double arrow

И классификации явления)

Уровни исследования Структурные элементы процесса
Участник(и) Источник, причина, цель конфликта, их осознание Форма взаимодействия (динамика) Физическая и социальная среда Последствия
Социально-философский Общественно-экономическая формация (классы) Противоречие между способом производства и общественными отношениями Диалектика един­ства и борьбы противоположнос­тей: эволюцион­ный-революцион­ный скачок Уровень разви­тия науки и техники, общественно-политическая надстройка Смена обществен­но-экономической формации
Социологический Большие общности: классы, расовые и этнические группы, нации, государства Классовые, этни­ческие, расовые, межгосударст­венные противо­речия, типологи­ческие характе­ристики общнос­тей Отдельные выступления, бунт, переговоры, революционная борьба Материальные, социальные, интеллектуаль­ные ресурсы и значимые другие Изменение или неизменение «позиции» в соци­альной структуре общества
Социально-психологический Организация, группа, диада Объективные противоречия материальною производства, различия груп­повых интересов, типологические и личностные характеристики Регулируемая-нерегулируемая; мирная-агрессив­ная; направленная на дефицитный объект — на кон­курента и т. д. То же самое Изменение или неизменение ма­териальных усло­вий совместной деятельности, «по­зиций» индивидов и групп в структу­ре, адаптация к наличным услови­ям, эскалация конфликта
Индивидуально-психологический Индивид Противоречия типа «субъективное-объективное»; «индивидуаль­ное-обществен­ное»; типологи­ческие и индиви­дуальные харак­теристики лич­ности Уход, компромисс, принуждение, сглаживание, конфронтация То же самое Достижение-недостижение цели

борьбы, игры, дебаты; полностью неструк­турированные, частично структурирован­ные, полностью структурированные и ре­волюционные конфликты.

Другая ориентация в категоризации конфликтных явлений, развиваемая в по­следнее время, связана с адисциплинар-ным подходом, в котором первостепенным признается положение об объяснительном потенциале человеческих потребностей и подход к анализу конфликта как систем­ного явления. Была предложена классифи­кация видов конфликтов, основанная на дифференциации психологических при­чин: «споры», «конфликты» и «проблемы управления». Утверждается, что эти явле­ния возникают по разным психологичес­ким причинам. Следовательно, они должны разрешаться посредством различных про-


цессов урегулирования и разрешения. В основе споров лежат интересы людей. В основе конфликтов — столкновения ба­зовых социальных потребностей сущест­вования. В основе проблем организации и управления — разные представления о средствах достижения совпадающих целей и интересов.

Для этих трех типов противоречий предлагаются и различные типы процес­сов их преодоления: споры — с исполь­зованием власти на основе юридических и социальных норм; конфликты — с по­мощью методов, опирающихся на прин­ципы разрешения проблем или так назы­ваемые проблемно-ориентированные ме­тоды; проблемы управления — с помощью проведения дискуссий, доказательств и аргументации, улучшения коммуникации.


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Системный подход позволяет преодоле­вать концептуальные и терминологические разногласия психологов и социологов в отношении содержательной дефиниции и типологии конфликта. Предложенная кон­цептуальная схема социального конфликта задает методологическую ориентацию для отражения и учета системности явления в теории и практике исследований.

Это предполагает необходимость учета: 1) уровней анализа конфликта; 2) отражен-ности фундаментального признака кон­фликта — факта существования какой-либо формы противоречия; 3) специфики самих структурных элементов конфликта.

Проблема методов исследования и раз­решения конфликтов. В исследовании со­циального конфликта на разных уровнях применяется весь арсенал методов соци­альной психологии — от лабораторного эксперимента до полевых исследований.

В зависимости от того, что анализиру­ется — условия, дающие начало конфликт­ному процессу, или сам процесс, — можно выделить две группы методов — лабора­торные и полевые.

Доминирующими среди лабораторных методов, несомненно, являются процедуры, основанные на модели игр с «ненулевой суммой», заимствованной психологами из математической теории игр (подробнее см. [Соснин, 1979]). Представление социаль­ного взаимодействия в качестве матрицы возможных исходен оказалось удобным инструментом для описания в абстрактной форме различных видов социальных свя­зей и стимулировано огромное число экс­периментальных исследований, особенно на основе модели «Дилемма узника*. Так­же широко используются групповые лабо­раторные эксперименты, главным образом изучающие особенности групповой дина­мики в условиях конфликта и сотрудни­чества. Менее распространенными среди лабораторных методов являются методы лабораторного моделирования. К этому методу условно можно отнести метод ла­бораторного тренинга, имеюший бесчис­ленное множество модификаций. Но он, как правило, применяется в комплексных программах полевых исследований и са­мостоятельного значения в исследовании конфликтов не имеет.


Если говорить о полевых методах, то можно выделить эксперименты по обсле­дованию контингентов испытуемых в ре­альных условиях и методы получения и анализа объективных показателей (доку­менты, результаты деятельности и т. п.). В рамках «организационного развития» решаются одновременно три взаимосвя­занных вопроса: улучшение группового функционирования, климата и внедрения «конструктивных» моделей разрешения конфликтов.

Процедуры измерения, применяемые при изучении конфликтов. Условно следует раз­личать два аспекта: показатели измерений и оперативные процедуры, используемые для получении данных. Можно выделить показатели измерений: индивидуальный, групповой и организационный (психоло­гические и поведенческие компоненты). По операциональным процедурам применя­ются субъективные отчеты и наблюдения, а также анализ объективных показателей.

В лабораторных экспериментах и в полевых исследованиях методы измерений используются в разных сочетаниях. Однако практика исследований показывает, что в лабораторных экспериментах доминирует наблюдение, в полевых — субъективные отчеты.

Каковы проблемы и трудности, возни­кающие при анализе конфликтов в лабо­ратории и полевых исследованиях? В целом они сводятся к тому, что полевые иссле­дования имеют тенденцию максимально «приближаться» к реальности за счет точ­ности и внутренней валидности. В ла­бораторных экспериментах наблюдается противоположная тенденция — максими­зировать точность за счет «реализма» и внешней валидности.

Применение лабораторного экспери­мента в качестве метода исследований конфликта имеет свои специфические трудности: 1) достаточно жесткое ограни­чение уровней интенсивности конфликта; 2) ограничение видов конфликтных усло­вий; 3) когнитивная и эмоциональная оценка участниками конфликта степени потенциальной угрозы в конфликтной ситуации. Иначе говоря, это вопрос о том, возможно ли вообще восприятие и осозна-


 

6.4. Психология малых групп



ние угрозы в искусственно созданной си­туации.

Последняя проблема создает наиболь­шие трудности в практическом использо­вании результатов экспериментов из-за их слабой внешней валидности. Модель игр с «ненулевой суммой», превалирующая в лабораторных исследованиях конфликтов, в этом отношении довольно уязвимый алгоритм, если учесть, что в эксперимен­те матрица исходов жестко детерминирует как сами исходы, так и формы их интен­сивности, которые трудно приблизить к реальности.

Наконец, о методических трудностях, связанных с вопросами измерения. Слож­ность происходит из более обшей дилем­мы методов в социальной психологии, которая особенно сказывается на иссле­дованиях конфликтных явлений. Эта ди­лемма — попытка в одной серии исследо­ваний «максимизировать» две взаимно ис­ключающие тенденции — стандартизацию и возможность обобщения. С одной сто­роны, если в каждой серии исследований использовать разные наборы испытуемых, процедуры измерения и методы варьиро­вания ситуаций, их результаты невозможно сравнивать. С другой стороны, если в се­риях исследований используются одни и те же процедуры измерений независимых переменных и варьирования ими, мы стал­киваемся с обратной стороной проблемы. Результаты этих работ сравнимы, допус­кают обобщения, но они ограничены только изученными конфликтными явлениями и тем конкретным методом измерения, который был применен.

Степень генерализации полевых иссле­дований конфликта во многом также имеет ограничения, так как доминирующим ви­дом его измерения являются субъективные отчеты.

Для преодоления трудностей предпри­нимаются усилия по разработке стандарт­ных систем кодирования конфликтного поведения. Практическая разработка этого метода действительно может оказаться достаточно перспективной, поскольку как


инструмент измерения он свободен от выше отмеченных недостатков, присущих субъективным методам сбора данных.

Правильная разработка методов может обеспечить наиболее объективные данные о конфликтном поведении людей как в ла­бораторных, так и естественных условиях.

Методы разрешения конфликтов. Кон­фликты могут разрешаться на межличност­ном и групповом уровнях. Межличност­ный уровень — это форма разрешения конфликтов на групповых уровнях.

Основной формой разрешения кон­фликтов на всех уровнях является процесс ведения целенаправленных бесед или пе­реговоров непосредственно между субъек­тами конфликта либо с участием третьей стороны или посредников. В исследо-ва-тельской прикладной практике сущест­вуют множество модификаций и класси­фикационных схем методов урегулиро­вания конфликтов на всех уровнях и огромное количество соответствующей литературы.

Особое внимание следует уделить сле­дующим источникам: по технике кон­фликтного поведения на межличностном уровне [Соснин, 1993, 1996]; по методам урегулирования конфликтов на групповых уровнях [Burton, Ducke, 1990]. Эта моно­графия изданный момент является самой полной и исчерпывающей работой, в ней содержится современное представление по проблеме методов разрешения и урегу­лирования конфликтов. Много полезного по технологиям разрешения конфликтов можно найти в монографии Е.И. Степа­нова (1996), в которой эта тема нашла до­статочно солидное освещение. Кроме того, в ней имеется обширная библиография.

Наиболее полным и глубоким источ­ником на русском языке по проблеме ве­дения переговоров является монография В. Мастенбрука (1996), в которой дан об­ширный анализ литературы по данной теме и выработаны обоснованные прин­ципы и технологии ведения переговоров на групповых уровнях разрешения кон­фликтов.


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Список литературы

Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии//Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: кон­фликт! Новосибирск, 1989.

Буева Л.П. Социальная среда и сознание лич­ности. М., 1968.

Волков И.П. Социометрические методы в со­циально-психологических исследованиях. Л., 1970.

Гостев А.А., Соснин В.А., Степанов Е.И. На путях становления отечественной конфликтологии //Психол.журн. 1996. Т. 17, № 1. С. 110-128.

Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992.

Десев Л. Психология малых групп: Социал. иллюзии и проблемы. М.: Прогресс, 1979.

Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе/Отв. ред. А.Л. Журавлев. М., 1996.

Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.

Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. Психо­логия малой группы. М., 1991.

Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-пресс, 1995.

Коллектив и личность/Под ред. К.К. Платонова. М., 1975.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотноше­ний в малых группах. Минск, 1976.

Мастенбрук У. Управление конфликтными си­туациями и развитие организации. М.: ИНФРА-М, 1996.

Методики социально-психологического исследо­вания личности и малых групп/Отв. ред. А.Л. Журав­лев, Е.В.Журавлева. М.: ИП РАН, 1995.

Методики социально-психологической диагнос­тики личности и группы/Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. М., 1990.

Методология и методы социальной психологии/ Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1977.

Морено Д. Социометрия. М., 1958.

Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984.

Общение и оптимизация совместной деятельно­сти/Под ред. Г.М.Андреевой, Я. Яноушека. М.: МГУ, 1987.

Основы социально-психологической теории/Под ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова. М., 1995.

Парыгин Б.Д. Основы социально-психологи­ческой теории. М., 1971.

Петровский В.А., Шпалинский В.В. Соци­альная психология коллектива. М., 1978.


Платонов Ю.П. Психология коллективной дея­тельности: теорет.-методолог, аспект. Л., ЛГУ, 1990.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и исто­рия. М., 1979.

Психологическая теория коллектива/Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

Робер М.-А., Тильман Ф. Психология инди­вида и группы. М., 1988.

Совместная деятельность: методология, теория, практика/Отв. ред. А.Л.Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М., 1988.

Совместная деятельность: методы исслед. и уп-равления/Отв. ред. А.Л.Журавлев. М., 1992.

Соснин В.А. Исследования социального кон­фликта в социальной психологии США: Дис.... канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1979.

Соснин В.А. Пунаев П.А. Как стать хозяи­ном положения: Анатомия человеческого общения: Пособие практ. психолога. М.: ИП РАН, 1996.

Соснин В.А. Конфликта модели//Экциклопеди-ческий социологический словарь. М., 1995. С. 309-310.

Соснин В.А. Переговорный процесс: теорет. и практ. проблемы преодоления конфликтных ситуаций/ /Анализ и прогноз межнациональных конфликтов в России и СНГ. М.: Рос. независ. ин-т соц. и нац. про­блем, 1994.

Соснин В.А. Урегулирование и разрешение конфликтов: проблема посредничества в прикладной исслед. практике Запада//Психол.журн. 1994. Т. 15, № 4. С. 130-141.

Социальная психология/Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова. Л., 1979.

Социально-психологические методы практичес­кой работы в коллективе: диагностика и воздейст-вие/Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Хащенко. М., 1990.

Социально-психологические проблемы бригад­ной формы организации труда/Отв. ред. Е.В. Шоро­хова, А.Л.Журавлев. М., 1987.

Социально-психологические проблемы производ­ственного коллектива/Отв. ред. Е.В. Шорохова и др. М., 1983.

Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: Методолог, теорет., технол. проблемы. М., 1996

Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

Burton J. Conflict: resolution and prevention. N.Y., 1990.

Burton J.W., Ducke S.F. Conflict: Practices in management and resolution. N.Y., 1990.

Deutsch M. Resolution of conflict: Constructive and destructive processes. N.Y., 1972.

Mayo E. The human problems industrial civilization. N.Y., 1933.


 

6.5. Психология межгрупповых отношений



6.5. Психология межгрупповых отношений

, Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в со­циальной психологии. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаи­модействия, прежде всего — межгруппо-иой агрессии представлены в работах та­ких классиков, как Г. Лебон (1896) и У. Макдугал (1908). Однако регулярные эмпирические (в том числе — экспери­ментальные) исследования в этой области начались уже в послевоенные годы. Одну из причин этого специалисты видят в спе­цифике самого объекта исследований, который является традиционным для социологической науки. Между тем поста­новка проблемы межгрупповых отноше­ний как социально-психологической име­ет исключительное значение для теории и методологии. Рассматривая специфику предмета социальной психологии, Б,Ф. Порш-нев (1979) отмечает, что социальная пси­хология только тогда может претендовать на статус самостоятельной научной дис­циплины, когда исходной единицей психо­логического анализа станут не отношения между индивидами, а отношения между общностями.

Поршнев считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуально-психо­логического исследования, является общ­ность, понимаемая не только как социаль­ное объективное, но и как субъективное психологическое объединение людей. Об­щая теория социальной психологии, по мне­нию Поршнева, не что иное, как всесторон­ний психологический анализ этого цент­рального понятия — понятия общности.

В качестве психологической первопри­чины образования обшности Поршнев выделяет не межличностные отношения и взаимодействия, складывающиеся между отдельными индивидами и объединяющие людей в группы, а межгрупповые отноше-


ния, строящиеся по типу противопостав­ления и обособления, на основе которого формируется групповое самосознание и чувство общности.

Обособление отдельной социальной общности, даже противопоставление ее другим, по мнению автора, — необходи­мое условие и изначальный импульс объ­единения людей к их познанию себя как общности: «Субъективная сторона всякой реально существующей общности, всякого коллектива конституируется путем этого двуединого или двустороннего психологи­ческого явления, которое мы обозначили выражением «мы» и «они», путем отличе­ния от других общностей, коллективов, групп вовне и одновременного уподобле­ния в чем-либо людей друг другу внутри» [Поршнев, 1979, с. 107]. Процесс уподоб­ления и процесс обособления, как счи­тает Поршнев, взаимно противоположны, но в то же время они взаимодействуют, находятся в разнообразнейших сочета­ниях.

Объединение людей в общности, про­текающее как процесс обособления и про­тивопоставления внешнему социальному окружению с одновременным уподобле­нием и единением общности внутри, яв­ляется универсальным социально-психо­логическим механизмом, посредством которого реализуются и воспроизводятся отношения между социальными группами, т. е. общественные отношения. При этом социально-психологические общности, или «сцепления», по меткому определению автора, выражены своеобразной формой, которая в конкретных экономических и общественно-исторических условиях на­полняется объективным общественным содержанием.

Производственно-экономические и об­щественно-политические условия, обуслов­ливающие необходимость объединения и взаимодействия между людьми для выпол­нения совместной деятельности, а также необходимость взаимодействия между этими группами людей, служат объективной основой, базисом, на котором действует механизм межгрупповых отношений.


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГ^=>




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: