Приемы управления работоспособностью

Содержание понятия «работоспособ­ность* и перечень факторов деятельности, влияюших на ее уровень, определяют ос­новные направления регуляции способ­ности человека выполнять конкретную работу с заданными параметрами эффек­тивности и надежности. Обеспечение ра­ботоспособности в соответствии с требо­ваниями профессиональной деятельности реально на основе учета возможностей человека при совершенствовании техни­ческих систем управления, условий и ор­ганизации трудового процесса, проведения профессионального отбора специалистов и использования эффективных приемов их подготовки. Все эти направления ориен­тированы на обобщенные рекомендации {средства, методы, нормативы и т. п.), предназначенные для специалистов опре­деленного профиля деятельности. В этих рекомендациях, как правило, не учитыва­ются возможные индивидуальные измене­ния уровня работоспособности.

Для повышения или поддержания ра­ботоспособности на заданном уровне путем непосредственного воздействия на кон­кретного человека предложен достаточно большой комплекс приемов, разработан­ный и обоснованный в ряде исследований [1,5]. Эффективным средством профилак­тики функциональных нарушений и обес­печения высокой работоспособности является индивидуальная регламентация деятельности, а именно — учет профессио­нальных, психологических, физиологичес­ких особенностей конкретного специалиста,


его текущего состояния при организации режима труда, отдыха и питания, плани­рования трудовой нагрузки, ее периодич­ности, последовательности и длительности. В связи с тем что при интенсивной деятельности возникает утомление, психи­ческая напряженность, астенизация орга­низма и даже невротические расстройства, действенным средством их профилактики и восстановления нормального функцио­нального состояния является организация активного отдыха. В специальной литера­туре обоснованы формы и содержание активного отдыха (утренняя зарядка, тре­нировки на спецснарядах, спортивные игры, прогулки и т.д.). Как известно, физическая подготовка направлена не только на совершенствование силы, вы­носливости, скорости, ловкости, но и на развитие эмоциональной устойчивости, объема и распределения внимания, сенсо-моторной координации и других качеств, необходимых для выполнения професси­ональных заданий в экстремальных усло­виях деятельности [41]. Одним из методов психогенного управления функциональ­ным состоянием и соответственно работо­способностью является аутогенная трени­ровка и ее варианты в форме психосома­тической саморегуляции (В.М. Звонников, М.М. Решетников и др.). Основная задача тренировок состоит в освоении трех ме­тодических приемов: а) аутогенной релак­сации, предназначенной для снятия чрез­мерного нервно-психического напряжения и самоуспокоения; б) аутогенной стиму­ляции, направленной на снятие явлений утомления и повышение или поддержание высокой работоспособности; в) релак-сидеомоторной тренировкой, которая за­ключается в формировании образного представления профессиональной деятель­ности путем мысленного проигрыша ее элементов и этапов на фоне аутогенной ре­лаксации. Известен рядфизиолого-гигие-нических средств управления функцио­нальным состоянием, а именно: ускорен­ная (гладкая и дробная) адаптация орга­низма к измененным условиям внешней среды, дыхание чистым кислородом (лик­видация гипоксических состояний, возни­кающих при чрезмерных напряжениях), закаливание организма. Для профилакти-


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: