double arrow

Современная психология



трудовых коллективов становятся эконо­мические отношения совместной группо­вой собственности {на арендной основе). При переходе к коллективной форме соб­ственности в арендных подразделениях отмечается усиление выраженности ка­честв и отношений, свидетельствующих о возрастании тенденции внутригрупповой интеграции. Оно выражалось в усилении эмоциональной приверженности работни­ков к своему коллективу, повышении удов­летворенности своей принадлежностью к нему. Вместе с тем в отношениях между арендными подразделениями отмечалось увеличение частоты конфликтов, проявле­ний недоброжелательности, враждебности, снижение готовности к сотрудничеству, согласованному решению спорных вопро­сов. Эти явления свидетельствуют об эф­фекте межгрупповой дезинтеграции, со­провождающей переход к новым произ­водственно-экономическим отношениям. При этом были эмпирически установле­ны различия в динамике социально-пси­хологических отношений внутри арендных подразделений и между ними, что позво­лило сделать вывод о гетерохронности и относительной независимости процессов дифференциации и интеграции на внутри-и межгрупповом уровне. Так. показатели, свидетельствующие о внутригрупповой интеграции, значительно возросли от пер­вого этапа исследования ко второму, а за­тем несколько снизились к третьему, в то время как тенденция усиления межгруп­повой конфликтности сохранялась на про­тяжении всего исследования.

Результаты межгруппового сравнения и оценки показали, что в процессе межгруп­пового взаимодействия в отношениях меж­ду первичными коллективами активизи­руются процессы межгрупповой диффе­ренциации. Это проявляется в усилении субъективно воспринимаемых различий между «своим» и «другими» коллективами. На всех этапах исследования отмечается предпочтение группы членства, которое, однако, постепенно снижается, что сви­детельствует о повышении адекватности межгруппового сравнения и оценки.

Процессы межгруппового сравнения и оценивания выполняют по крайней мере



6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



две различные функции в обеспечении жизнедеятельности коллективов: адекват­ное межгрупповое сопоставление, важное для осуществления нормального взаимо­действия коллективов (какую бы форму — кооперативную или конкурентную — это взаимодействие ни принимало); и эмоци­ональная приверженность к своему кол­лективу (и связанная с ней переоценка привлекательности своего коллектива), необходимая для обеспечения его психо­логической общности.

Список литературы

Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии// Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2




Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социал.-психолог, проблемы. М., 1990.

Агеев B.C. Психология межгрупповых отноше­ний. М., 1983.

Журавлев А.Л., Позняков В.П. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности//Психол. журн. 1992. Т. 13, № 4. С. 24-32.

Краткий психологический словарь. М.: Политиз­дат, 1985.

Кузнецов А.Н. Об одном возможном подходе в исследовании проблем межгрупповой активности //Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль, 1976. С. 78-86.

Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов//Психол. журн. 1986. Т. 7, № 2. С. 41-50.

Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: со­циал.-психолог, анализ. М., 1995.


Петтигрю Т.Ф. Расовые отношения в Соеди­ненных Штатах Америки: социолог, перспектива// Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972. С. 314-329.

Позняков В. П. Социально-психологические от­ношения в трудовом коллективе в условиях измене­ния форм собственности//Совместная деятельность: методы исследования и управления. М.: ИП РАН, 1992. С. 140-165.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и исто­рия. 2-е изд. М.: Наука, 1979.

Стефаненко Т. Е. Социальные стереотипы и межэтнические отношения//Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1987. С. 242-250.

Сушков И.Р. Исследования приверженности к группе в условиях производственной организации// Психол.журн. 1988. Т. 9, № 2. С.144-148.

Сушков И.Р. Совместная деятельность групп в организциии//Совместная деятельность: методология, теория, практика/Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихи-рев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 76-87.



Этнические стереотипы поведения/Под ред. А.К. Байбурина. Л.: Наука, 1985.

Adorn о T.W. The authoritarian personality. N.Y, 1950.

Alport G.W. The nature of prejudice. Cambridge, 1954.

Berkowitz I. Aggression: a social psychological analysis. N.Y., 1962.

Pettigrew T.F. Personality and socio-cultural factors in integroup attitudes: a cross national comparison//J. Conff. Resol. 1958. V. 2.

Sherif M., Sherif C.W. Groups in harmony and tension. N.Y., 1953.

Sherif M. Group conflict and cooperation: their social psychology. N.Y., 1966.

Stephan W.G. Intergroup relations//Handbook of social psychology. 1985. V. 2. P. 599-658.

Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict//The social psychology of intergroup relations. Montrey, Calif., 1979.

Turner J.C., Giles H. (eds.). Intergroup beha­viour. Oxford, 1984.



6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления



6.6. Психология больших

социальных групп

и массовые психические явления

6.6.1. Теоретические проблемы исследования больших социальных

групп

Каждый человек с рождения включен ц различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и профес­сиональные группы. Изучение психологи­ческих процессов в этих общностях состав­ляет одну из задач социальной психоло­гии. Исследователи давно обратили вни­мание на эти явления. Собственно зарож­дение социальной психологии связано с исследованием духа народа, «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психо­логия толпы, психология масс, социаль­ных движений и др.). Социальные группы на Западе и в России были объектом со­циологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию ма­лых групп. Изучением больших социаль­ных групп, их психологических особеннос­тей занимались прежде всего марксистски ориентированные ученые, исключая, мо­жет быть, исследование толпы, паники. В отечественной психологии внимание исследователей привлекал ряд общих — теоретических и методологических — про­блем, а также характеристика психологи­ческих особенностей классов, наций, воз­растных и профессиональных групп.

Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М.Андреева, А.И. Горячева, М.Г Макаров, ГГ. Дилигенский, О.И. Зото­ва, В.В. Новиков, Е.В. Шорохова, Е.С. Кузь­мин, И.Т.Левыкин, А.Р. Лурия, Б.Д. Пары-гин, Б.Ф. Поршнев, В.В. Шаронов и др.

Виды больших социальных групп. Су­ществуют два вида общностей людей, ко­торые определяют специфические соци­ально-психологические особенности групп. Основанием групп первого вида служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, ко­торое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений,


положение, детерминированное общест­венным разделением труда. Основанием для выделения нации как общности слу­жит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. При­надлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она опре­делена объективно. К другому типу общнос­тей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознатель­ного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Приме­рами таких общностей являются ассоциа­ции, партии, конфессиональные группы, общественные движения. Разделяя боль­шие группы на эти дна класса, ГГ.Дили­генский [1975] использует понятие психо­логической общности. Для уяснения сущ­ности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева [1974, 1979] о разделении людей на «мы* и «они» в процессе исторического разви­тия человечества.

В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процес­сам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общ­ность — первичное основание.

Большие социальные группы класси­фицируются по разным признакам.

По времени различаются длительно существующие большие группы — классы, нации и коротко существующие — митинги, аудитории, толпа. По характеру органи­зованности—неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возни­кает стихийно (толпа), другие организу­ются сознательно (партии, ассоциации).

По примеру классификации малых групп можно говорить об условных и ре­альных группах. Существенным считается признак контактности, взаимодействия. Половозрастные, профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания. Большие группы могут быть



Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: