Социальная психология. Открытыми и закрытыми. Членство в по­следних определяется внутренними уста­новлениями групп



открытыми и закрытыми. Членство в по­следних определяется внутренними уста­новлениями групп.

Критерием разделения больших соци­альных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. Так, Дилигенский выделяет типы социаль­ных групп. Объединение людей, имеющих обший объективно существующий и соци­ально значимый признак, представляет собой типологическую группу. Таким при­знаком может быть демографический по­казатель. В этом случае типологическую группу составят мужчины, женщины, поко­ление, молодежь, средний возраст, пожи­лые люди и т.д. Характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.

Второй тип групп составляют люди, сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, об­щественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетеро-генны: по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические. Если в пер­вом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во вто­ром — субъективная. Речь идет о психоло­гической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.

Предмет психологии больших групп. ГМ. Андреева [1980] ставит вопросы, под­лежащие изучению: 1) какие группы сле­дует рассматривать в качестве «больших*; 2) какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их сопод­чинение, характер их взаимосвязи; 3) ка­ково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу с элемен­тами этой групповой психологии; 4) ка­кими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений?

По мнению Дилигенского, психология больших групп изучает особенности раз­личных видов субъективно-психологичес­ких групп (например, ассоциаций, органи­заций), механизм сложения индивидуаль­ных действий в групповые; анализ группы


как субъекта действия. Главным же в пред­мете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной со­циальной общностью и общностью соци­ально-психологической, исследования пу­тей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым [Дилигенский, 1975J.

Уровни развития больших социальных групп. В историческом развитии общество, конкретно — отдельные социальные группы, проходят ряд этапов. Эти этапы соответст­вуют уровню развитости групп. Согласно классификации Дилигенского, таких уров­ней три.

Первый — низкий уровеньтипологи­ческий. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в ре­гуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства. Примером служат предпринима­тели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране. Каж­дый из них занимался своим делом, осу­ществлял специфический виддеятельности; сиязь с другими предпринимателями про­ходила благодаря механизмам взаимодей­ствия так же, как с другими людьми.

Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уро­вень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.

Третий уровень предполагает готов­ность членов группы к совместным дейст­виям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприни­матели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединя­ются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с дру­гими объединениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, страте-


 

6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления



гию и тактику деятельности. Предприни­мательство сформировалось как социаль­ная общность и социальное движение в России. Этот уровень развития социаль­ных групп Дилигенский называет уровнем солидарности. Можно его обозначить как уровень интегрированности.

Уровень развития социально-психоло­гической общности групп позволяет уста­новить их реальную роль в общественно-историческом процессе в целом, детерми­нирует развитие тех или иных социальных событий, явлений и т. д.

Факторы, определяющие уровень пси­хологической общности группы. Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс включает в себя слои; классовые «границы» не совпадают с наци­ональными, профессиональными, половыми и т. д. Эти общности могут перекрещиваться, причем неоднократно. Степень включен­ности людей в эти разные общности, иден­тификация с какой-то из них и взаимо­отношения между ними определяют соци­ально-психологический статус группы.

Дилигенский в качестве одного из фак­торов, определяющих социально-психоло­гическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредст­венности отражения н сознании членов группы признаков, позволяющих иденти­фицировать свою группу и выделить ее от «чужих». Непосредственность некоторых идентификационных признаков остается очевидной, несмотря на общественно-исторические изменения. Таковыми счи­таются, например, признаки расы, языка, пола. Другие признаки становятся менее непосредственно воспринимаемыми. В част­ности, классовые характеристики социаль­ных групп в настоящее время не столь определенны, как это было несколько де­сятилетий тому назад. Так, размытыми являются характеристики представителей буржуазии, рабочего класса, интеллиген­ции. Появление новых общностей — пред­принимателей, «новых русских» усиливает этот процесс неопределенности в класси­фикациях общностей.

На уровень развития общностей влияет характер внутри- и межгрупповых комму­никаций. Отграниченное^ разных общнос-


тей от других, характерная, например, для общинного крестьянства России, разрушена более тесными внутрисельскохозяйствен-ными объединениями, контактами, наиболее интенсивными связями с городом. Сред­ства массовой информации включают ра­нее разобщенные группы в общее инфор­мационное поле, в контекст более широ­ких социальных процессов.

Объективная возможность сменить ре­альную связь с одной группой на связь с другой существенно влияет на прочность социальных взаимодействий в своей группе, снижая уровень ее интегрированности. Социальная мобильность выступает как фактор, ослабляющий процесс идентифи­кации у служащих, представителей интел­лигенции. Для последней характерным стало падение престижа высшего образо­вания и причисление себя скорее не к со­циальному слою, а к работнику по виду профессий.

Цементирующим признаком социально-психологической общности является идео­логия. Объединения людей в борьбе с уг­нетателями, колонизаторами, за нацио­нальную независимость, в защите отечества, за социальные изменения возникали на основе идей. Эти идеи выступали как ор­ганизующее начало, стимул к объединен­ным действиям. История общества полна этими примерами. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.

Исключительное место в системе фак­торов, определяющих социально-психоло­гическую общность групп, занимает ее общественно-исторический опыт. Он опи­рается на общность положения группы, ее признаки, отличительные по разным па­раметрам организационные предпосылки, идеологию. Но системообразующим при­знаком этого опыта является практика коллективного действия. Ее положитель­ный результат входит в фонд социальной памяти народа, групп, общностей. Видом этой социальной памяти являются архе­типы, описанные К. Юнгом.

Элементы общественной психологии. Психические явления в больших группах могут быть отнесены к сферам психики. Подобно тому, какие сферы существуют в


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



обшей психологии, можно говорить о ког­нитивной, потребностно-мотивационноп, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер -в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.

Так, к когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, обшественное мнение, общест­венное сознание, менталитет. Когнитив­ные процессы в больших общностях яв­ляются отражением социальных процес­сов, статуса групп в системе обществен­ных отношений, уровня развития духов­ной жизни общества. Общественно-исто­рические про-цессы определяют содержа­ние познавательных процессов, изменяет­ся объект познания. О чем думают люди, что их волнует, — вопросы, которые ме­няются в зависимости от общественных ус­ловий. Но общественная детерминация психических групповых процессов касает­ся и их содержания, и способов отраже­ния объективной действительности. Исто­ричным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль, Известны особенности восточного и западного стилей мышления; своеобраз­ным является менталитет того или иного народа в разные периоды его историчес­кого развития. Эмпирические исследо­вания А.Р. Лурии показали своеобразие чувственного и понятийного отражения действительности в условиях существен­ных социальных и культурно-историчес­ких преобразований жителей среднеазиат­ских народов бывшего СССР [Лурия, 1974]. В когнитивной сфере закрепляются способы и механизмы, с помощью кото­рых возникают, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности. В различных социальных сре­дах складываются более или менее благо­приятные условия для развития тех или иных когнитивных особенностей. Когни­тивные структуры — основа обыденной психологии. Высший их уровень — созна­ние обшности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом. Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями,


интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элемен­тов потребности составляют в известном смысле базисную характеристику психоло­гии человека. Классы и большие социаль­ные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потреб­ностями, интересами, идеалами.

Независимо от того, рассматривать ли потребности как нужду (что делает ряд авторов) или как движущую силу актив­ности личности, в них заключен социаль­ный смысл. Высказанная В.Н. Мясише-вым точка зрения на потребности точнее всего отражает их социально-психологи­ческую сущность. Потребность, по его мнению, отражает единство нужды и по­буждения, тяготения к определенному объекту. Он считает, что потребность пред­ставляет отношения к объективной дейст­вительности.

Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социаль­ных групп имеет деление групповых по­требностей на два вида:

1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;

2) потребности большинства личнос­тей, входящих в данную группу, т. е. ти­пичные для группы потребности.

Потребности второго рода, типичные «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из обшности социальной среды, в которой находятся члены данной группы (см.: [Социальная психология, 1979, с. 74-75]).

Для психологии больших групп в опре­деленный период общественно-историчес­кого периода важно действие закона раз­вития потребностей, соотношение инди­видуальных и коллективных потребностей, развитие высших по своей природе соци­ально-психологических потребностей — познавательных и эстетических, потребнос­тей в труде, в общении.

В нашем сравнительном исследовании истории развития психологических осо­бенностей российского крестьянства [Зо­това, Новиков, Шорохова, 1983] были


 

6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления



показаны существенные изменения по­требностей в разные исторические перио­ды развития России.

С потребностями в психологии больших групп органически связаны интересы. В интересах субъективно отражаются материальные условия существования общности. В них выражается направлен­ность психики и деятельности, стремящейся к удовлетворению потребностей. «Психо­логически, — считает А.И. Горячева, — ин­терес переживается в виде чувственного и сознательного тяготения к некоторому объекту в силу жизненной значимости и эмоциональной привлекательности по­следнего» [Горячева, 1965, с. 220J.

Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.

В процессе общественного развития интересы, так же как и потребности, раз­виваются. Особенно это ярко проявляется в периоды резких социально-экономичес­ких и политических преобразований. На­пример, интерес к новому делу, предпри­нимательству, в России возник в ходе этих преобразований.

Интерес рабочих России к революци­онной деятельности резко возрос в пред­октябрьский период 1917 г.

В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпо­чтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведе­нии, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятель­ности групп, личностей, отношение к бу­дущему. Они определяют предпочитаемую сферу их жизнедеятельности. Это лич-ностно обусловлено уровнем притязаний, реальными возможностями и самооценкой человека.

Тщательный анализ типологии ориен­тации в капиталистическом обшестве со­держится в работах Дилигенского. Он вы­деляет несколько типов таких ориентации: статус-кво (прожить как-нибудь, остаться на поверхности); карьеристский тип (вы­биться в люди, сделать карьеру, добиться успеха в пределах данной организации); предпринимательский тип (расширить


дело, добиться большей независимости, власти, влияния); гедонистическая ориен­тация (на досуг, на развлечения); ориен­тация на материальное потребление, в более обнаженном виде — это потре­бительская ориентация; социально-пато­логическая ориентация; ориентация на творчество (это уровень самоактуализации личности); ориентация на борьбу за опре­деленные социальные идеалы [Дилиген-ский, 1971, 1975, 1994].

С этими типами ориентации можно встретиться и в нашем современном об­ществе.

Идеалы выступают высшей формой побуждения социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом пла­не — это образное отражение какого-ни­будь реального или нереального явления. «Идеал для всякой эпохи, — писал А.И. Герцен, — она сама, очищенная от случайности, преображенное созерцание настоящего. Разумеется, чем всеобъемле-мее и полнее настоящее, тем всемирнее и истиннее его идеал» [Герцен, с. 87].

Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд обшегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и поведения лю­дей, определяя направленность личности и групп.

Аффективная сфера психологии боль­ших групп включает чувства, эмоции и настроения.

Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «соци­альные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоцио­нальное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действитель­ности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, со­циальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодейст­вии.

Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп. В них в яркой форме от­ражаются отношения и оценка людьми состояния объективных процессов и пси-


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: