

Стадия Возраст Тип решаемых задач Используемая стратегия
1-я 3-4 • П Если в одном стакане есть сок, а в другом — нет, то крепче в первом
2-я 4-5 • ••па •••• а Если в первом стакане больше единиц сока, чем во втором, то в первом крепче
3-я 7-8 • •па •• •• оп а Если в первом стакане сока больше, чем воды, а во втором — нет, то в первом крепче
4-я 9-10 • •па а •• а ааа а Если разность между количеством воды и сока в первом стакане больше, чем во вто­ром, то в первом крепче
5-я 11-12 '••а ••••аа Сравнение пропорций между соком и водой в каждом стакане. Если пропорции не могут быть непосредственно сравнены, происходит возвращение к предыдущей стадии
6-я 13-14   Приведение к общему знаменателю, если один из знаменателей является множителем другого
7-я 15-18 Любая задача Вычисление общего знаменателя

9*


 

3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ



кать в столовой, — показали, что малень­кий ребенок не отличает мысли о предме­тах (мысль о шоколадке у Макси) от самих предметов (шоколадка).

Итак, некогда единая область исследо­вания развития интеллекта разбилась на множество «ветвей», между которыми трудно установить связь. Целью найти объ­единяющий принцип развития, утерянный вместе с доверием к теории Пиаже, зада­лись представители так называемого нео­структуралистского направления. Идея одного из вариантов неоструктурализма заключается в том, чтобы выявить не­сколько сфер когнитивного развития и установить его общие закономерные ста­дии если не между сферами, то хотя бы внутри их. Это попытался сделать гречес­кий психолог А. Деметриу, выделивший с использованием факторного и корреляци­онного анализа шесть различных областей развития интеллекта (табл 3.4).


первого и одного из наиболее авторитет­ных) — X. Паскуаль-Леоне [Pascual-Leone, 1989]. С его точки зрения, когнитивная система состоит из двух основных частей: набора схем и «тихих» операторов. Схемы Паскуаль-Леоне понимает в духе Пиаже, но распространяет это понятие и на репре­зентативный интеллект. Схемы делятся на несколько типов. Логологические ответст­венны за действия с дискретными элемен­тами, мереологические — с непрерывными. Управляющие определяют порядок приме­нения схем в контексте данной задачи, т. е. отвечают за выработку стратегии. Решение задач осуществляется за счет применения определенного набора схем. Однако, по мнению Паскуаль-Леоне, использование схем невозможно без «тихих» операторов, которые относятся к ним, как инженер­ное устройство компьютера (hardware) — к программному обеспечению (software). Операторы названы «тихими», поскольку


Таблица 3.4



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: