трудовых коллективов становятся экономические отношения совместной групповой собственности {на арендной основе). При переходе к коллективной форме собственности в арендных подразделениях отмечается усиление выраженности качеств и отношений, свидетельствующих о возрастании тенденции внутригрупповой интеграции. Оно выражалось в усилении эмоциональной приверженности работников к своему коллективу, повышении удовлетворенности своей принадлежностью к нему. Вместе с тем в отношениях между арендными подразделениями отмечалось увеличение частоты конфликтов, проявлений недоброжелательности, враждебности, снижение готовности к сотрудничеству, согласованному решению спорных вопросов. Эти явления свидетельствуют об эффекте межгрупповой дезинтеграции, сопровождающей переход к новым производственно-экономическим отношениям. При этом были эмпирически установлены различия в динамике социально-психологических отношений внутри арендных подразделений и между ними, что позволило сделать вывод о гетерохронности и относительной независимости процессов дифференциации и интеграции на внутри-и межгрупповом уровне. Так. показатели, свидетельствующие о внутригрупповой интеграции, значительно возросли от первого этапа исследования ко второму, а затем несколько снизились к третьему, в то время как тенденция усиления межгрупповой конфликтности сохранялась на протяжении всего исследования.
|
|
Результаты межгруппового сравнения и оценки показали, что в процессе межгруппового взаимодействия в отношениях между первичными коллективами активизируются процессы межгрупповой дифференциации. Это проявляется в усилении субъективно воспринимаемых различий между «своим» и «другими» коллективами. На всех этапах исследования отмечается предпочтение группы членства, которое, однако, постепенно снижается, что свидетельствует о повышении адекватности межгруппового сравнения и оценки.
Процессы межгруппового сравнения и оценивания выполняют по крайней мере
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
две различные функции в обеспечении жизнедеятельности коллективов: адекватное межгрупповое сопоставление, важное для осуществления нормального взаимодействия коллективов (какую бы форму — кооперативную или конкурентную — это взаимодействие ни принимало); и эмоциональная приверженность к своему коллективу (и связанная с ней переоценка привлекательности своего коллектива), необходимая для обеспечения его психологической общности.
Список литературы
Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии// Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. № 2
|
|
Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социал.-психолог, проблемы. М., 1990.
Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
Журавлев А.Л., Позняков В.П. Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности//Психол. журн. 1992. Т. 13, № 4. С. 24-32.
Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.
Кузнецов А.Н. Об одном возможном подходе в исследовании проблем межгрупповой активности //Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов. Ярославль, 1976. С. 78-86.
Кцоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов//Психол. журн. 1986. Т. 7, № 2. С. 41-50.
Лебедева Н.М. Новая русская диаспора: социал.-психолог, анализ. М., 1995.
Петтигрю Т.Ф. Расовые отношения в Соединенных Штатах Америки: социолог, перспектива// Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972. С. 314-329.
Позняков В. П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности//Совместная деятельность: методы исследования и управления. М.: ИП РАН, 1992. С. 140-165.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2-е изд. М.: Наука, 1979.
Стефаненко Т. Е. Социальные стереотипы и межэтнические отношения//Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: МГУ, 1987. С. 242-250.
Сушков И.Р. Исследования приверженности к группе в условиях производственной организации// Психол.журн. 1988. Т. 9, № 2. С.144-148.
Сушков И.Р. Совместная деятельность групп в организциии//Совместная деятельность: методология, теория, практика/Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихи-рев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1988. С. 76-87.
Этнические стереотипы поведения/Под ред. А.К. Байбурина. Л.: Наука, 1985.
Adorn о T.W. The authoritarian personality. N.Y, 1950.
Alport G.W. The nature of prejudice. Cambridge, 1954.
Berkowitz I. Aggression: a social psychological analysis. N.Y., 1962.
Pettigrew T.F. Personality and socio-cultural factors in integroup attitudes: a cross national comparison//J. Conff. Resol. 1958. V. 2.
Sherif M., Sherif C.W. Groups in harmony and tension. N.Y., 1953.
Sherif M. Group conflict and cooperation: their social psychology. N.Y., 1966.
Stephan W.G. Intergroup relations//Handbook of social psychology. 1985. V. 2. P. 599-658.
Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict//The social psychology of intergroup relations. Montrey, Calif., 1979.
Turner J.C., Giles H. (eds.). Intergroup behaviour. Oxford, 1984.
6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления
6.6. Психология больших
социальных групп
и массовые психические явления
6.6.1. Теоретические проблемы исследования больших социальных
групп
Каждый человек с рождения включен ц различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием духа народа, «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др.). Социальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Изучением больших социальных групп, их психологических особенностей занимались прежде всего марксистски ориентированные ученые, исключая, может быть, исследование толпы, паники. В отечественной психологии внимание исследователей привлекал ряд общих — теоретических и методологических — проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп.
Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М.Андреева, А.И. Горячева, М.Г Макаров, ГГ. Дилигенский, О.И. Зотова, В.В. Новиков, Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, И.Т. Левыкин, А.Р. Лурия, Б.Д. Пары-гин, Б.Ф. Поршнев, В.В. Шаронов и др.
|
|
Виды больших социальных групп. Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием групп первого вида служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений,
положение, детерминированное общественным разделением труда. Основанием для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения. Разделяя большие группы на эти дна класса, ГГ. Дилигенский [1975] использует понятие психологической общности. Для уяснения сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева [1974, 1979] о разделении людей на «мы* и «они» в процессе исторического развития человечества.
В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность — первичное основание.
Большие социальные группы классифицируются по разным признакам.
По времени различаются длительно существующие большие группы — классы, нации и коротко существующие — митинги, аудитории, толпа. По характеру организованности—неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).
|
|
По примеру классификации малых групп можно говорить об условных и реальных группах. Существенным считается признак контактности, взаимодействия. Половозрастные, профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания. Большие группы могут быть