double arrow

Социальная психология. Хических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития



хических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Обстоятельная характеристика общественных настроений содержится в работах Б.Д. Парыгина [Парыгин, 1966]. В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуаль­ными, он выделяет: гораздо большую со­циальную, чем индивидуальную, обуслов­ленность; коллективное настроение — продукт всей системы социальных (эконо­мических, политических, идеологических) отношений, высокая степень социальной детерминированности. В них фактор фи­зического самочувствия отступает на зад­ний план перед социальным фактором (условиями материальной жизни людей, их отношениями на производстве, в быту и т. д.).

Деятельностью сферу психологии больших групп составляет коллективная деятель­ность а групповое поведение. Для деятель­ности больших социальных групп специ­фическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначе­нию существенно различаются профессио­нальная деятельность, обшественная дея­тельность, социальные движения.

Формы проявления психологин больших групп. Все четыре сферы психологии боль­ших социальных групп органически взаи­мосвязаны. Их своеобразное сочетание в конкретных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:

1) как характеристика типичной лич­ности представителя определенной общ­ности;

2) как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).

Психический склад — наиболее устой­чивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных обшнос-тей.

Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той сис­темы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер


с определенной логикой и последователь­ностью детерминирует одну линию пове­дения, одни поступки и исключает другие.

Традиции — это исторически сложив­шиеся под влиянием определенных усло­вий жизни узаконенные способы воспро­изведения исторически сложившихся пра­вил, норм поведения, отношений людей.

Другим составным элементом психичес­кого склада общности являются обычаи — прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного на­рода правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общест­венно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный на­родный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, при­учает уважать их. Он воспитывает опреде­ленное отношение к группе, к личности.

Элементом психического склада, при­мыкающим к социальным обычаям, явля­ются предрассудки. Предрассудок — это укоренившееся в обществе мнение «без разумного отчета н основательности его» (В. Даль), но относящееся преимуществен­но к «предостерегательным, суеверным правилам». Предрассудки определяют от­ношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям- Бытовавшее до некоторого вре­мени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультур­ных людей, с ограниченным мировоззре­нием, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп.

Целостную характеристику психологи­ческих особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жиз­ни— это совокупность устоявшихся типич­ных для определенных социачьно-эконо-мических отношений форм жизнедеятель­ности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духов­ном производстве, в общественно-полити­ческой и семейно-бытовой сферах. По образу жизни можно определить, как люди живут, какими действиями и поступками


 

6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления



руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонаст­роения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных по­зициях, социальных и личностных уста­новках, потребностях, стиле жизни и по­ведении.

6.6.2. Психология толпы

В понятие «толпа» часто вкладывается различное, неоднозначное содержание. Объясняется это тем, что оно используется, с одной стороны, в различных контекстах, а с другой — в различных языках, поэтому имеет неодинаковый семантический смысл. В политической публицистике по­нятие толпы неоправданно связывают с любыми проявлениями массового недо­вольства, даже если они происходят в форме организованных, хорошо управля­емых властями митингов и демонстраций.

С лингвистической точки зрения раз­ночтения возникают в связи с тем, что в русском языке словом «толпа» переводятся иноязычные понятия, имеющие несколько другое содержание. Например, английское слово «crowd», как и французское «la foule», переводят у нас однозначно: толпа. А на самом деле эти слова означают скопление большого числа людей в ограниченном пространстве, поэтому они вполне приме­нимы и к организованному митингу, и к аудитории театральных зрителей или сту­дентов, и к неорганизованной массе. В западной психологии эти понятия ин­терпретируются так же, как синонимы слов «масса», «массовость*, и в таком по­нимании их связывают с революционными и общественными движениями. Примером может служить одно из последних иссле­дований С. Московичи {1981), название которого в русском переводе звучит как «Век толп: исторический трактат по пси­хологии масс».

Русскоязычному пониманию слова «толпа» в английском языке соответствует


понятие «mob», означающее возбужденное, волнующееся, беспорядочное скопление людей.

В свете сказанного мы считаем, что с психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизо­ванное (или потерявшее организован­ность) скопление людей, не имеющее об­щей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.

Типы толпы. По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы, различают толпы активные и пассивные. К первому типу следует отнести прежде всего агрес­сивную толпу, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жес­токости, разрушительным действиям. Ак­тивной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в па­ническую. Обычно такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или очень крупных катастроф, т. е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так, что толпа, охваченная паникой, неожиданно возникает в совер­шенно спокойных условиях. Примерами могут служить два случая давки, в кото­рых погибло значительное число людей: первый имел место в 1896 г. на Ходынском поле в Москве в связи с празднеством по случаю коронации Николая II, а второй — в 1953 г. также в Москве во время похорон Сталина. В обоих случаях причиной была плохая организация порядка в местах боль­ших скоплений людей.

К активному типу относится стяжатель­ская толпа, т. е. скопление людей, объеди­ненных стремлением к грабежу, разворо­выванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в резуль­тате, например, стихийного бедствия. Не­редко в таких случаях виновником считают «уголовный элемент». Однако опыт сви­детельствует, что обычно и добропорядоч­ные граждане при определенных обстоя­тельствах, когда кажется, что отвечать им не придется, иногда попадают в число ма­родеров. Склонность к «рационализации», т. е. к олравдыванию перед самим собой своих действий («все равно имущество пропало бы», «его украл бы кто-нибудь


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



другой» и т. д.) составляет тот психологи­ческий механизм, который примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления.

В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под кото­рой имеется в виду собрание людей, выра­жающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы, зависит от степени его организованности.

Совершенно особый тип составляет толпа пассивная, отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента. Каждому знаком рассказ А.П.Чехова «Брожение умов» — блестящая иллюстра­ция небольшой пассивной толпы с неко­торыми ее закономерностями. Она стихий­но возникла лишь потому, что два человека стояли на улице и сосредоточенно смот­рели в одном направлении. Случайные прохожие стали останавливаться и смот­реть в том же направлении. А поскольку любое свое действие люди стремятся как-то объяснить, то в образовавшемся скоп­лении публики появились самые различ­ные версии относительно того, куда и почему смотрят люди.

Американские психологи воспроизвели сюжет Чехова в эксперименте. Цель его заключалась в выяснении вопроса о том, какое число людей необходимо, чтобы спровоцировать формирование случайных индивидов в толпу по типу чеховского «брожения умов». Были созданы группы из 1, 2, 3, 5, 10 и 15 человек, которые ос­танавливались на многолюдной улице и в течение минуты смотрели в одном направ­лении. Поведение прохожих фиксирова­лось на кинопленку. Оказалось, что число прохожих, останавливавшихся и начинав­ших смотреть в том же направлении, в каком группы и в которые входило от 1 до 5 человек, быстро увеличивалось в зави­симости от размеров «провоцирующей группы». Группы, состоявшие из 5, 10 и 15 человек оказывали уже примерно одина­ковое воздействие. Так, при одном чело­веке останавливалось 4,05% прохожих, а при 15 — 39,98%. Отсутствие стимулов к какому-либо действию объясняет, что толпы такого рода так же быстро рассеи­ваются, как и собираются.


Социально-психологические особенности толпы. Толпа, как специфическое объеди­нение людей, обладает рядом социально-психологических свойств, которые оказы­вают влияние на поведение составляющих ее индивидов.

Анонимность. Принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у человека, уверенность в том, что его действия и по­ступки останутся никем не замеченными и никому не известными. Следствием является чувство бесконтрольности и безответственности, поскольку каждый полагает, что любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично. Это по­зволяет людям совершать поступки, не­мыслимые для них в обычных условиях.

Ощущение слияния с большой массой людей в сочетании с анонимностью напол­няет человека чувством силы и могущества, что способствует эмоциональному возбуж­дению, ограничивающему контроль созна­ния над поведением.

Однородность толпы возникает вследст­вие уравнивания, сведения к одному уровню всех психических проявлений и поведения индивидов. Обший интеллектуальный уро­вень толпы ниже интеллекта ее участни­ков, поэтому она крайне некритично вос­принимает любые слухи, легко переносит внимание с одних объектов на другие, бездумно поддается воздействию лозунгов, речей не только лидеров толпы, но и слу­чайных людей.

Внушаемость — одно из важнейших свойств толпы, связанное с предыдущими ее качествами, объясняющее непредсказуе­мость ее действий, поскольку она легко реагирует на любые обстоятельства и при­зывы. Это же свойство повышает готов­ность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером.

Особую роль играют слухи в толпе. Они являются основным способом распростра­нения информации и выполняют функцию ориентации участников толпы в склады­вающейся ситуации, способствуя стихий­ной организации их действий.

Психическое заражение выражается в быстром распространении, переносе психи­ческого состояния одних людей на других. В этом проявляется действие закона


 

6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления



психического единства толпы (по теории Г. Лебона), который позволяет объяснить ее психологическую однородность и вы­сокую эмоциональную чувствительность.

Иррациональность поведения толпы и ее эмоциональная напряженность становятся интегративным результатом всех ее других свойств. Эмоциональный компонент, как правило, начинает играть свою роль уже при возникновении толпы, а в дальней­шем оказывает на нее возрастающее влия­ние, делая ее крайне возбужденной и им­пульсивной.

Человек, подчинившийся законам толпы, теряет свою личностную индиви­дуальность, становится ее конформным участником и поэтому способен на любые действия и поступки. Конечно, не все люди подвержены таким превращениям. Это зависит от уровня психологической и нравственной зрелости личности.

Причины и условия возникновения агрес­сивной толпы. Обычно выделяются два типа причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный харак­тер, другие — ситуативный. Первые со­ставляют любые экономические, социаль­ные, политические и другие факторы от­носительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряжен­ности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, безнадежности и от­чаяния.

При наличии долговременных условий роль ситуативной причины для возникно­вения толпы и массовых беспорядков может сыграть все, что угодно — от неадекват­ных действий властей до простого быто­вого эпизода и даже слуха. Трагические события в Баку, например, а январе 1990 г. начались с попытки азербайджанского беженца из Армении выселить из квартиры армянина и последовавшей за этим драки. Все произошло на фоне крайне обострен­ной ситуации в городе, создавшейся в связи с наплывом и неустроенностью беженцев. В Душанбе в том же году в качестве толчка к массовым выступлениям послужили всего лишь слухи о том, что в город должн ы яко­бы приехать армяне — беженцы из Азер­байджана — и им будет предоставлена жилая площадь.


Помимо долговременных и ситуатив­ных условий, порождающих массовые выступления, необходимо иметь в виду еше один очень важный фактор — уровень развития политической культуры как об­щества в целом, так и отдельных его сег­ментов. От этого фактора зависит веро­ятность нарушения норм демократии и правопорядка и превращения выступлений протеста в массовые беспорядки. С учетом этого можно вывести общую формулу сле­дующего содержания:

Степень обостренности
социально - экономич еских
Степень вероятности = проблем
массовых беспорядков Уровень развития

политической культуры

Психологические теории толлы. Если не считать исторических описаний народных бунтов и массовых беспорядков, попытки научного изучения толпы были предпри­няты лишь в конце XIX в. Они связаны с именами социологов Г. Лебона, Г. Тарда, С. Сигеле и др. Свою лепту в изучение этой проблемы внес 3. Фрейд и некоторые его последователи.

Взгляды Г. Лебона (1895) на проблему массового поведения отражают его пред­ставления о человеке и его месте в об­ществе. Человек, по его убеждению, руко­водствуется в жизни представлениями двух видов: врожденными, т. е. биологически унаследованными от предков, и приобре­тенными, или «умственными». Первые представления — это наследство расы, ко­торое приобретается и применяется бес­сознательно, вторые не играют серьезной роли в поведении человека и становятся действенными лишь после того, как пере­ходят через несколько поколений в сферу бессознательного. Понятие личности как сознательного носителя определенных общественных ценностей, идеалов и убеж­дений у Лебона не используется, поскольку человек, по его мнению, лишь пассивная часть толпы, которая руководствуется ин­стинктом и выступает как носитель «духа расы». Именно поэтому толпа, считает Лебон, несмотря на свою иррациональ­ность, обычно точно понимает и выражает интересы общества.

Отвлекаясь от мистических начал взглядов Лебона, следует сказать, что его


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: