Социальная психология. Структура группы — это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписа­ниями (должностными инструкциями



структура группы — это совокупность связей и отношений между членами группы, определяемая формальными предписа­ниями (должностными инструкциями, иерархической структурой организации и т. д.). Неформальная структура группы — это реально складывающаяся в организа­ции структура связей, коммуникаций и влияния. Наличие в группе функциональ­ной структуры, т. е. распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности <в том числе функций руководства и ис­полнения), является отличительным при­знаком организованных групп, в отличие от стихийно сложившихся, взаимо­действие в которых между людьми носит стихийный, неупорядоченный характер.

В социально-психологических исследо­ваниях малых групп наиболее часто выде­ляют и анализируют социометрическую и коммуникативную структуры группы, а также структуру власти и влияния. Социо­метрическая структура группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочте­ниями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Дж. Морено [1958], В основе социометри­ческой структуры группы лежат эмоцио­нальные отношения симпатии и антипа­тии, феномены межличностной привлека­тельности и популярности. Основными характеристиками соцометрической струк­туры группы являются: характеристики социометрического статуса членов группы, т. е. положения, которые они занимают в системе межличностных выборов; харак­теристики взаимных эмоциональных пред­почтений и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены которых свя­заны отношениями взаимных выборов. Существенная характеристика группы, получаемая по результатам социометричес­кого опроса, — это число взаимных выбо­ров и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы).

Коммуникативная структура группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основные характеристики комму-


никативной структуры группы; положе­ние, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получе­нию и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей н группе; тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»). В экспериментах А. Бейвелиса и Г. Ливитта было показано, что централи­зованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, занимающего центральную позицию) способствуют более быстрому решению задач, а децентрали­зованные коммуникативные сети типа «круг» — более высокой удовлетворенности членов группы. В исследованиях К. Фашо и С. Московичи (1958) обнаружено, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочти­тельны централизованные сети, а для ре­шения сложных задач, требующих твор­ческих усилий, — децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых со­ответствовали характеру решаемых задач. Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность свя­зей между ее членами, характеризуемых направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. Основные характерис­тики структуры социальной власти и влия­ния: системы связей, лежащих в основе руководства группой (если речь идет о формальной организованной группе) и неофициального (неформального) влия­ния, выраженного феноменом лидерства.

6.4.2. Развитие малой группы

Психологические механизмы формиро--вания (возникновения, образования) ма­лых групп могут существенно различаться в зависимости от того, о каком классе групп идет речь. Образование формальных групп, выступающих структурными эле­ментами социальных организаций и ин­ститутов, происходит, как правило, вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках дан­ной конкретной группы. В этом случае


 

6.4. Психология малых групп



более правильно говорить о механизмах вхождения, или включения, индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов отно­сится н первую очередь привлекательность данной конкретной группы для индивида. Однако вхождение индивида в ту или иную формальную группу обычно определяется интересами и потребностями, не связан­ными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данны­ми людьми. Этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или зна­чимым кругом общения), исследованный американским психологом Д. Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.

Неформальные группы, напротив, об­разуются преимущественно на основе по­требностей индивидов в общении, учас­тии, принадлежности и т. д. Поэтому в их возникновении большую роль играют пси­хологические механизмы эмоциональной привлекательности, психологической сов­местимости индивидов. К. числу более универсальных психологических механиз­мов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психо­логической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, иденти­фикация.

В концепции Л.И. Уманского (1980) поэтапное развитие группы представляет­ся как последовательная смена стадий, характеризующихся качественными раз­личиями в степени выраженности таких параметров, как направленность, органи­зованность, подготовленность, интеллек­туальная, эмоциональная и волевая комму­никативность. Целостными характеристи­ками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая актив­ность. Развитие группы происходит и кон­тинууме, «высшую точку» которого зани­мает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством, организованностью, подготов­ленностью и психологической комму­никативностью, а «низшую точку» этого развития представляет группа-конгломе-


рат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых от­сутствуют все названные параметры. В предложенном континууме автор вы­деляет узловые точки основных этапов развития группы как коллектива: номи­нальная группа, характеризующаяся внеш­ним формальным объединением вокруг предписанных социальных задач; группа-ассоциация, которую отличает начальная межличностная интеграция; группа—коопе­рация, которой свойственна интеграция не только в сфере межличностных, но и де­ловых отношений; группа-автономия, об­ладающая высоким внутренним единством по всем основным параметрам внутригруп-повой активности. Именно на этом этапе возможна изоляция группы, ее концент­рация на узкогрупповых целях и превра­щение в группу—корпорацию. Отличитель­ной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более общие социально значимые цели. Динамика коллективооб-разования — сложный процесс, включаю­щий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пре­бывания на одном и том же уровне и даже его снижения.

В психологической теории коллектива, разрабатываемой А.В. Петровским 11978), развитие группы идет по двум основным критериям: по степени опосредствован-ности межличностных отношений содер­жанием совместной деятельности и ее общественной значимости. По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей, не связанных совместной деятельностью) до высокоорганизованных групп, межлич­ностные отношения в которых максимально подчинены целям совместной деятель­ности и опосредствованы ею. По второму критерию можно выделить группы с по­ложительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы харак­теризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что преду­сматривает возможность регрессивного изменения отношений (изменение соци­альной направленности с позитивной на негативную или узкогрупповую) и дает


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: