открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.
Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. Так, Дилигенский выделяет типы социальных групп. Объединение людей, имеющих обший объективно существующий и социально значимый признак, представляет собой типологическую группу. Таким признаком может быть демографический показатель. В этом случае типологическую группу составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д. Характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.
Второй тип групп составляют люди, сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетеро-генны: по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.
Предмет психологии больших групп. ГМ. Андреева [1980] ставит вопросы, подлежащие изучению: 1) какие группы следует рассматривать в качестве «больших*; 2) какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи; 3) каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу с элементами этой групповой психологии; 4) какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений?
По мнению Дилигенского, психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп (например, ассоциаций, организаций), механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы
как субъекта действия. Главным же в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым [Дилигенский, 1975J.
Уровни развития больших социальных групп. В историческом развитии общество, конкретно — отдельные социальные группы, проходят ряд этапов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп. Согласно классификации Дилигенского, таких уровней три.
Первый — низкий уровень — типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства. Примером служат предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране. Каждый из них занимался своим делом, осуществлял специфический виддеятельности; сиязь с другими предпринимателями проходила благодаря механизмам взаимодействия так же, как с другими людьми.
Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.
Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприниматели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с другими объединениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, страте-
6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления
гию и тактику деятельности. Предпринимательство сформировалось как социальная общность и социальное движение в России. Этот уровень развития социальных групп Дилигенский называет уровнем солидарности. Можно его обозначить как уровень интегрированности.
Уровень развития социально-психологической общности групп позволяет установить их реальную роль в общественно-историческом процессе в целом, детерминирует развитие тех или иных социальных событий, явлений и т. д.
Факторы, определяющие уровень психологической общности группы. Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс включает в себя слои; классовые «границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т. д. Эти общности могут перекрещиваться, причем неоднократно. Степень включенности людей в эти разные общности, идентификация с какой-то из них и взаимоотношения между ними определяют социально-психологический статус группы.
Дилигенский в качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения н сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих». Непосредственность некоторых идентификационных признаков остается очевидной, несмотря на общественно-исторические изменения. Таковыми считаются, например, признаки расы, языка, пола. Другие признаки становятся менее непосредственно воспринимаемыми. В частности, классовые характеристики социальных групп в настоящее время не столь определенны, как это было несколько десятилетий тому назад. Так, размытыми являются характеристики представителей буржуазии, рабочего класса, интеллигенции. Появление новых общностей — предпринимателей, «новых русских» усиливает этот процесс неопределенности в классификациях общностей.
На уровень развития общностей влияет характер внутри- и межгрупповых коммуникаций. Отграниченное^ разных общнос-
тей от других, характерная, например, для общинного крестьянства России, разрушена более тесными внутрисельскохозяйствен-ными объединениями, контактами, наиболее интенсивными связями с городом. Средства массовой информации включают ранее разобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов.
Объективная возможность сменить реальную связь с одной группой на связь с другой существенно влияет на прочность социальных взаимодействий в своей группе, снижая уровень ее интегрированности. Социальная мобильность выступает как фактор, ослабляющий процесс идентификации у служащих, представителей интеллигенции. Для последней характерным стало падение престижа высшего образования и причисление себя скорее не к социальному слою, а к работнику по виду профессий.
Цементирующим признаком социально-психологической общности является идеология. Объединения людей в борьбе с угнетателями, колонизаторами, за национальную независимость, в защите отечества, за социальные изменения возникали на основе идей. Эти идеи выступали как организующее начало, стимул к объединенным действиям. История общества полна этими примерами. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.
Исключительное место в системе факторов, определяющих социально-психологическую общность групп, занимает ее общественно-исторический опыт. Он опирается на общность положения группы, ее признаки, отличительные по разным параметрам организационные предпосылки, идеологию. Но системообразующим признаком этого опыта является практика коллективного действия. Ее положительный результат входит в фонд социальной памяти народа, групп, общностей. Видом этой социальной памяти являются архетипы, описанные К. Юнгом.
Элементы общественной психологии. Психические явления в больших группах могут быть отнесены к сферам психики. Подобно тому, какие сферы существуют в
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
обшей психологии, можно говорить о когнитивной, потребностно-мотивационноп, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер -в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.
Так, к когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, обшественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Общественно-исторические про-цессы определяют содержание познавательных процессов, изменяется объект познания. О чем думают люди, что их волнует, — вопросы, которые меняются в зависимости от общественных условий. Но общественная детерминация психических групповых процессов касается и их содержания, и способов отражения объективной действительности. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль, Известны особенности восточного и западного стилей мышления; своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его исторического развития. Эмпирические исследования А.Р. Лурии показали своеобразие чувственного и понятийного отражения действительности в условиях существенных социальных и культурно-исторических преобразований жителей среднеазиатских народов бывшего СССР [Лурия, 1974]. В когнитивной сфере закрепляются способы и механизмы, с помощью которых возникают, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности. В различных социальных средах складываются более или менее благоприятные условия для развития тех или иных когнитивных особенностей. Когнитивные структуры — основа обыденной психологии. Высший их уровень — сознание обшности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом. Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями,
интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют в известном смысле базисную характеристику психологии человека. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, интересами, идеалами.
Независимо от того, рассматривать ли потребности как нужду (что делает ряд авторов) или как движущую силу активности личности, в них заключен социальный смысл. Высказанная В.Н. Мясише-вым точка зрения на потребности точнее всего отражает их социально-психологическую сущность. Потребность, по его мнению, отражает единство нужды и побуждения, тяготения к определенному объекту. Он считает, что потребность представляет отношения к объективной действительности.
Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида:
1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
2) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.
Потребности второго рода, типичные «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из обшности социальной среды, в которой находятся члены данной группы (см.: [Социальная психология, 1979, с. 74-75]).
Для психологии больших групп в определенный период общественно-исторического периода важно действие закона развития потребностей, соотношение индивидуальных и коллективных потребностей, развитие высших по своей природе социально-психологических потребностей — познавательных и эстетических, потребностей в труде, в общении.
В нашем сравнительном исследовании истории развития психологических особенностей российского крестьянства [Зотова, Новиков, Шорохова, 1983] были
6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления
показаны существенные изменения потребностей в разные исторические периоды развития России.
С потребностями в психологии больших групп органически связаны интересы. В интересах субъективно отражаются материальные условия существования общности. В них выражается направленность психики и деятельности, стремящейся к удовлетворению потребностей. «Психологически, — считает А.И. Горячева, — интерес переживается в виде чувственного и сознательного тяготения к некоторому объекту в силу жизненной значимости и эмоциональной привлекательности последнего» [Горячева, 1965, с. 220J.
Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.
В процессе общественного развития интересы, так же как и потребности, развиваются. Особенно это ярко проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразований. Например, интерес к новому делу, предпринимательству, в России возник в ходе этих преобразований.
Интерес рабочих России к революционной деятельности резко возрос в предоктябрьский период 1917 г.
В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу их жизнедеятельности. Это лич-ностно обусловлено уровнем притязаний, реальными возможностями и самооценкой человека.
Тщательный анализ типологии ориентации в капиталистическом обшестве содержится в работах Дилигенского. Он выделяет несколько типов таких ориентации: статус-кво (прожить как-нибудь, остаться на поверхности); карьеристский тип (выбиться в люди, сделать карьеру, добиться успеха в пределах данной организации); предпринимательский тип (расширить
дело, добиться большей независимости, власти, влияния); гедонистическая ориентация (на досуг, на развлечения); ориентация на материальное потребление, в более обнаженном виде — это потребительская ориентация; социально-патологическая ориентация; ориентация на творчество (это уровень самоактуализации личности); ориентация на борьбу за определенные социальные идеалы [Дилиген-ский, 1971, 1975, 1994].
С этими типами ориентации можно встретиться и в нашем современном обществе.
Идеалы выступают высшей формой побуждения социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане — это образное отражение какого-нибудь реального или нереального явления. «Идеал для всякой эпохи, — писал А.И. Герцен, — она сама, очищенная от случайности, преображенное созерцание настоящего. Разумеется, чем всеобъемле-мее и полнее настоящее, тем всемирнее и истиннее его идеал» [Герцен, с. 87].
Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд обшегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность личности и групп.
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.
Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «социальные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.
Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп. В них в яркой форме отражаются отношения и оценка людьми состояния объективных процессов и пси-