Стадия | Возраст | Тип решаемых задач | Используемая стратегия |
1-я | 3-4 | • П | Если в одном стакане есть сок, а в другом — нет, то крепче в первом |
2-я | 4-5 | • ••па •••• а | Если в первом стакане больше единиц сока, чем во втором, то в первом крепче |
3-я | 7-8 | • •па •• •• оп а | Если в первом стакане сока больше, чем воды, а во втором — нет, то в первом крепче |
4-я | 9-10 | • •па а •• а ааа а | Если разность между количеством воды и сока в первом стакане больше, чем во втором, то в первом крепче |
5-я | 11-12 | '••а ••••аа | Сравнение пропорций между соком и водой в каждом стакане. Если пропорции не могут быть непосредственно сравнены, происходит возвращение к предыдущей стадии |
6-я | 13-14 | Приведение к общему знаменателю, если один из знаменателей является множителем другого | |
7-я | 15-18 | Любая задача | Вычисление общего знаменателя |
9*
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
кать в столовой, — показали, что маленький ребенок не отличает мысли о предметах (мысль о шоколадке у Макси) от самих предметов (шоколадка).
|
|
Итак, некогда единая область исследования развития интеллекта разбилась на множество «ветвей», между которыми трудно установить связь. Целью найти объединяющий принцип развития, утерянный вместе с доверием к теории Пиаже, задались представители так называемого неоструктуралистского направления. Идея одного из вариантов неоструктурализма заключается в том, чтобы выявить несколько сфер когнитивного развития и установить его общие закономерные стадии если не между сферами, то хотя бы внутри их. Это попытался сделать греческий психолог А. Деметриу, выделивший с использованием факторного и корреляционного анализа шесть различных областей развития интеллекта (табл 3.4).
первого и одного из наиболее авторитетных) — X. Паскуаль-Леоне [Pascual-Leone, 1989]. С его точки зрения, когнитивная система состоит из двух основных частей: набора схем и «тихих» операторов. Схемы Паскуаль-Леоне понимает в духе Пиаже, но распространяет это понятие и на репрезентативный интеллект. Схемы делятся на несколько типов. Логологические ответственны за действия с дискретными элементами, мереологические — с непрерывными. Управляющие определяют порядок применения схем в контексте данной задачи, т. е. отвечают за выработку стратегии. Решение задач осуществляется за счет применения определенного набора схем. Однако, по мнению Паскуаль-Леоне, использование схем невозможно без «тихих» операторов, которые относятся к ним, как инженерное устройство компьютера (hardware) — к программному обеспечению (software). Операторы названы «тихими», поскольку
Таблица 3.4 |