double arrow

Социальная психология. Возможность четкой типологиздпии много­численных реально существующих групп по предложенным параметрам



возможность четкой типологиздпии много­численных реально существующих групп по предложенным параметрам.

В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных эта­пов, или стадий; ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия,

Американский психолог Б. Такмен (1965) предложил модель развития группы, основанную на выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: меж­личностной (эмоциональной) и деловой (инструментальной). В сфере деловой активности Такмен выделяет следующие стадии; I) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения; 2) эмо­циональные реакции, вызванные в ответ на требование, предъявляемое членам группы в связи с решением задач и проти­воречащее их собственным намерениям; 3) информационный обмен между участ­никами групповой деятельности с целью достигнуть более глубокого взаимопони­мания; 4) активные совместные действия по решению поставленной задачи. В сфере межличностной активности выделяются следующие стадии: 1) ориентация во взаи­моотношениях и поиск взаимоприемлемо­го поведения индивидов в группе; 2) «внут­ренний конфликт», связанный с наруше­нием взаимодействия и отсутствием един­ства в группе; 3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликта; 4) образование ролевой структуры группы, соответствую­щей содержанию групповой задачи и сло­жившимся межличностным отношениям. Изменения в выделенных сферах проте­кают взаимосвязанно, а противоречия меж­ду ними могут рассматриваться как меха­низмы группового развития (см.: Основы социально-психологической теории, 1995, с, 166-168).

Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, большинство психологов вы­деляют групповую сплоченность, или единство группы, в качестве одного из основных параметров развития малой


группы. Понятие «сплоченность* исполь­зуется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как уровень психологической общности, единство членов группы, тес­нота и устойчивость межличностных взаи­моотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Первые эмпирические ис­следования групповой сплоченности нача­лись в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л. Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действую­щих на членов группы с тем, чтобы удер­живать их в ней. При этом в качестве сил, удерживающих индивида в группе, рассмат­ривались эмоциональная привлекатель­ность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членст­вом в данной группе. Уровень сплочен­ности малой группы определяется частотой и устойчивостью коммуникативных связей в ней. Поэтому изучение групповой спло­ченности и влияние на нее, исходя из раз­виваемых Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуни­кации в группе.

В качестве основных методических под­ходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась ее эмоциональная оценка представителями группы с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаим­ной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относитель­ным числом (долей) взаимных положи­тельных выборов или позитивных эмоцио­нальных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, согласно взглядам Морено, является приведение в соответствие «мак­роструктуры» отношений, т. е. простран­ственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микро-


 

6,4. Психология малых групп



структурой», определяемой результатами социометрического исследования.

Другой теоретический подход к проб­леме групповой сплоченности был пред­ложен Т. Ньюкомом, который связал опре­деление групповой сплоченности с поня­тием «групповое согласие» (1965). Последнее Ньюком обозначал как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оце­нок) членов группы по отношению к зна-, чимым для них явлениям, событиям, людям. Сближение социальных установок, пред­ставлений и т. д. происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами в группе. Основным механиз­мом формирования групповой сплочен­ности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных устано­вок, мнений и т. д. Близким к данному подходу представляется понимание спло­ченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В. Пет­ровским и В.В. Шпалинским [1978], под которым подразумевается сходство, совпа­дение отношений членов группы к основ­ным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И. Дон­цова [1984] в качестве основного показа­теля сплоченности рассматривалось сов­падение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мо­тивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности.

Феномен совместной трудовой деятель­ности исследовался в лаборатории соци­альной психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными пара­метрами уровня целостности (интегриро-ванности) группы выступают плотность функциональных связей между се членами, уровень функциональной взаимосвязан­ности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода к исследованию психологии трудового кол­лектива [Журавлев и др. (ред.), 1988] сфор­мулировано положение о множественности


(или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъ­ект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. С этих пози­ций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основаниям. Развитие кол­лектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов диф­ференциации и интеграции, причем один из них яачяется ведущим на каждой кон­кретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований диффе­ренциации и интеграции, которая опреде­ляет и смену стадии развития коллектива.

6,4.3. Взаимодействие индивида и малой группы

Исследование взаимодействия инди­вида и малой группы связано, с одной сто­роны, с изучении группового давления, т. е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и по­ведение индивида, а с другой — с изуче­нием закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т. е. с изучением феномена лидерства.

Первые экспериментальные исследова­ния в этой области были посвящены изу­чению влияния присутствия группы и груп­пового взаимодействия на протекание пси­хических процессов индивида (В. Меде, 1920: Ф. Олпорт, 1924; В.М. Бехтерев, 1928). Обобщение результатов этих, а также после-дуюших исследований позволило Н.Н. Обо-зову [Социальная психология, 1979] сделать следующие выводы. В условиях присутст­вия других лиц у индивидов снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обо­нятельная, кинестетическая), объем и кон­центрация внимания, точность выполне­ния простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей, — т. е. характеристики точности (качества) пси­хической деятельности. Повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: